04-2017

Number 4 / 2017

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№4|2017

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 504.06

Skryabin A. Yu., Popovian G. V., Tron' I. A.

Study of the factors effecting the intensive growth of microalgae in the Don River

Summary

The factors enhancing the growth and evolution of the microalgae species composition in the Don River were studied. The effect of phosphorus on the phytoplankton growth rate was proved. The sources of nutrients incoming to the water bodies were analyzed. The factors of anthropogenic eutrophication of water bodies are presented: dyke construction facilitating the reduction of the river flow rate; decay of the vegetation on the lands immersed during the construction of water reservoirs and canals; intensive development of industrial production, agricultural activities, cattle breeding; increase of household and industrial use of synthetic detergents. The strategy of controlling water source bloom is proposed: bloom suppression during its development directly in the water body; the use of biological treatment methods (rehabilitation of the natural biocenosis by seeding certain microalgae species – different Chlorella strains and some species of herbivorous fish, e.g. silver carp; elimination of household and industrial use of phosphorus-containing detergents and their replacement with phosphate free detergents; strengthening of control of nitrogen and phosphorus fertilizer use in agriculture; construction and stepwise reconstruction or upgrade of wastewater treatment facilities that provide for enhanced removal of nitrogen and phosphorous compounds.

Key words

, , , , , , , ,

Read more...
 
There are no translations available.

№4|2017

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

XII Международная научно-техническая конференция,  посвященная памяти академика РАН  Сергея Васильевича Яковлева

Аннотация

С 15 по 17 марта 2017 г. в ФГБОУ ВО «Нацио­нальный исследовательский Московский государственный строительный университет» прошла XII Международная научно-техническая конференция, посвященная памяти академика Российской академии наук С. В. Яковлева.

Ключевые слова

Read more...
 

№4|2017

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.16:62-278

SHVETSOV V. N., MOROZOVA K. M., FESENKO L. N., Kostyukov V. P., Vergunov A. I.

Biosorption-membrane reactor with flat filtering elements: the calculation method

Summary

The results of studying the Don River water purification with the use of biosorption-membrane method in a biosorption-membrane reactor with flat-frame filtering elements are presented. An experimental plant with a capacity of less than 2.7 m3/day with addition of powdered activated carbon was constructed at the Novocherkassk water treatment facilities. The specific flow through the membrane was less than 17.6 l/(m2·h). The experimental results showed the high efficiency of natural water purification in a biosorption-membrane reactor that provided for meeting the requirements of Sanitary Rules and Regulations (SanPiN). The efficiency of COD reduction averaged to 41.2%, color – 57.3%, permanganate value – 33.3%. During the entire experiment no suspended solids were found in permeate. The obtained data were used as a basis for calculating the specific rate of organics oxidation estimated by COD and permanganate value. The maximum values of Vmax oxidation rate and Km Michaelis constant were determined by graphical method of double reciprocal. The permanganate value dependence of the specific organics oxidation rate and COD from temperature was obtained. Temperature constant  of Van Hoff’s equation was determined by COD and permanganate value to calculate the specific rate of organic pollutants oxidation during winter (10–11 °С) and summer seasons (20–22 °С). The method of calculating a biosorption-membrane reactor is presented.

Key words

, , , , ,

Read more...
 

№4|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.31:661.5

Stepanov S. V., Solkina O. S., MOROZOVA K. M., Stepanov A. S., Zhukova M. A.

The effect of membrane chemical washing on biological treatment processes

Summary

The results of research studies in the field of biomembrane treatment of dairy wastewater are presented. The experimental studies were carried out during four months. As a model effluent milk solution was used with addition of nutrients in the form of mineral salts – potassium monophosphate, ammonium chloride and sodium nitrate in ratios corresponding to the concentrations of these substances in original wastewater after physical and chemical treatment. The experiment was aiming at determining the process and kinetic cha­racteristics of biological processes in a membrane bioreactor. The studies of the model wastewater in a pilot bioreactor showed that at 7–9 g/l sludge dosage and 0.36 m3/(m2·day) specific flow rate corresponding to the regular operation mode of flat-frame membranes the operation of the plant without chemical washing was possible for about two months. It was stated that membrane washing with citric acid at 1000 mg/l solution concentration (5–20 mg/l acid concentration in the membrane tank) provided for reducing the rate of biochemical processes with only mixed liquor acidification. The citric acid toxicity did not appear at mixed liquor pH in the range of 6.83–7.17. The study of membrane washing with sodium hypochlorite solution in concentration of 2000 mg/l as NaOCl showed the competitive inhibition of the organics oxidation rate with practically complete inhibition of biochemical processes at the active chlorine concentration in the reactor more than 26.1 mg/l. The time of restoring the original rate of organics oxidation at 6.6 mg/l active chlorine concentration in the reactor was 220 minutes after wastewater supply had been started and permeate had been removed.

Key words

, , , , ,

Read more...
 

№4|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.166.085

SMIRNOV A. D., Strelkov A. K., Tkachev A. A.

Revisiting the selection of wastewater disinfection technology

Summary

Environmental law enforcement in relation to discharging chlorine and organochlorine contaminants induces the use of advanced safe and efficient chlorine free methods of wastewater disinfection. The use of ultraviolet irradiation provides for meeting all the requirements imposed on the technology of wastewater disinfection eliminating any adverse impact on the environment. The use of this technology eliminates possible penalty charges for polluting the environment with chlorine and organochlorine contaminants. The economic comparison of two disinfection methods (the application of sodium hypochlorite and UV-irradiation) reveals significant operational benefit when introducing UV-disinfection. Annual savings of operational expenditures is 50% and more at the comparable capital expenditures. The advantages of UV-disinfection are as follows: efficiency in relation to all types of indicator and pathogenic microorganisms, whereas chlorine-containing chemicals do not often ensure fair efficiency in viruses and protozoa elimination; no by-products are generated; no adverse impact on the water bodies is produced (consequently, no penalties); no threat of overdosing; easy and simple control over the disinfection process; no need in dosing system and additional control systems; disinfection effect independence from fluctuations of effluents quality within the limits of the design parameters; minimum footprint; no additional facilities are needed (e. g., contact tank for dechlorination); possible retrofitting into the existing buildings or facilities, for example, in the process of wastewater treatment facilities upgrade and chlorination replacement; low operational expenditures (lamp replacing once in a year and a half – two years and energy saving). In this context switching to chlorine free disinfection technologies that eliminate the formation of organochlorine contaminants is a correct solution.

Key words

, , , , ,

Read more...
 

№4|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.31:628.38

Kofman V. Ya.

Improving the efficiency of water resources management: decentralized grey water treatment

Summary

The established over the course of decades strategy of municipal wastewater treatment needs to be revised since it is not oriented toward water reuse (instead of effluent discharge into the receiving waters); it is not designed for nutrients removal and demands significant expenditures for the removal of xenobiotics. The centralized wastewater treatment does not provide for the qualitative solution of the given problem. Overseas the concept of separate collection and decentralized treatment of concentrated black water containing urea and faeces and grey water containing bath, shower and sink water, water from washing machines and dishwashers, kitchen water has been rapidly developed. Grey water contains much less (compared to black water and municipal wastewater) xenobiotics and pathogens and can be a source of water of different purity levels. This approach predetermines more sustainable municipal water supply, in particular, by avoiding meeting all the demands from a single drinking water source, all the more in cases when there is no need in high-quality water. In USA, Japan, Australia, Israel, some EU countries studies of different scales are carried out; in practice different schemes of nonpotable use of grey water after the required treatment have been implemented.

Key words

, , , ,

Read more...
 

№4|2017

HOT WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 697.34

Rafal'skaia T. A., Mansurov R. Sh.

Evaluation of the water temperature in the hot water system effect on the indoor temperature conditions

Summary

In the modern centralized heat supply systems two breakpoints of the central control heating curve are used. According to the effective regulative documents on ensuring the quality of hot water the temperature of supplied hot water should be raised in order to improve its microbiological characteristics. For this purpose the lower breakpoint of the central control heating curve was raised. At the same time in view of the impossibility of maintaining high temperature heating curves of the heat sources the upper breakpoint of the hea­ting curve is used. However in the present day schemes of heat supply stations coordinated heat supply to the systems of hot water and heat supply is used. The effect of temperature breakpoints on the indoor conditions was studied. A comparative checking calculation of the heating curves of a heat supply station in 2011–2012 was carried out when two breakpoints of the heating curve were used and in 2014–2015 when the upper breakpoint was raised (the lower breakpoint was raised too). The indoor temperature was determined with account of various building heat accumulation coefficients at different outdoor temperatures and variable water consumption in the hot water system. The calculations showed that raising the lower breakpoint produced more significant effect on the indoor heat conditions compared to the effect of raising the upper breakpoint. Raising the temperature in the hot water system can cause unfavorable heat conditions in the heated space; therefore raising the lower breakpoint cannot be considered as an energy efficient solution of the problem. Eliminating the drawbacks in the operation of hot water systems as well as carrying out regular thermal water disinfection can ensure meeting the requirements of the effective regulative documents eliminating deterioration of the heat supply quality.

Key words

, , , , , ,

Read more...
 

№4|2017

RELIABILITY OF WATER AND WASTEWATER FACILITIES

bbk 000000

UDC 628.1/.2:62-192

Alekseev M. I., Baranov L. A., Yermolin Yu. A.

Evaluation of water and wastewater facilities life time under the conditions of periodic failure flow
(to be discussed)

Summary

It is customary to evaluate the reliability of water and wastewater facilities by a number of indicators; the most important among them being the failure rate, reliability function – probability of failure free operation of a project by the time, average time between neighboring failures (life time) of the project. An approximate analytical solution of the task of the project reliability evaluation is presented for the case when the failure flow rate influencing the project is a periodic piecewise constant time function. It was suggested to replace this nonstationary process with a fictitious stationary one. The formula was derived stating the constant failure rate of the equivalent fictitious flow through the parameters of the initial real process. This provides for the possible approximate solution of reliability tasks in analytic form that is suitable for practical use and further analysis.

Key words

, , , , ,

Read more...
 

№4|2017

WATER DISTRIBUTION NETWORKS

bbk 000000

UDC 628.144:532.542

Baranchikova N. I., Yepifanov S. P., Zorkaltsev V. I., Kurtin A. V., Obuzdin S. Iu.

Flow distribution in water supply and distribution systems with automatic pressure regulators

Summary

The task of flow distribution in general pipeline systems including the systems of water supply and distribution with automatic pressure regulators is considered. To improve the reliability of the system operation pressure regulators are often installed «downstream» (redu­cing valves) and «upstream» (tank release valves). Pressure regulators manufactured by Bermad have been installed in the water distribution networks of Irkutsk; that provided for reducing and stabilizing the pressure in some zones. However zones exist that are supplied from several water pipelines with different pressure at the connection points, therefore sometimes complete closing of some regulators occurs (more often with small diameters) or flow reversal is possible, and the water flows through the regulator in the opposite direction. In this case the regulator fails to fulfill its function. Mathematical modeling of such situations is very important because it is them which significantly complicate the operation of the water supply and distribution systems. Mathematical models of automatic «upstream» and «downstream» pressure and pressure drop regulators are suggested with account of their version: normally open or normally closed. The mathematical formulation of the problem of flow distribution in the systems of water supply and distribution with pressure regulators is presented. The critical for the practice task of flow distribution in the pipelines with automatic regulators has been solved for the setting that describes different scenarios of the automatic regulators operation. A simple and efficient method of solving the set task of flow distribution that does not require derivation and has rapid enough convergence is suggested. On the basis of the numerical experiments it is fair to assume that the number of iterations moderately depends on the dimension of the problem (number of nodes and semicircular arcs), considerably depends on spread of hydraulic resistance values and to a lesser extent – node selection.

Key words

, , , , ,

Read more...
 


Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Banner konferentciia itog 200x100

VAK2

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

04-2017

Номер 4 / 2017

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№4|2017

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 504.06

Скрябин А. Ю., Поповьян Г. В., Тронь И. А.

Изучение факторов, влияющих на интенсивное развитие микроводорослей в реке Дон

Аннотация

Изучены факторы, способствующие росту и изменению видового состава микроводорослей в реке Дон. Доказано влия­ние фосфора на интенсивность развития фитопланктона. Проанализированы источники поступления биогенных элементов в водоемы. Приведены факторы антропогенного эвтрофирования водоема: строительство плотин, способствующее снижению скорости течения рек; разложение растительности на затопленных при строительстве водохранилищ и каналов землях; интенсивное развитие промышленного производства, сельского хозяйства, животноводства; увеличение объемов использования синтетических моющих средств в быту и промышленности. Предложена стратегия по борьбе с цветением водоисточника: подавление цветения в период его развития непосредственно в водоеме, применение биологических методов очистки (восстановление естественного биоценоза с помощью заселения в них определенных видов микроводорослей – Chlorella различных штаммов, а также некоторых сортов растительноядных рыб, например белого толстолобика; отказ от использования фосфорсодержащих моющих средств в быту и промышленности и замена их средствами, не содержащими фосфатов; усиление контроля за использованием азотных и фосфорных удобрений в сельском хозяйстве; строительство и поэтапная реконструкция или модернизация очистных сооружений, обеспечивающих глубокое извлечение соединений азота и фосфора.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

Подробнее...
 

№4|2017

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

XII Международная научно-техническая конференция,  посвященная памяти академика РАН  Сергея Васильевича Яковлева

Аннотация

С 15 по 17 марта 2017 г. в ФГБОУ ВО «Нацио­нальный исследовательский Московский государственный строительный университет» прошла XII Международная научно-техническая конференция, посвященная памяти академика Российской академии наук С. В. Яковлева.

Ключевые слова

Подробнее...
 

№4|2017

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.16:62-278

ШВЕЦОВ В. Н., МОРОЗОВА К. М., Фесенко Л. Н., Костюков В. П., Вергунов А. И.

Биосорбционно-мембранный реактор  с плоскими фильтрующими элементами: методика расчета

Аннотация

Приведены результаты исследований по очистке донской воды с применением биосорбционно-мембранного метода в биосорбционно-мембранном реакторе с плоскорамными фильтрующими элементами. Для этого на Новочеркасских водопроводных очистных сооружениях была смонтирована установка производительностью до 2,7 м3/сут с применением порошкообразного активированного угля. Удельный поток через мембрану составил до 17,6 л/(м2·ч). Результаты экспериментальных исследований показали высокую эффективность очистки природной воды в биосорбционно-мембранном реакторе до требований СанПиН. Эффективность снижения ХПК составляла в среднем 41,2%, цветности – 57,3%, перманганатной окисляемости – 33,3%. На протяжении всего эксперимента в пермеате отсутствовали взвешенные вещества. Полученные данные послужили основой для расчета удельной скорости окисления органических веществ, оцениваемых по ХПК и перманганатной окисляемости. Определены значения максимальной скорости окисления Vmax и константы Ми­хаэлиса Km графическим методом двойных обратных величин. Получена зависимость удельной скорости окисления органических загрязнений по перманганатной окисляемости и ХПК от температуры. Определена температурная константа  уравнения Вант-Гоффа по ХПК и перманганатной окисляемости для расчета удельной скорости окисления органических загрязнений в зимний (10–11 °С) и летний (20–22 °С) периоды года. Приведена методика расчета биосорбционно-мембранного реактора.

Ключевые слова

, , , , ,

Подробнее...
 

№4|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.31:661.5

Степанов С. В., Солкина О. С., МОРОЗОВА К. М., Степанов А. С., Жукова М. А.

Влияние химических промывок мембран  на процессы биологической очистки

Аннотация

Представлены результаты научных исследований в области биомембранной очистки сточных вод предприятий молочной промышленности. Экспериментальные исследования проводили в течение четырех месяцев. В качестве модельного стока использовали раствор молока с добавлением биогенных элементов в виде минеральных солей – однозамещенного фосфорнокислого калия, хлористого аммония и нитрата натрия в пропорциях, соответствующих концент­рациям этих веществ в натурных сточных водах, прошедших физико-химическую обработку. Целью эксперимента являлось получение технологических и кинетических характеристик биологических процессов в мембранном биореакторе. Исследования, проведенные с модельным стоком на пилотном биореакторе, показали, что при поддержании дозы ила 7–9 г/л и при удельном потоке 0,36 м3/(м2·сут), соответствующем обычному режиму эксплуатации плос­корамных мембран, работа установки без химических промывок возможна в течение около двух месяцев. Установлено, что промывка мембран лимонной кислотой с концентрацией раствора 1000 мг/л (концентрация кислоты в мембранном резервуаре 5–20 мг/л) снижает скорость биохимических процессов, причем исключительно за счет подкисления иловой смеси. Токсичность лимонной кислоты не проявляется в диапазоне рН иловой смеси 6,83–7,17. Изучение влияния промывки мембран раствором гипохлорита натрия с концентрацией по NaOCl 2000 мг/л показало наличие конкурентного торможения скорости окисления органических веществ с практически полным подавлением биохимических процессов при концентрации активного хлора в реакторе выше 26,1 мг/л. Продолжительность восстановления первоначальной скорости окисления органических веществ при концентрации активного хлора в реакторе 6,6 мг/л составила 220 минут после включения подачи сточных вод и отвода пермеата.

Ключевые слова

, , , , ,

Подробнее...
 

№4|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.166.085

Смирнов А. Д., Стрелков А. К., Ткачев А. А.

К вопросу выбора технологии обеззараживания сточных вод

Аннотация

Ужесточение природоохранного законодательства в части сброса хлора и хлорорганических соединений побуждает к использованию современных безопасных и эффективных бесхлорных методов обеззараживания сточных вод. Использование ультрафиолетового излучения позволяет соблюдать все требования, предъявляемые к технологии обеззараживания сточных вод, не нанося никакого ущерба окружающей среде. Применение такой технологии исключает возможность начисления штрафов за загрязнение окружающей среды хлором и хлорорганическими соединениями. Экономическое сравнение двух методов обеззараживания (применение гипохлорита натрия и УФ-облучение) также показывает значительную эксплуатационную выгоду при внедрении УФ-обеззараживания. Годовая экономия в эксплуатационных расходах составляет 50% и более при сопоставимых капитальных затратах. Достоинства УФ-обеззараживания: эффективность в отношении всех типов индикаторных и патогенных микроорганизмов, в то время как хлорсодержащие реагенты зачастую не обес­печивают достаточной эффективности по вирусам и простейшим; не образуются побочные продукты, отсутствует негативное воздействие на водные объекты (а значит, нет и штрафов); нет опасности передозировки; легкий и простой контроль над процессом обеззараживания, нет необходимости в системе дозирования и дополнительных системах контроля; независимость эффекта обеззараживания при колебаниях качества сточных вод в пределах проектных параметров; минимальная занимаемая площадь, не нужны дополнительные сооружения (например, контактный резервуар для дехлорирования); возможность «вписаться» в уже существующие здания или сооружения, например, при модернизации очистных сооружений канализации и замене хлорирования; низкие эксплуатационные расходы (замена ламп один раз в полтора-два года и электроэнергия). В таких условиях переход на использование бесхлорных технологий обеззараживания, не приводящих к образованию хлорорганических загрязнителей, является верным решением.

Ключевые слова

, , , , ,

Подробнее...
 

№4|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.31:628.38

Кофман В. Я.

Повышение эффективности использования водных ресурсов: децентрализованная обработка серых сточных вод

Аннотация

Сложившаяся на протяжении многих десятилетий страте­гия обработки городских сточных вод требует внесения корректив, поскольку она не ориентирована на повторное использование воды (вместо сброса в водотоки-приемники), не предназначена для удаления биогенов и требует значительных затрат на очистку от ксенобиотиков. При централизованной обработке сточных вод невозможно качественно решить данную проблему. За рубежом активно разрабатывается концепция раздельного отвода и децент­рализованной обработки концентрированных черных сточных вод, содержащих мочу и фекалии, а также серых сточных вод, содержащих стоки ванных комнат, душевых, раковин для умывания, стиральных и посудомоечных машин, кухонь. Серые сточные воды содержат значительно меньше (в сравнении с черными сточными водами и общим потоком городских стоков) ксенобиотиков и патогенов и могут служить источником воды различной степени чистоты. Данный подход создает предпосылки для более устойчивого городского водоснабжения, в частности, за счет отказа от обеспечения всех потребностей из одного источника питьевой воды, тем более в случаях, когда нет необходимости потребления воды высокого качества. В США, Японии, Австралии, Израиле, ряде стран Евросоюза ведутся различного масштаба исследования, на практике уже реализованы схемы разных вариантов непитьевого использования серых сточных вод, прошедших необходимую обработку.

Ключевые слова

, , , ,

Подробнее...
 

№4|2017

ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 697.34

Рафальская Т. А., Мансуров Р. Ш.

Оценка влияния температуры воды в системе горячего водоснабжения на температурный режим помещений

Аннотация

В настоящее время в системах централизованного теплоснабжения применяются две срезки температурного графика центрального регулирования. Согласно действующим нормативным документам по обеспечению качества горячей воды, с целью улучшения ее микробиологических характеристик необходимо увеличить температуру воды на нужды горячего водоснабжения. Для этого была поднята нижняя срезка температурного графика центрального регулирования. В то же время в связи с невозможностью поддерживать высокотемпературные графики источников теплоты используется верхняя срезка температурного графика. Однако в современных схемах тепловых пунктов применяется связанная подача теплоты в системы горячего водоснабжения и отопления. Исследовано влияние температурных срезок на тепловой режим помещений. Проведен сравнительный поверочный расчет тепловых режимов теп­лового пункта в 2011–2012 годах, когда применялись две срезки температурного графика, и в 2014–2015 годах, когда верхняя срезка была поднята (также была поднята и нижняя срезка). Температура внутреннего воздуха помещений определялась с учетом различных коэффициентов тепловой аккумуляции зданий, при различных температурах наружного воздуха и переменном водопотреблении в системе горячего водоснабжения. Расчеты показали, что поднятие нижней срезки оказало более существенное влияние на теп­ловой режим помещений, чем поднятие верхней срезки. Увеличение температуры воды в системе горячего водоснабжения может вызвать неблагоприятный тепловой режим в отапливаемых помещениях, поэтому поднятие нижней срезки нельзя считать энергоэффективным решением проблемы. Устранение недостатков эксплуатации систем горячего водоснабжения, а также периодическое проведение термической дезинфекции воды позволит обеспечить соответствие современным нормативным документам без ухудшения качества теплоснабжения.

Ключевые слова

, , , , , ,

Подробнее...
 

№4|2017

НАДЕЖНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ВКХ

bbk 000000

УДК 628.1/.2:62-192

Алексеев М. И., Баранов Л. А., Ермолин Ю. А.

Оценка времени жизни объектов ВКХ под воздействием периодически изменяющегося потока отказов
(в порядке обсуждения)

Аннотация

Надежность объектов водопроводно-канализационного хозяйства принято оценивать рядом показателей, важнейшими из которых являются интенсивность отказов, функция надежности – вероятность безотказной работы объекта к моменту времени, среднее время между смежными отказами (время жизни) объекта. Приводится приближенное аналитическое решение задачи оценки надежности объекта для случая, когда интенсивность потока отказов, воздействующего на объект, представляет собой периодическую, кусочно-постоянную функцию времени. Предложено заменять такой нестационарный процесс фиктивным стацио­нарным. Получена формула, выражающая постоянную интенсивность отказов эквивалентного фиктивного потока через параметры исходного реального процесса. Это дает возможность приближенного решения надежностных задач в аналитическом виде, удобном для практического применения и последующего анализа.

Ключевые слова

, , , , ,

Подробнее...
 

№4|2017

ВОДОПРОВОДНЫЕ СЕТИ

bbk 000000

УДК 628.144:532.542

Баранчикова Н. И., Епифанов С. П., Зоркальцев В. И., Куртин А. В., Обуздин С. Ю.

Потокораспределение в системах подачи и распределения воды с автоматическими регуляторами давления

Аннотация

Рассматривается задача потокораспределения в произвольных трубопроводных системах, в том числе в системах подачи и распределения воды с автоматическими регуляторами давления. Для повышения надежности функционирования систем часто устанавливают регуляторы давления «после себя» (редукционные клапаны) и «до себя» (резервуарные, перепускные клапаны). На водопроводных сетях г. Иркутска в последние годы были установлены регуляторы давления производства фирмы Bermad, что позволило снизить и стабилизировать давление в некоторых зонах. Но есть зоны, которые имеют питание от нескольких водоводов с различным давлением в местах подключения, поэтому иногда происходит полное закрытие некоторых регуляторов (чаще меньших диаметров), либо возможен переворот потока, и вода движется через регулятор в обратном направлении. При этом регулятор не выполняет свою функцию. Математическое моделирование таких крайних ситуаций очень важно, так как именно они существенно усложняют эксплуатацию систем подачи и распределения воды. Предложены математические модели автоматических регуляторов давления «до себя», «после себя» и перепада давления с учетом их исполнения: нормально открыты или нормально закрыты. Приведена математическая постановка задачи потокораспределения в системах подачи и распределения воды с регуляторами давления. Решена актуальная для практики задача потокораспределения в трубопроводных системах с автоматическими регуляторами в постановке, описывающей различные ситуации работы автоматических регуляторов. Предложен простой и эффективный метод решения поставленной задачи потокораспределения, который не требует вычисления производных и имеет достаточно быструю сходимость. На основании численных экспериментов можно предположить, что число итераций незначительно зависит от размерности задачи (числа узлов и дуг), но существенно зависит от разброса значений гидравлических сопротивлений и в меньшей степени – узловых отборов.

Ключевые слова

, , , , ,

Подробнее...
 


Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

wastetech 150 100

VAK2

masgnb ru-100х100

Чистая вода

AquaTherm 17 100x100 vis

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA