02-2014

Number 2 / 2014

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№2|2014

CENTENARY of S. V. IAKOVLEV'S BIRTH and 80th ANNIVERSARY of NII VODGEO

bbk 000000

УДК

S. V. Iakovlev, academician of RAS, educator and scientist


 

№2|2014

CENTENARY of S. V. IAKOVLEV'S BIRTH and 80th ANNIVERSARY of NII VODGEO

bbk 000000

УДК

80 years of NII VODGEO!


 

№2|2014

CENTENARY of S. V. IAKOVLEV’S BIRTH and 80th ANNIVERSARY of NII VODGEO

bbk 000000

УДК

Pervov A. G.

S. V. Iakovlev, NII VODGEO and developments in the field of membrane technologies at the turn of the XXI century


 

№2|2014

CENTENARY of S. V. IAKOVLEV’S BIRTH and 80th ANNIVERSARY of NII VODGEO

bbk 000000

УДК

ALEKSEEV V. S.

S. V. Iakovlev – the first and the last Fellow
of Russian Academy of Sciences in the field of water industry


 

№2|2014

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2

SHVETSOV V. N., MOROZOVA K. M., FESENKO L. N., Skryabin A. Yu., Vergunov A. I.

Chlororganic and bromorganic compounds in drinking water:
methods of their removal

Summary

Pilot tests of biosorption membrane technology that allows reducing trihalomethanes concentration in drinking water by both preventing from their formation and by removing them from treated water were carried out. Biosorption membrane pretreatment of the Don River water provides for 1.4–1.5 reduction of toxic chlororganic and bromorganic compounds formation during post chlorination of water. Advanced water treatment in a biosorption membrane reactor ensures redu­cing the concentration of chlororganic compounds formed during primary chlorination. The average efficiency of redu­cing chloroform concentration in the biosorption membrane reactor was 45%, that of dichlorobromomethane – 82%, and of chlorodibromomethane – 89%, whereas filters provided for 23% chloroform reduction efficiency and 33% of dichlorobromomethane and chlorodibromomethane reduction efficiency, respectively. Additional treatment of the Don water in the biosorption membrane reactor after physical and chemical pretreatment provided for the post treatment efficiency (organics removal) of 33% for COD, 35% for permanganate value, and 34.3% for color. At the same time the efficiency of organics removal in filters was 19% for COD, 9% for permanganate value, and 10% for color. The highest post treatment efficiency in both cases was reached for turbidity removal. The efficiency of turbidity reduction in the biosorption membrane reactor was 91%, in filters – 58%. The results of long-term studies carried out for two years in the pilot plant with the Don River water showed that the development of biosorption membrane technologies was a promising direction of improving natural water treatment processes, in particular, for preventing from formation of chlororganic and bromorganic compounds during chlorination.

Key words

, , , ,

 

№2|2014

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.3

Zhurba M. G., Govorova Zh. M., Petrov Iu. V., Govorov O. B.

The technology of water purification from the source in conditions of high anthropogenous impact (substantiation, design, introduction)

Summary

The concept of «efficient water purification» is suggested, the selection criteria are set out. Process flow diagram of water abstraction and purification facilities has been designed including: primary water purification with removal of suspended solids and phytoplankton in prefilters with floating media; chemical water treatment in the process of clarification in lamella plate clarifiers and filtration in two-stage filters with inert and heavy media with regular addition of fine-granulated sorbent between the stages; combined water disinfection with the use of weak sodium hypochlorite solution and uv-radiation. The results of pre-design testing the technology of the Don River (the Bol’shaia Kalancha river arm in conditions of high anthropogenous impact) water purification at the test bench are presented. Chemical free water filtration in prefilter media provides for reducing phytoplankton loading approximately by 26–38% and suspended solids loading by 10–35% at the basic facilities at less than 50 m/h filtration rate. Uniform and efficient mixing and floc formation are provided within 0.5–1.5 and 10–15 minutes, relatively, at the speed of the mixer blade rotation of 185 and 60 rpm and recommended coagulant dosage of 2.5 mg/l (10 mg/l in case of sharp deterioration of the water quality). The operation of a nanofiltration plant during the period of water quality deterioration ensured reducing hardness, total dissolved so­lids, sulfate and chloride concentrations. The basic process parameters of separate units of the process flow scheme that provide for reliable compliance with the standard water purification degree are defined. Based on the study results the recommendations on designing were developed and the water abstraction and purification facilities with a capacity of 150,000 m3/day were designed. At present the facilities are under construction.

Key words

, , , , , , , ,

 

№2|2014

PIPELINE NETWORKS

bbk 000000

UDC 621.644.2

Orlov V. А., Averkeyev I. A., Khrenov K. E.

Modeling strength properties of inner pipe protective linings

Summary

Lately polymeric spray applied protective linings have been widely used for rehabilitation of old water supply pipelines. Investigations of physical and mechanical properties of Scotchkote™ 169HB polymeric lining spray applied on the inner surface of old water pipes were carried out. In the process of experimental studies Instron 3345 electromechanical tensile testing machine and Ansys software package of finite element analysis were used. In the process of testing a stress model of two-layer pipe structure based on steel pipeline and polymeric lining the following results were drawn: maximum tensile strength of lining 14.95 MPa; flexural yield stress 13.92 MPa; maximum breaking extension 25.57 mm (~ 13%). The strength properties of a steel pipeline with perforation damage were investigated in the process of trenchless rehabilitation with the use of Scotchkote™ 169HB inner lining within the operation range of 0–50 years at 20 °С. With hole diameter enlargement over time to 20 mm the system strength criterion has the value more than 1; herewith the two-layer structure will be age-resistant while providing for the required strength properties for 50 year operation. If the hole diameter is more than 20 mm the strength criterion values less than 1 will be observed which does not ensure the required strength properties of the two-layer pipe structure. The relationships for calculating pipeline strength after the lining application as well as the model itself constructed in the system of Ansys finite element analysis are suggested. This will provide for predicting the behavior of «pipe + Scotchkote™ 169HB protective lining» two-layer structure for various pipeline opera­ting conditions.

Key words

, , , ,

 

№2|2014

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.212.2.001.2

Vereshchagina L. M., MENSHUTIN Yu. A., SHVETSOV V. N.

The experience of using «Recommendations on designing the systems of collection, disposal and treatment of surface runoff from territories allotted for settlement and industrial sites, and on determining the conditions of its discharge into water bodies»

Summary

The experience of using «Recommendations on designing the systems of collection, disposal and treatment of surface runoff from territories allotted for settlement and industrial sites, and on determining the conditions of its discharge into water bodies» developed at NII VODGEO Federal State Unitary Enterprise in substitution of previous «Temporary re­commendations on designing facilities for processing surface runoff from industrial sites and determining the conditions of its discharge into water bodies» is considered. The high demand for the developed document by the experts in the process of designing and approving project documents on construction and upgrade of engineering structures of storm sewers is noted. The use of advanced methods of calculating surface runoff amount and flow rate provides for minimizing the capacity of the treatment facilities at guaranteed meeting the requirements of the regulations on the conditions of disposal and quality of surface runoff effluents. The list of priority water quality parameters to be guided when choosing a treatment process flow scheme is presented. The basic technical solutions of surface runoff collection, disposal and treatment are formulated. The principle of wastewater flow separation and accumulation is suggested together with the technologies of its engineering implementation that provide for reasonably reducing the investments for the construction of treatment facilities under the existing environmental legislation and design regulatory framework. The need for updating the section on the recommendations on determining the conditions of surface runoff disposal into water bodies that was developed following the amendments to the RF Water Code and enactment of the new regulatory and procedural documents related to developing the regulations on permissible impact on water bodies and permissible discharges for water uses is noted.

Key words

, , , ,

 

№2|2014

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.35.004.4

Noskova I. A., Bazhenov V. I., Epov A. N.

The use of simulation modeling packages for wastewater treatment technologies

Summary

The subjects of the study were: comparative analysis of software packages for simulation modeling of wastewater treatment processes to manage design and operation issues; and also assessment of basic data for the formation of mathematical model inputs. The basic parameters of the description of the most complicated ASM activated sludge models have been analyzed. The results of the studies are represented by the analysis of the examples: distribution of COD fractions under local conditions of Russia and some other countries; typical irregularity of wastewater flow and basic pollutants hourly input; design and measured oxygen uptake rate (OUR); model time calibration process, optimization of the denit­rification zone in aeration tank for MUCT process. The analysis of the advanced software defined GPS-X (Hydromantis, Canada) design software as the most complete and comprehensive product. The suggested technique includes a set of measures: determining COD fractionation with the use of OxiTop (WTW, Germany) analyzer; assessment of basic parameters of irregular basic pollution mass input; respirometry studies; statistic processing of data obtained at the facilities. In the process of simulation modeling the hydrodynamic structure of the wastewater treatment facilities appears as series-connected mixer chambers. The number of chambers is assigned depending on the length and width of the facility, flow velocity, mixing rate, availability of internal baffles, and also inner recycle streams. The simulation model provides for the optimization of the following parameters: zone ratio in the aeration tank, sludge age, dissolved oxygen concentration, recycle ratio values, as well as the parameters of the automatic control system.

Key words

, , , , ,

 
<< Start < Prev 1 2 Next > End >>
Page 1 of 2

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

02-2014

Номер 2 / 2014

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№2|2014

100 лет С. В. ЯКОВЛЕВУ и 80 лет НИИ ВОДГЕО

bbk 000000

УДК

Академик РАН С. В. Яковлев, педагог и ученый

Аннотация

В начале 2014 г. отмечаются два знаменательных события – 80 лет со дня основания Научно-исследовательского института водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии (НИИ ВОДГЕО) и 100 лет со дня рождения академика Российской академии наук Сергея Васильевича Яковлева, который возглавлял институт многие годы и был членом редакционной коллегии журнала «Водоснабжение и санитарная техника».
В настоящем номере журнала публикуются статьи, подготовленные специалистами НИИ ВОДГЕО, Московского государственного строительного университета, где С. В. Яковлев был деканом факультета «Водоснабжение и канализация».


 

№2|2014

100 лет С. В. ЯКОВЛЕВУ и 80 лет НИИ ВОДГЕО

bbk 000000

УДК

НИИ ВОДГЕО – 80 лет!


 

№2|2014

100 лет С. В. ЯКОВЛЕВУ и 80 лет НИИ ВОДГЕО

bbk 000000

УДК

Первов А. Г.

С. В. Яковлев, НИИ ВОДГЕО и разработки в области мембранных технологий на пороге XXI века

Аннотация

При переходе России к рыночной экономике в конце XX века потребовалась и реорганизация нашей прикладной науки. По этому поводу академик С. В. Яковлев любил повторять: «Надо было еще раньше развивать технологии подготовки чистой воды, которые могли приносить деньги, такой воды, которую можно продавать».


 

№2|2014

100 лет С. В. ЯКОВЛЕВУ и 80 лет НИИ ВОДГЕО

bbk 000000

УДК

Алексеев В. С.

C. В. Яковлев – первый и последний действительный член Российской академии наук в области водного хозяйства


 

№2|2014

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2

ШВЕЦОВ В. Н., МОРОЗОВА К. М., Фесенко Л. Н., Скрябин А. Ю., Вергунов А. И.

Хлор- и броморганические соединения в питьевой воде: методы их удаления

Аннотация

Проведены пилотные испытания биосорбционно-мембранной технологии, позволяющей снизить содержание тригалогенметанов в питьевой воде как путем предотвращения их образования, так и удаления их из очищенной воды. Предварительная биосорбционно-мембранная обработка воды р. Дон позволяет снизить образование токсичных хлор- и броморганических соединений при последующем хлорировании воды в 1,4–1,5 раза. Доочистка воды в биосорбционно-мембранном реакторе обеспечивает снижение количества хлорорганических соединений, образовавшихся при первичном хлорировании. Эффективность снижения концентрации хлороформа в биосорбционно-мембранном реакторе составляла в среднем 45%, дихлорбромметана – 82% и хлордибромметана – 89%, в то время как на фильтрах хлороформ удалялся на 23%, дихлорбромметан и хлордибромметан – на 33% каждый. При дополнительной обработке в биосорбционно-мембранном реакторе донской воды, прошедшей предварительную физико-химическую очистку, эффективность доочистки (удаления органических загрязнений) по ХПК составляла 33%, по перманганатной окисляемости – 35%, цветности – 34,3%. В то же время эффективность удаления органических загрязнений на фильтрах по ХПК составляла 19%, по перманганатной окисляемости – 9% и цветности – 10%. Наиболее высокая степень доочистки в обоих случаях была получена по мутности. Эффективность снижения мутности в биосорбционно-мембранном реакторе составляла 91%, на фильт­рах – 58%. Результаты длительных исследований, проведенных на пилотной установке в течение двух лет на воде р. Дон, показали, что развитие биосорбционно-мембранных технологий является перспективным направлением совершенствования процессов очистки природных вод, в частности, для предотвращения образования хлор- и броморганических соединений при хлорировании воды.

Ключевые слова

, , , ,

 

№2|2014

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.3

Журба М. Г., Говорова Ж. М., Петров Ю. В., Говоров О. Б.

Технология очистки воды из водоисточников с повышенными антропогенными  нагрузками (обоснование, разработка, внедрение)

Аннотация

Предложено понятие «эффективная технология водоподготовки», сформулированы критерии ее выбора. Разработана технологическая схема водозаборно-очистного комплекса, включающая: предварительную очистку воды от взвешенных веществ и фитопланктона на предварительных фильтрах с плавающей загрузкой; реагентную обработку воды осветлением в отстойниках с тонкослойными модулями и фильтрованием через двухступенчатые фильтры с инертной и тяжелой загрузкой с периодическим вводом между ступенями мелкогранульного сорбента; комбинированное обеззараживание воды с использованием низкоконцентрированного раствора гипохлорита нат­рия и ультрафиолетового облучения. Представлены результаты предпроектных испытаний на экспериментальном стенде технологии очистки природных вод р. Дон (рукав Большая Каланча) с повышенной антропогенной нагрузкой. Безреагентное фильтрование воды через загрузку префильтра позволяет снизить нагрузку на основные сооружения по фитопланктону и взвешенным веществам примерно на 26–38 и 10–35% соответственно при скорости фильтрования до 50 м/ч. Равномерное и эффективное смешение и хлопьеобразование обеспечиваются соответственно в течение 0,5–1,5 и 10–15 минут при скорости вращения лопасти мешалки 185 и 60 об/мин и рекомендуемой дозе коагулянта 2,5 мг/л (10 мг/л при резком ухудшении качества воды). Применение нанофильт­рационной установки в период ухудшения качества воды обеспечило снижение жесткости, общей минерализации, содержания сульфатов и хлоридов. Определены основные технологические параметры работы отдельных блоков технологической схемы, позволяющие стабильно обеспечивать нормативную степень очистки воды. На основании результатов исследований разработаны рекомендации на проектирование и выполнен проект водозаборно-очистного комплекса мощностью 150 тыс. м3/сут. В настоящее время осуществляется строительство объекта.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№2|2014

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СЕТИ

bbk 000000

UDC 621.644.2

Орлов В. А., Аверкеев И. А., Хренов К. Е.

Моделирование прочностных характеристик внутренних защитных покрытий труб

Аннотация

В последние годы для восстановления ветхих трубопроводов систем водоснабжения широко применяются полимерные набрызговые защитные покрытия. Проведены исследования физико-механических характеристик полимерного покрытия Scotchkote™ 169HB, напыляемого на внутреннюю поверхность ветхих водопроводных труб. При проведении экспериментальных исследований использовались универсальная электромеханическая разрывная машина Instron 3345 и компьютерный комплекс конечно-элементного анализа «Ansys». В ходе экспериментов для прочностной модели двухслойной трубной конструкции на основе стального трубопровода и полимерного покрытия получены следующие данные: максимальная разрывная прочность покрытия 14,93 МПа; предел текучести 13,92 МПа; максимальное удлинение при разрыве 25,57 мм (~ 13%). Исследованы прочностные характеристики стального трубопровода со сквозным дефектом при его бестраншейном восстановлении с помощью внутреннего покрытия Scotchkote™ 169HB в диапазоне эксплуатации от 0 до 50 лет при температуре 20 °С. При увеличении диаметра свища со временем до 20 мм критерий прочности системы имеет значения более 1, при этом двухслойная конструкция будет стабильной, обеспечивая требуемые прочностные характеристики для эксплуатации до 50 лет. При диаметре свища более 20 мм будут наблюдаться значения критерия прочности менее 1, что не гарантирует обеспечения требуемых прочностных характеристик двухслойной трубной конструкции. Предложены зависимости для расчета прочности трубопроводов после использования покрытия, а также сама модель, построенная в системе конечно-элементного анализа «Ansys». Это позволяет прогнозировать поведение двухслойной конструкции «труба + защитное покрытие Scotchkote™ 169HB» при различных условиях эксплуатации трубопровода.

Ключевые слова

, , , ,

 

№2|2014

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.212.2.001.2

Верещагина Л. М., Меншутин Ю. А., ШВЕЦОВ В. Н.

Опыт применения «Рекомендаций по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты»

Аннотация

Рассматривается опыт применения «Рекомендаций по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты», разработанных ФГУП «НИИ ВОДГЕО» взамен ранее действующих «Временных рекомендаций по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территории промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты». Отмечается высокая степень востребованности разработанного документа широким кругом специалистов при проектировании и согласовании проектной документации на строительство и реконструкцию инженерных сооружений дождевой канализации. Использование для расчета объемов и расходов поверхностного стока усовершенствованных методик позволяет минимизировать производительность очистных сооружений при гарантированном обеспечении требований нормативных документов относительно условий отведения и качества очистки поверхностных сточных вод. Приводится перечень приоритетных показателей качества вод, на который следует ориентироваться при выборе технологической схемы их очистки. Сформулированы базовые технические решения при создании систем сбора, отведения и очистки поверхностных сточных вод. Предложен принцип разделения и аккумулирования стоков, а также технические приемы его инженерной реализации, позволяющие обоснованно снизить инвестиции на строительство очистных сооружений в условиях действующего природоохранного законодательства и нормативной базы проектирования. Отмечается необходимость корректировки раздела Рекомендаций, посвященного определению условий отведения поверхностных сточных вод в водные объекты, которая возникла в связи с изменениями в Вод­ном кодексе РФ и введением в действие новых нормативно-методических документов, касающихся разработки нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты и нормативов допустимых сбросов (НДС) для водопользователей.

Ключевые слова

, , , ,

 

№2|2014

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.35.004.4

Носкова И. А., Баженов В. И., Эпов А. Н.

Использование комплексов имитационного моделирования для технологий очистки сточных вод

Аннотация

Предметом исследований являлся сравнительный анализ комплексов программного обеспечения для имитационного моделирования процессов очистки сточных вод с целью решения задач проектирования и эксплуатации, а также оценка исходных данных для формирования вводных параметров математических моделей. Проанализированы основные параметры описания наиболее сложных моделей с активным илом ASM. Результаты исследований представлены анализом примеров: распределения фракций ХПК в российских условиях и для некоторых стран, характерной неравномерности поступления расхода сточных вод и исходных загрязнений по часам суток, расчетных и измеренных скоростей потребления кислорода OUR, процесса калибровки модели во времени, оптимизации размеров зоны денитрификации в аэротенке для процесса MUCT. Анализ современного программного обеспечения выявил расчетный комплекс GPS-X (Hydromantis, Канада) как наиболее полный и комплексный продукт. Предложенная методика включает комплекс мероприятий: определение фракционирования ХПК с использованием анализатора OxiTop (WTW, Германия); оценка неравномерности поступления исходных масс загрязнений по основным показателям; респирометрические исследования, статистическая обработка данных, полученных на объекте. В ходе имитационного моделирования гидродинамическая структура сооружений очист­ки сточных вод представляется последовательно соединенными ячейками смесителей. Количество ячеек назначается исходя из длины и ширины сооружения, скорости потока, интенсивности перемешивания, наличия внутренних перегородок, а также внутренних рециркуляционных потоков. С помощью имитационной модели возможно оптимизировать следующие показатели: соотношение зон в аэротенке, возраст ила, концентрация растворенного кислорода, величина коэффициентов рециркуляции, а также параметры системы автоматизированного управления.

Ключевые слова

, , , , ,

 
<< В начало < Назад 1 2 Вперёд > В конец >>
Страница 1 из 2

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

VAK2

100х100 Aquatherm18

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA