Tag:calculation method

№9|2016

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.144:532.542:691.175

Averkeyev I. A., Gimazieva D. R.

Analysis of methods of hydraulic calculation of pressure pipelines  made of polymer materials

Summary

The analysis of the most pressing for today methods of hydraulic calculations used in domestic design of pressure pipeline systems made of polymer materials was carried out. The methods of hydraulic calculation of pressure pipes were considered on the basis of: pipe friction number formula for hydraulically smooth pipes suggested by F. A. Shevelev; Kolbruk formula (widely used overseas); formula suggested by A. Ia. Dobromyslov. The analysis of the methods was carried out in relation to the applicability and validity of the results of the hydraulic calculations of pressure pipelines. The aim of the analysis was to assist the designer in choosing the most comfortable method of hydraulic calculations of pressure pipes made of polymer materials.

Key words

, , , ,

 

№3|2019

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.356.5

Kevbrina M. V., KOZLOV M. N., Dorofeev A. G.

Secondary settlers: comparison of the calculation methods in designing and analysis of the parameters of efficient operation of the facilities

Summary

The results of the comparison of methods of calculating secondary settlers through the example of a model wastewater treatment plant (domestic method according to SNiP 2.04.03-85, German method according to Germany Standard ATV-DVWK-A131E, American method based on mass flow theory) are presented. It is shown that the surface area of settlers calculated according to Standard ATV has higher values compared to the calculations according to SNiP 2.04.03-85 and American method. The values of the surface area of settling tanks calculated according to SNiP 2.04.03-85 and American method are very close. At the same time the SNiP method is much simpler and requires much less initial parameters than the American method. For the domestic practice of operating secondary settlers it is proposed to introduce a new parameter – «dry matter loading on the settler surface» taken from the mass flow theory. This indicator indicates how much dry matter of the mixed liquor from aeration tanks enters per unit surface of secondary settlers per hour and corresponds to the incoming mass flow. By varying the dry matter loading on the surface of secondary settlers it is possible to provide for the standard suspended solids concentration in effluent. Through the example of the operating 54 m diameter settlers the dependence of the clarification efficiency on this parameter is shown.

Key words

, , , , ,

 

№6|2017

SEWERAGE NETWORKS

bbk 000000

UDC 628.21/.25

Vasilyev V. M., Malkov A. V., Verbitskii V. G.

Method of calculating gas volume and its travel direction in a sewer

Summary

In the process of operating deep sewers some problems arise such as corrosion of reinforced concrete structures of the sewerage network, saturation of the gas phase of the underground space with corrosive toxic substances, accidental emissions of these gases from the network into the atmosphere. Solving these problems is possible by arranging air exchange between the sewerage network and atmosphere. The available methods of calculating the amount of gas travelling in the sewerage network do not take into account the gas density, dynamic viscosity and other parameters that depend on the chemical composition of the gas phase. The lack of the recommendations does not allow estimating the network ventilation in relation to providing the required gas exchange rate. Consequently determining, estimating and substantiating the required capacity of the ventilation equipment are not possible. Possible flow redistribution is not considered either; and, hence, adjusting the gas exchange systems to the definite network parameters is not possible. A method of calculating gas amount and flow direction induced by fluid entraining capacity and natural draft with account of the physical and hydraulic parameters of wastewater and gas, network design features, daylight surface temperature is presented. The method provides for making calculations at the design stage with account of retrofitting ventilation units, filters and vent pipes. The following parameters are determined: the amount and direction of gas flow in the network, gas exchange rate, anticipated background concentration of corrosive gases at the preset gas exchange rate, network corrosion rate, overhaul period.

Key words

, , , , ,

 

№6|2020

КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ СЕТИ

DOI 10.35776/MNP.2020.06.06
УДК 628.218::628.334.6

Гудков А. Г.

Расчетный метод определения объема регулирующих резервуаров на сетях отведения поверхностного стока (в порядке обсуждения)

Аннотация

Целью работы является дополнение и уточнение методик, приведенных в действующей нормативно-методической базе, для инженерного расчета схем регулирования расходов в сетях дождевого водоотведения. Методом математического моделирования с применением системы компьютерной алгебры проанализированы три схемы регулирования, включающие емкости, насосы и разделительные камеры. Предложена универсальная расчетная формула определения объема регулирующего резервуара в схеме регулирования с опорожнением емкости насосами для всех типов разделительных камер. Установлены зависимости и приведены графики, показывающие влияние на величину объема резервуара коэффициента, который учитывает непостоянство расхода, отводимого разделительной камерой в коллектор. Для схемы регулирования без насоса и разделительной камеры подобрана степенная аппроксимирующая функция, позволяющая проводить расчет величины объема с приемлемой точностью, без численного интегрирования. Для двух схем регулирования с опорожнением самотеком предложены новые формулы определения объема регулирующего резервуара в широких диапазонах коэффициентов регулирования и параметров дождей. Приведены уточненные таблицы, упрощающие инженерные расчеты регулирующих резервуаров. Предложенные в работе формулы и таблицы позволяют рассчитывать емкость резервуаров для всех рекомендуемых схем регулирования расходов.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№9|2017

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.144:532.542

Prodous O. A., Vasil'eva M. A.

Simplified form of the normative dependence for hydraulic calculation  of pipelines made of polymer materials (to be discussed)

Summary

Hydraulic calculation of pipelines (pipes) made of polymeric materials is regulated by the acting regulatory documents (SP 40-102-2000). In the aggregate a method (sequence) of hydraulic calculation of pipelines made of polymeric materials with the use of a simplified form of the normative dependence for determining hydraulic resistance coefficient  is proposed. The calculation method is of practical interest because it is confined to the determination of three values included into the normative calculation dependence for the subsequent determination of head losses along the pipeline length. The hydraulic calculation method includes new parameters: hydraulic potential of a pipeline, effective fluid flow rate, effective roughness of the inside pipe surface, effective pipe diameter. These parameters and the Calculation Method have been included into the 3rd edition of the complemented material of Reference book «Tables for hydraulic calculation of pressure polyethylene pipes» (2017). The simplified form of the normative dependence and the method of making hydraulic calculations of pipelines made of polymeric materials can be considered to be included into the revised version of SP 40102-2000.

Key words

, , , ,

 

№5|2016

NETWORK RELIABILITY

bbk 000000

UDC 628.14:62-192

Yermolin Yu. A., Alekseev M. I.

Consideration of object ageing in estimating its reliability

Summary

The issues related to the estimation of reliability of nonstationary (ageing) objects that are characterized by increasing failure rate with time are discussed. The lack of methods that could be used in engineering evaluation of the reliability of these objects is stated. The method is suggested that consists in nominal replacing the nonstationary object with fictive stationary one with failure rate constant value that is selected basing on several additional considerations. The relationships readily usable in practice and expressing the reliability index of the fictive objects through the parameters of the ageing characteristics of the actual nonstationary objects were obtained.

Key words

, , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Tag:методика расчета

№9|2016

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 628.144:532.542:691.175

Аверкеев И. А., Гимазиева Д. Р.

Анализ методик гидравлического расчета  напорных трубопроводов из полимерных материалов

Аннотация

Проведен анализ наиболее актуальных на сегодняшний день методик гидравлического расчета, применяемых в отечественной практике проектирования напорных трубопроводных систем из полимерных материалов. Рассмотрены методики гидравлического расчета напорных труб на основе: формулы коэффициента гидравлического трения для гидравлически гладких труб, предложенной Ф. А. Шевелевым; формулы Колбрука (широко применяется за рубежом); формулы, предложенной А. Я. Добромысловым. Анализ методик проведен с точки зрения целесообразности их применения и достоверности получаемых результатов гидравлического расчета напорных трубопроводов. Цель анализа – помочь проектировщику выбрать наиболее приемлемый метод гидравлического расчета напорных труб из полимерных материалов.

Ключевые слова

, , , ,

 

№3|2019

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.356.5

Кевбрина М. В., Козлов М. Н., Дорофеев А. Г.

Вторичные отстойники: сравнение методов расчета
при проектировании и анализ параметров эффективной эксплуатации сооружений

Аннотация

Приведены результаты сравнения методов расчета вторичных отстойников сооружений очистки сточных вод (отечественная методика по СНиП 2.04.03-85, немецкая методика по Germany Standart ATV-DVWK-A131E, американская методика, основанная на теории массовых потоков) на примере модельного сооружения. Показано, что площадь поверхности отстойников, рассчитанная по Standart ATV, имеет более высокие значения по сравнению с расчетами по СНиП и американской методике. Площади поверхностей отстойников, рассчитанные по СНиП и американской методике, очень близки. При этом методика СНиП 2.04.03-85 гораздо проще, и для нее требуется намного меньше исходных параметров, чем в американской методике. Для отечественной практики эксплуатации вторичных отстойников предлагается ввести новый параметр – «нагрузка по сухому веществу на поверхность отстойника», взятый из теории массовых потоков. Этот показатель означает, сколько сухого вещества иловой смеси из аэротенков поступает на единицу поверхности вторичных отстойников за час и соответствует поступающему массовому потоку. Изменением нагрузки по сухому веществу на поверхность вторичных отстойников можно обеспечить нормативное качество очищенной воды по взвешенным веществам. На примере работы действующих отстойников диаметром 54м показана зависимость эффективности осветления от этого параметра.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2017

КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ СЕТИ

bbk 000000

УДК 628.21/.25

Васильев В. М., Малков А. В., Вербицкий В. Г.

Методика расчета количества газа и направления  его движения в канализационной сети

Аннотация

При эксплуатации канализационной сети глубокого заложения возникают такие проблемы, как коррозия железобетонных конструкций сети, насыщение агрессивными токсичными веществами газовой фазы подземного пространства, несанкционированные выбросы этих газов из сети в атмосферу. Решить эти проблемы можно организацией воздухообмена между канализационной сетью и атмосферой. Существующие методики расчета количества газа, движущегося по канализационной сети, не учитывают его плотность, динамическую вязкость и другие параметры, которые зависят от химического состава газовой фазы. Отсутствие рекомендаций не позволяет оценить вентиляцию сети с точки зрения обеспечения требуемой кратности газообмена. Следовательно, невозможно определить, оценить и обосновать требуемую мощность вентиляционного оборудования. Не учитывается также возможность перераспределения потока, а следовательно, нельзя настроить системы газообмена под определенные параметры сети. Представлена методика расчета количества и направления движения газа под действием увлекающей способности жидкости и естественной тяги с учетом физических и гидравлических параметров сточных вод и газа, конструктивных особенностей сети, температуры дневной поверхности. Методика позволяет производить расчет на стадии проекта с учетом включения в работу вентиляционных установок, фильтров и вытяжных труб. Определяются следующие параметры: количество и направление движения газа по сети, кратность газообмена, ожидаемая фоновая концентрация агрессивных газов при заданной кратности газообмена, скорость коррозии сети, межкапитальный период эксплуатации.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2020

КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ СЕТИ

DOI 10.35776/MNP.2020.06.06
УДК 628.218::628.334.6

Гудков А. Г.

Расчетный метод определения объема регулирующих резервуаров на сетях отведения поверхностного стока (в порядке обсуждения)

Аннотация

Целью работы является дополнение и уточнение методик, приведенных в действующей нормативно-методической базе, для инженерного расчета схем регулирования расходов в сетях дождевого водоотведения. Методом математического моделирования с применением системы компьютерной алгебры проанализированы три схемы регулирования, включающие емкости, насосы и разделительные камеры. Предложена универсальная расчетная формула определения объема регулирующего резервуара в схеме регулирования с опорожнением емкости насосами для всех типов разделительных камер. Установлены зависимости и приведены графики, показывающие влияние на величину объема резервуара коэффициента, который учитывает непостоянство расхода, отводимого разделительной камерой в коллектор. Для схемы регулирования без насоса и разделительной камеры подобрана степенная аппроксимирующая функция, позволяющая проводить расчет величины объема с приемлемой точностью, без численного интегрирования. Для двух схем регулирования с опорожнением самотеком предложены новые формулы определения объема регулирующего резервуара в широких диапазонах коэффициентов регулирования и параметров дождей. Приведены уточненные таблицы, упрощающие инженерные расчеты регулирующих резервуаров. Предложенные в работе формулы и таблицы позволяют рассчитывать емкость резервуаров для всех рекомендуемых схем регулирования расходов.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№9|2017

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 628.144:532.542

Продоус О. А., Васильева М. А.

Упрощенный вид нормативной зависимости  для гидравлического расчета трубопроводов  из полимерных материалов (в порядке обсуждения)

Аннотация

Проведение гидравлического расчета трубопроводов (отдельных труб) из полимерных материалов регламентировано действующими нормативными документами (СП 40-102-2000). Предложена в обобщенном виде методика (последовательность) гидравлического расчета трубопроводов из полимерных материалов с использованием упрощенного вида нормативной зависимости для определения коэффициента гидравлического сопротивления. Методика расчета представляет практический интерес, так как сводится к определению трех величин, входящих в нормативную расчетную зависимость для последующего определения величины потерь напора по длине трубопровода. Методика гид­равлического расчета включает новые параметры: гидравлический потенциал трубопровода, эффективную скорость потока жидкости, эффективную шероховатость внутренней поверхности труб, эффективный диаметр труб. Эти параметры и методика расчета включены в 3-е издание дополненных материалов Справочного пособия «Таблицы для гидравлического расчета труб напорных из полиэтилена» (2017 г.). Упрощенный вид нормативной зависимости и методика проведения гидравлических расчетов трубопроводов из полимерных материалов могут быть рекомендованы для включения в новую редакцию СП 40102-2000.

Ключевые слова

, , , ,

 

№5|2016

НАДЕЖНОСТЬ СЕТЕЙ

bbk 000000

УДК 628.14:62-192

Ермолин Ю. А., Алексеев М. И.

Учет «старения» объекта при оценке его надежности

Аннотация

Обсуждаются вопросы, связанные с оценкой надежности нестационарных (стареющих) объектов, для которых характерно возрастание интенсивности отказов с течением времени. Констатируется практическое отсутствие методик, которые могли бы быть использованы в инженерных расчетах по оценке надежности таких объектов. Предлагается метод, состоящий в формальной замене нестационарного объекта фиктивным стационарным, постоянное значение интенсивности отказов которого подбирается из некоторых дополнительных соображений. Получены удобные для практического применения соотношения, выражающие показатель надежности фиктивного объекта через пара­метры характеристики старения реального нестационарного объекта.

Ключевые слова

, , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2