06-2017

Number 6 / 2017

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№6|2017

WATER INDUSTRY

bbk 000000

UDC 627.8:628.1

Volosukhin Ia. V., Navolokin D. Iu.

Ensuring the safety of water use in the Republic of Crimea

Summary

The water projects of the Republic of Crimea are defined as the sources of public water supply. The information on the state of the hydraulic engineering structures is presented. The owners and operators together with the supervisory authorities have inspected the hydraulic engineering structures with the purpose of further certification of their safety. By July, 2016 the authorities of Rostekhnadzor have approved 13 Declaration of Safety Certificates. In the process of certification the current state of the structures, operation service stuff was evaluated; possible scenarios of accidents, the risks of their occurrence and possible consequences were considered. For the hydraulic engineering structures operated in a continuous manner the generic solutions are developed for installing additional control and measuring equipment to monitor the seismic attributes as well as software package for immediate processing of the obtained data. Based on the results of the inspection the measures were scheduled in order to improve the safety of the structures, the time periods of their execution were determined compulsory for the owners and operators.

Key words

, , , ,

 

№6|2017

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.165

Pervov A. G., Andrianov A. P., Efremov R. V., Spitsov D. V.

Utilization of reverse osmosis concentrate with removing from it calcium and magnesium ions

Summary

The possible use of pre-developed technology of removing calcium carbonate with seeding agent to reduce the consumption of concentrate from large-scale units operating at the heat power facilities was studied. Concentrate of the operating reverse osmosis units contains inhibitors that inhibit the rate of seed crystal growth and impede the process of its utilization. The correlations between the calcium carbonate growth rate in the concentrate containing inhibiting substances and the dosage of the introduced seed, pH value and permeate yield were studied. For the implementation of the technology membrane apparatus with open channels are used that are resistant to the impact of membrane transfer of low-soluble salt deposits and suspended substances on the process. The developed by the authors technology of the concentrate utilization from reverse osmosis units installed at the heat power facilities for boiler feed water preparation is described. With the help of the developed technology softened water with lowered alkalinity and salt content can be produced. Herewith no chemicals are needed, and the unit does not consume water for its own needs. The technology provides for the complete utilization of reverse osmosis concentrate by improving its quality (in terms of hardness, alkalinity and total dissolved so­lids) to the requirements that allow using it for engineering purposes (for adding into a heat supply system or a circulation water supply system). Herewith any saline discharges into the environment are eliminated.

Key words

, , , , ,

 

№6|2017

WATER RECYCLING SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.16.08

Samsonova S. P. , Sergienko A. I., Shalimova E. V., Niakin M. A., Thielemann Joachim

Removal of microbiological pollutants and biofilms from water  in water recycling systems of different purpose

Summary

The choice of the technology of inactivation of uncontrolled microbiological activity in the process of water and wastewater treatment has been of primary importance. Microbiological pollutants rank first in the assessment of the risk level for the human health as well as of the risk of economic losses for all the industrial sites having recycled water cooling systems. Water chlorination is the most commonly used method of microorganism control. Drinking water chlorination has been used since 1870-ies and up to the present time; however either this method or any other (boiling, ozonation, ultraviolet irradiation, ultrasound disinfection etc.) do not provide for removing biofilms. The technologies with the use of catalytic units for recycling water treatment are described that provide not only for remo­ving microorganisms from water systems but above all for removing and preventing from further biofilm formation as microorganism life environment. The backbone of the technologies has been the formation on the surface of nonconsumable metal catalyzer of active biotenzides (biological surface-active substances of natural origin that are capable of removing biological pollutants from closed-loop water recycling systems including biofilms on the equipment, pipe surfaces etc. As an illustration of introducing the technologies of catalytic water treatment in water systems the use of units for water purification in the hot water supply systems of Kirovsk, Murmansk Area, with the purpose of eliminating strong offensive odor (cause by the pollution of the hot water supply systems with sulfate reducing bacteria and, correspondingly, by the emission of hydrogen sulfide and mercaptans) is described. The use of catalytic water treatment units provided for eliminating odor in the hot water supply system of Kirovsk to the standards of SanPiN 2.1.4.2652-10.

Key words

, , , , ,

 

№6|2017

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.144:621.644.073

Primin O. G., Aliferenkov A. D., Ten A. E.

The use of ductile iron pipes in karsted areas

Summary

In providing for the integrity of water and wastewater pipelines the correct choice of pipe material is very important. For many years the main pipe materials in the public water supply systems in Russia have been steel and cast iron. Lately ductile iron pipes have competed with polymer and steel pipes. The wide use of ductile iron pipes in drinking water supply systems until later has been inhibited because of the lack of an adequate regulatory environment. Introducing amendments to Construction Rules 66.13330.2011 «Design, construction of pressure water and wastewater networks with the use of ductile iron pipes» related to the use of ductile iron pipes in karsted areas will enhance the volume of drinking water pipeline construction in difficult geological environment. The amendments have been adopted by the RF Ministry of Construction and will be put in force starting from August 5, 2017. Reducing the cost of constructing new and reconstructing the existing utility systems in karsted areas with the use ductile iron pipes is ensured by improving their life cycle, integrity, environmental safety and reducing water losses.

Key words

, , , , ,

 

№6|2017

WATER DISTRIBUTION NETWORKS

bbk 000000

UDC 628.179.34

Sheleshkov K. O.

Targeted energy audit of the industrial water mains and distribution networks

Summary

In 2016 «Ostec-SMT» Company carried out a targeted energy audit of the drinking water supply networks at a wood processing plant in Siberia. The audit covered the water mains and distribution pipelines supplying water to the plant. The heart of the problem is the excess water losses (35% of the total water amount supplied by the public water supply system). The annual difference between the water amount purchased from the water services company and that supplied to the customers is 400 thousand m3. In order to locate the leaks it was decided to carry out consecutive measurements of drinking water flow from the interface of inventory responsibility, at the nodal points and at the service connections. The discovered water imbalance between the adjacent points, and leaks were determined with the use of a correlation leak detector. After the work completion the balance of the drinking water supply of the plant was compiled, the sections with losses were pointed out, and their quantitative estimate was given. The integrated study carried out by the experts of «Ostec-SMT» LLC provided for the exhaustive information on the state of the entire water supply system of the plant. The plant where the targeted energy audit of the water mains and distribution networks was carried out had implemented over the last years a number of large-scale investment projects, commissioned new and upgraded operating capacities.

Key words

, , , , ,

 

№6|2017

WATER DISTRIBUTION NETWORK RELIABILITY

bbk 000000

UDC 628.152

GALPERIN E. M., Bukhman N. S.

Calculation of loop network reliability

Summary

The reliability of loop water distribution network operation has been its primary property. However, until now the regulatory documents for designing water distribution networks lack the reliability indices. There is no consensus among the experts related to these indices. Earlier proposed set of reliability indices of a loop water network is considered and one of the possible methods of their calculation is suggested. The data on the time of the water mains 325.78 km long operating in serviceable and unserviceable conditions is set by the example of the Samara municipal water network (the data for 2014). For the theoretical determination of the time of the water mains being in serviceable and unserviceable conditions Markovian model was used with discrete states and continuous time. To decrease the dimensionality of the current task all the states with equal number of isolated sections were curtailed into one state (subset). The feasibility of this solution was prompted by the practice of water network operation. The model verification by Pearson’s Chi-square criterion allows accepting the hypothesis of the theoretical results corresponding to the available experimental data.

Key words

, , , ,

 

№6|2017

WASTEWATER SLUDGE TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.336.71:628.477.8

LOBANOV F. I., Maurin Eric, Plekhanov A. V.

Thermal treatment – a promising trend in wastewater sludge utilization

Summary

The presence of toxic elements in wastewater sludge generated at the wastewater treatment facilities precludes from using to the full extent the biosludge rich in nitrogen, phosphorus and potassium as efficient organic or combined organomineral fertilizers and potting soil for reclamation of disturbed lands. In this context the task of developing advanced technologies of wastewater sludge treatment in order to mitigate the negative impact on the environment with the use of different passivation methods of active forms of toxic metals has been set. The information on metal furnaces made of hi-tech alloy with fluidized bed for thermal treatment of wastewater sludge is presented in comparison with furnaces made of chamotte brick. Compact modular furnaces have been designed for incinerating 2000–6000 tons of sludge annually at small-scale wastewater treatment facilities. Furnaces for medium and large-scale wastewater treatment facilities have been designed for incinerating from 6000 to 80000 tons of sludge annually. The use of mineral additives and different inorganic sorbents ensures efficient treatment of waste gases. It is shown that metal furnaces with patented design have advantages compared to the traditional furnaces made of chamotte brick particularly when used at small-scale wastewater biological treatment facilities.

Key words

, , , ,

 

№6|2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ

bbk 000000

 

LOBANOV F. I., Maurin Eric, Plekhanov A. V.

Программное обеспечение Helps PumpSelection для проектирования комплексных систем водоотведения

Аннотация

Компания KSB производит высококачественное энергоэффективное насосное оборудование, арматуру и средства автоматизации, осуществляет шефмонтажные, пусконаладочные работы и оказывает услуги по техническому обслуживанию и сервису, а также предоставляет программные продукты для оптимального, экономичного и максимально удобного выполнения проектов инженерных систем.


 

№6|2017

SEWERAGE NETWORKS

bbk 000000

UDC 628.21/.25

Vasilyev V. M., Malkov A. V., Verbitskii V. G.

Method of calculating gas volume and its travel direction in a sewer

Summary

In the process of operating deep sewers some problems arise such as corrosion of reinforced concrete structures of the sewerage network, saturation of the gas phase of the underground space with corrosive toxic substances, accidental emissions of these gases from the network into the atmosphere. Solving these problems is possible by arranging air exchange between the sewerage network and atmosphere. The available methods of calculating the amount of gas travelling in the sewerage network do not take into account the gas density, dynamic viscosity and other parameters that depend on the chemical composition of the gas phase. The lack of the recommendations does not allow estimating the network ventilation in relation to providing the required gas exchange rate. Consequently determining, estimating and substantiating the required capacity of the ventilation equipment are not possible. Possible flow redistribution is not considered either; and, hence, adjusting the gas exchange systems to the definite network parameters is not possible. A method of calculating gas amount and flow direction induced by fluid entraining capacity and natural draft with account of the physical and hydraulic parameters of wastewater and gas, network design features, daylight surface temperature is presented. The method provides for making calculations at the design stage with account of retrofitting ventilation units, filters and vent pipes. The following parameters are determined: the amount and direction of gas flow in the network, gas exchange rate, anticipated background concentration of corrosive gases at the preset gas exchange rate, network corrosion rate, overhaul period.

Key words

, , , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2

06-2017

Номер 6 / 2017

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№6|2017

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bbk 000000

УДК 627.8:628.1

Волосухин Я. В., Наволокин Д. Ю.

Обеспечение безопасности водопользования в Республике Крым

Аннотация

Дана характеристика водных объектов Республики Крым как источников централизованного водоснабжения. Приведены данные о состоянии гидротехнических сооружений. Собственниками и эксплуатирующими организациями совместно с органами надзора были проведены обследования гидротехнических сооружений с целью последующего декларирования их безопасности. По состоянию на июль 2016 г., органами Ростехнадзора утверждено 13 деклараций безопасности. В ходе декларирования оценивалось текущее состояние сооружений, состав служб эксплуатации, рассматривались возможные сценарии аварий, риск их возникновения и вероятные последствия. Для длительно эксплуатируемых гидротехнических сооружений разрабатываются типовые решения для установки дополнительной конт­рольно-измерительной аппаратуры в целях мониторинга сейсмических параметров, а также программный комплекс для оперативной обработки полученных данных. По результатам работы намечены мероприятия по повышению безопасности сооружений, определены сроки их выполнения, обязательные для исполнения собственниками и эксплуатирующими организациями.

Ключевые слова

, , , ,

 

№6|2017

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.165

Первов А. Г., Андрианов А. П., Ефремов Р. В., Спицов Д. В.

Утилизация концентратов установок обратного осмоса  с удалением из них ионов кальция и магния

Аннотация

Исследованы возможности применения ранее разработанной технологии удаления карбоната кальция на затравке для сокращения расходов концентратов крупных установок, действующих на объектах теплоэнергетики. Концент­рат действующих установок обратного осмоса содержит ингибиторы, которые замедляют скорость роста затравочных кристаллов и затрудняют процесс его утилизации. Исследованы зависимости скорости роста карбоната кальция в концентрате, содержащем ингибирующие вещества, от дозы вводимой затравки, величины рН и выхода фильтрата. Для осуществления технологии используются мембранные аппараты с открытым каналом, устойчивые к влиянию на процесс мембранного переноса осадков малорастворимых в воде солей и взвешенных веществ. Описана разработанная авторами технология утилизации концентрата установок обратного осмоса, используемых на предприятиях теп­лоэнергетики для подготовки питательной воды паровых котлов. По разработанной технологии из воды с повышенной жесткостью можно получить умягченную воду с уменьшенными значениями щелочности и солесодержания. При этом не требуются реагенты, и установка не расходует воду на собственные нужды. Технология позволяет полностью утилизировать концентрат обратноосмотической установки, доводя его качество (по показателям жесткости, щелочности и общего солесодержания) до требований, позволяющих использовать его в технических целях (для добавки в теплосеть или в систему оборотного водоснабжения). При этом отсутствуют солевые сбросы в окружающую среду.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2017

СИСТЕМЫ ОБОРОТНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.16.08

Самсонова С. П., Сергиенко А. И., Шалимова Е. В., Някин М. А., Тилеманн Йоахим

Очистка воды от микробиологических загрязнений  и биопленок в оборотных системах различного назначения

Аннотация

В процессах водоочистки и водоподготовки особенно важен выбор технологии подавления нежелательной микробиологической активности. Микробиологические загрязнения занимают первое место при оценке степени риска для здоровья человека, а также риска экономических потерь для всех производственных площадок, где есть оборотные системы охлаждения воды. Наиболее распространенный метод борьбы с микроорганизмами – хлорирование воды. Хлорирование питьевой воды применяется с 1870-х годов и по сей день, но ни этот метод, ни другие (кипячение, озонирование, ультрафиолетовое облучение, обеззараживание ультразвуком и проч.) не обеспечивают удаление биопленок. Описаны технологии с использованием установок каталитической обработки оборотной воды не только для удаления микроорганизмов из водяных систем, но в первую очередь для удаления и предотвращения дальнейшего образования биопленок как среды обитания микроорганизмов. Суть технологий заключается в образовании на поверхности металлического нерасходуемого катализатора активных биотензидов (биологические поверхностно-активные вещества естественного происхождения), которые обладают способностью удалять биологические загрязнения из замкнутых водооборотных систем, в том числе биопленки на поверхности оборудования, трубопроводов и т. п. В качестве примера внедрения технологий каталитической очистки водяных систем описано использование установок для обработки воды в системе горячего водоснабжения г. Кировска Мурманской области с целью избавления от сильного неприятного запаха (вызван заражением системы горячего водоснабжения сульфатредуцирующими бактерия­ми и, соответственно, образованием сероводорода и меркаптанов). Применение установок каталитической очистки воды привело к снижению запаха в системе горячего водоснабжения г. Кировска до нормативных требований СанПиН 2.1.4.2652-10.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2017

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 628.144:621.644.073

Примин О. Г., Алиференков А. Д., Тен А. Э.

Применение труб из высокопрочного чугуна на закарстованных территориях

Аннотация

Для обеспечения надежности трубопроводов водоснабжения и водоотведения большое значение имеет грамотный выбор материала труб. На протяжении многих лет в системах централизованного водоснабжения городов России основным материалом труб были сталь и чугун. В последние годы конкурентом полимерных и стальных труб являются трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Широкое применение труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом в системах питьевого водоснабжения до последнего времени сдерживалось из-за отсутствия полноценной нормативной базы. Внесение изменений в СП 66.13330.2011 «Проектирование, строительство напорных сетей водоснабжения и водоотведения с применением высокопрочных труб из чугуна с шаровидным графитом» в части применения таких труб на закарстованных территориях позволит увеличить объем строительства трубопроводов в системах водоснабжения и водоотведения в сложных геологических условиях. Изменения утверждены Минстроем России и вводятся в действие с 5 августа 2017 г. Снижение стоимости нового строительства и реконструкции инженерных коммуникаций на закарстованных территориях с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом обеспечивается за счет увеличения их жизненного цикла, повышения надежности, экологической безопасности и снижения потерь воды.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2017

ВОДОПРОВОДНЫЕ СЕТИ

bbk 000000

УДК 628.179.34

Шелешков К. О.

Целевое энергетическое обследование магистральных  и распределительных сетей водоснабжения  промышленного предприятия

Аннотация

В 2016 г. компания «Остек-СМТ» провела целевое обследование сетей хозяйственно-питьевого водоснабжения на лесоперерабатывающем комбинате в Сибири. Аудит охватил магистральные и распределительные водоводы, по которым осуществляется водоснабжение предприя­тия. Суть проблемы – сверхнормативные потери воды (35% от общего объема воды, поступающей по водоводам хозяйственно-питьевого водоснабжения). В год разница между объемом воды, приобретенным у водоканала и распределенным потребителям, составляет 400 тыс. м3. Было решено для определения мест утечек провести последовательные измерения расходов хозяйственно-питьевой воды от границы балансовой принадлежности, в узловых точках и на отводах потребителей. Обнаруженный небаланс воды между соседними точками и место утечки определяли корреляционным течеискателем. После окончания работ составлен баланс хозяйственно-питьевого водоснабжения комбината, указаны участки с потерями, дана их количественная оценка. Комплексное обследование, проведенное специалистами ООО «Остек-СМТ», дало исчерпывающую информацию о состоянии всей системы водоснабжения комбината. Предприятие, на котором проведено целевое энергетическое обследование магистральных и распределительных сетей водоснабжения, в последние годы реализовало несколько масштабных инвестиционных проектов, ввело в эксплуатацию новые и модернизировало действующие производственные мощности.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2017

НАДЕЖНОСТЬ ВОДОПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ

bbk 000000

УДК 628.152

Гальперин Е. М., Бухман Н. С.

Расчет надежности кольцевой водопроводной сети

Аннотация

Надежность функционирования кольцевой водопроводной сети является ее важнейшим свойством. Однако до сих пор в нормативных документах на проектирование водопроводных сетей отсутствуют показатели надежности. Среди специалистов нет единого мнения относительно этих показателей. Рассматривается ранее предложенный комплекс показателей надежности кольцевой водопроводной сети и предлагается один из возможных методов их вычисления. Приведены сведения о времени функционирования в исправном и неисправных состояниях системы водоводов длиной 325,78 км на примере водопроводной сети г. Самары (данные 2014 г.). Для теоретического определения времени нахождения водоводов в исправном и неисправных состояниях использована марковская модель с дискретными состояниями и непрерывным временем. Для уменьшения размерности решаемой задачи все состояния с одинаковым числом отключенных участков были свернуты в одно состоя­ние (подмножество). Допустимость такого решения подсказала практика эксплуатации водопроводной сети. Проверка модели по критерию Хи-квадрат Пирсона позволяет принять гипотезу о соответствии теоретических результатов имеющимся экспериментальным данным.

Ключевые слова

, , , ,

 

№6|2017

ОБРАБОТКА ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.336.71:628.477.8

Лобанов Ф. И., Моран Эрик, Плеханов А. В.

Термическая обработка – перспективное направление  утилизации осадков сточных вод

Аннотация

Присутствие токсичных элементов в осадках сточных вод очистных сооружений канализации не позволяет в полной мере использовать биошлам с высоким содержанием азота, фосфора и калия в качестве эффективных органических или комплексных органоминеральных удобрений и почвогрунтов для восстановления нарушенных земель. В связи с этим стоит задача разработки новых технологий обработки осадка сточных вод для снижения негативного воздействия на окружающую среду с применением различных методов пассивации подвижных форм токсичных металлов. Приведены данные о металлических печах из высокотехнологичного сплава с псевдоожиженным слоем для термической обработки осадков сточных вод в сравнении с печами из огнеупорного кирпича. Компактные печи в модульном исполнении предназначены для сжигания от 2000 до 6000 тонн осадка в год на небольших станциях очистки сточных вод. Печи для средних и больших очистных станций рассчитаны на объем сжигаемого осадка от 6000 до 80 000 тонн в год. Использование минеральных присадок и различных неорганических сорбентов обеспечивает эффективную очистку отходящих газов. Показано, что металлические печи запатентованной конструкции имеют преимущества перед традиционными печами из огнеупорного кирпича, особенно при использовании на небольших станциях аэрации.

Ключевые слова

, , , ,

 

№6|2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ

bbk 000000

 

Лобанов Ф. И., Моран Эрик, Плеханов А. В.

Программное обеспечение Helps PumpSelection для проектирования комплексных систем водоотведения

Аннотация

Компания KSB производит высококачественное энергоэффективное насосное оборудование, арматуру и средства автоматизации, осуществляет шефмонтажные, пусконаладочные работы и оказывает услуги по техническому обслуживанию и сервису, а также предоставляет программные продукты для оптимального, экономичного и максимально удобного выполнения проектов инженерных систем.


 

№6|2017

КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ СЕТИ

bbk 000000

УДК 628.21/.25

Васильев В. М., Малков А. В., Вербицкий В. Г.

Методика расчета количества газа и направления  его движения в канализационной сети

Аннотация

При эксплуатации канализационной сети глубокого заложения возникают такие проблемы, как коррозия железобетонных конструкций сети, насыщение агрессивными токсичными веществами газовой фазы подземного пространства, несанкционированные выбросы этих газов из сети в атмосферу. Решить эти проблемы можно организацией воздухообмена между канализационной сетью и атмосферой. Существующие методики расчета количества газа, движущегося по канализационной сети, не учитывают его плотность, динамическую вязкость и другие параметры, которые зависят от химического состава газовой фазы. Отсутствие рекомендаций не позволяет оценить вентиляцию сети с точки зрения обеспечения требуемой кратности газообмена. Следовательно, невозможно определить, оценить и обосновать требуемую мощность вентиляционного оборудования. Не учитывается также возможность перераспределения потока, а следовательно, нельзя настроить системы газообмена под определенные параметры сети. Представлена методика расчета количества и направления движения газа под действием увлекающей способности жидкости и естественной тяги с учетом физических и гидравлических параметров сточных вод и газа, конструктивных особенностей сети, температуры дневной поверхности. Методика позволяет производить расчет на стадии проекта с учетом включения в работу вентиляционных установок, фильтров и вытяжных труб. Определяются следующие параметры: количество и направление движения газа по сети, кратность газообмена, ожидаемая фоновая концентрация агрессивных газов при заданной кратности газообмена, скорость коррозии сети, межкапитальный период эксплуатации.

Ключевые слова

, , , , ,

 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

VAK2

100х100 Aquatherm18

raww 2017

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA