Tag:ion exchange

№9|2012

POWER RESOURCES CONSERVATION

bbk 000000

UDC 628.196

Golovanchikov A. B., Yefremov M. Yu., Doulkina N. A.

Enhancing the removal of hardness and iron ions from water

Summary

The numerical calculation of the problem of determining the concentration of components in the flowing water and in the stationary solid state – ionite granules, is presented. For three cations, namely Ca+2, Mg+2 and Fe+2 subject to removal, the reduced concentrations in ionite and equilibrium concentrations in the treated water are calculated for each component. The calculations made show more than double increase of the surface coefficient of external mass transfer and of the volumetric coefficient of mass transport when the electric field intensity changes from 0 to 100 V/m. With that, the cycle operating time increases due to the increase of ionite exchange capacity use.

Key words

, , , , , , , , ,

 

№4|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.161.2:66.081

Chernyshev P. I., Kruchinina N. E., Panfilov V. A., Kuzin E. N.

The use of ATM-1 adsorbent-cationite in the processes
of removing metals from natural and waste water

Summary

The relevancy of the task of searching and obtaining new sorbents based on cheap and high production volume raw materials to be used in water and wastewater treatment is noted. The prospects of obtaining sorbent based on «Ogneupory» JSC refractory processing wastes – synthetic brucite is substantiated. The physical and chemical properties of ATM-1 mixed mineral product are given as well as the static and calculated dynamic capacitance of ATM-1 ion-exchange sorbent samples in relation to ions of some heavy metals – iron, copper, nickel, cadmium, chromium (VI), tungsten (VI). The results of the consolidated pilot studies of the material as filter media in the process of iron removal and demanganation of natural water are presented alongside with the results of the laboratory studies of plating waste treatment. The laboratory studies carried out under static conditions showed the efficiency of reducing the concentration of heavy metal concentrations in the samples of wash water of electroplating industry if treated with ATM-1 sorbent. It is assumed that the removal of cadmium, copper, nickel, zinc, iron, manganese ions is caused by both ion exchange phenomena and chemisorption. The results of the undertaken studies speak for the high sorption capacitance of ATM-1 sorbent samples in relation to heavy metal ions. The use of brucite wastes is one of the methods of removing metal ions from water and wastewater. It is noted that obtaining commercial ATM-1 will help to solve the problem of refractory processing wastes utilization and reduce the cost of the product.

Key words

, , , , ,

 

№6|2016

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 550.41+556.114

Boldyrev K. A., KUZMIN V. V., KURANOV N. P.

The method of calculating heavy metal release from the layer of water body bottom deposits

Summary

The basics of the method of predicting heavy metal distribution between water and solid phases of bottom deposits in water bodies is outlined. Compared to other models of calculating heavy metal distribution between bottom deposits and void water the developed methodology takes into account the ongoing geochemical processes at the improved level with the use of advanced methods of geochemical modeling. An example of calculating heavy metal distribution under the conditions of the chemical composition of the solution changing with the use of advanced calculation methods in PhreeqC 2.18 program code is presented. The method can be used for the following tasks: geological mapping of the pollution of bottom deposits with heavy metals in water reservoirs and lakes; evaluation of the impact of bottom deposits on the chemical composition of water in water reservoirs and lakes; evaluation of the possible elimination of bottom deposits pollution or their immobilization and other measures of mitigating their impact on the water quality; evaluation of bottom deposits removal during dredging and also for solving the problem of their further utilization; evaluation of the possible instantaneous release of heavy metals from polluted bottom deposits and other emergency situations.

Key words

, , , , ,

 

№9-2|2011

POTABLE WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.112.23:628.168.4

Tsabilev O. V., Strelkov A. K., Bykova P. G., Zanina Zh. V., Vasiliev V. V.

Treatment of Artesian Water for Domestic Water Supply

Summary

An example of solving the task of improvement of artesian water quality up to normative values with the help of baromembrane technologies is given. A flow chart of water treatment for household needs of a settlement optimal from the ecological and economical points of view is described. The comparative results of the technological calculation of various schemes of water demineralization and softening including the processes of ion exchange, nanofiltration and reverse osmosis are presented.

Key words

, , , , ,

 

№05|2015

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.171:556:661.843

Boldyrev K. A., Savel'eva E. A., Kapyrin I. V., Rastorguev A. V.

Calculations of the metal sorption parameters by the example of strontium at high sodium nitrate concentrations

Summary

For the proper evaluation of underground water protection a comprehensive analysis of pollutant migration from the pollution source is required. The problem of solution salinity effect on the substance distribution between water and water-bearing material has been insufficiently covered in literature because of the low parametric support of the widely used geochemical models and also because of the imperfection of the applied thermodynamic data bases. In the process of geochemical modeling tabular values of interfacial distribution coefficient are often used. Another approach often used in practice is transferring laboratory measured Kd values to geochemical model. The use of tabular and experimental data on interfacial distribution coefficient without proper correction can result in falsified predictions since the available Kd tabular values for metals in the process of predicting sorption parameters, as a rule, provide for a recommended value only for a definite type of water-bearing material (sand, loam, clay) and (rarely) for one or two water types which is evidently insufficient for the correct choice of Kd coefficient. High solution mineralization reduces sorption of all the components because of the competition for the sorption sections and because of metal ion complexation with the solution components. In the article the difficulties in designing the geochemical model of 90S strontium sorption at high concentrations of dissolved sodium nitrate are considered. Strontium sorption by solid phases was considered in relation to ion exchange and surface complexation. The designed model was verified versus literature data. An algorithm of geochemical modeling of dissolved substances distribution between water and hard rock is recommended.

Key words

, , , , ,

 

№2|2017

ADVANCED TECHNOLOGIES AND EQUIPMENT

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.34:544.726.3

Fedorova S. V., Kryzhanovskii A. N.

Lithium removal from underground water by ion exchange method

Summary

Supplying the population of the Sakha Republic (Yakutia) with drinking water in harsh environment has been a crucial task. In many Yakut communities there is a need in involving underground water in domestic water supply systems. One of the specific features of the chemical composition of subpermafrost water of the Yakut artesian basin is the presence of lithium in the concentrations significantly exceeding the maximum permissible values. This complicates considerably using this water for drinking water supply. Lithium removal from different solutions and brines for industrial use is reported; whereas the information on water treatment for domestic water supply that provides for lithium concentration decrease is lacking. The results of experimental studies of subpermafrost water treatment in Central Yakutia by ion exchange method that prove the efficiency and possibility of using sodium cycle for decreasing lithium concentrations in subpermafrost water are presented.

Key words

, , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

Tag:ионный обмен

№9|2012

ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.196

Голованчиков А. Б., Ефремов М. Ю., Дулькина Н. А.

Интенсификация очистки воды от ионов жесткости и железа

Аннотация

Приводится численное решение задачи по определению концентрации компонентов в движущейся воде и неподвижной твердой фазе – гранулах ионита. Для трех извлекаемых катионов Ca+2, Mg+2 и Fe+2 рассчитаны приведенные концентрации в ионите и равновесные концентрации в очищаемой воде для каждого компонента. Проведенные расчеты свидетельствуют об увеличении поверхностного коэффициента внешней массоотдачи и объемного коэффициента массопередачи более чем в 2 раза при изменении напряженности электрического поля от 0 до 100 В/м. При этом возрастают значения рабочего времени цикла за счет увеличения степени использования обменной емкости катионита.

Ключевые слова

, , , , , , , , ,

 

№4|2018

ВОДООЧИСТКА

bbk 000000

УДК 628.161.2:66.081

Чернышев П. И., Кручинина Н. Е., Панфилов В. А., Кузин Е. Н.

Использование адсорбента-катионита АТМ-1 в процессах удаления металлов из природных и сточных вод

Аннотация

Отмечается актуальность задачи поиска и получения новых сорбентов на основе дешевого и многотоннажного сырья для использования в процессах водоподготовки и очистки сточных вод. Обоснована перспективность получения сорбента на основе отходов производства огнеупоров АО «Огнеупоры» – синтетического брусита. Приведены физико-химические свойства гранулированного комплексного минерального продукта АТМ-1, а также статическая и расчетная динамическая емкость образцов ионообменного сорбента АТМ-1 по отношению к ионам некоторых тяжелых металлов – железа, меди, никеля, кадмия хрома (VI), вольфрама (VI). Представлены результаты укрупненных опытно-промышленных испытаний материала в качестве загрузки фильтра в процессах обезжелезивания и деманганации природной воды, а также результаты лабораторных исследований по очистке образцов гальванических стоков. Лабораторные исследования, выполненные в статических условиях, показали эффективность снижения содержания ионов тяжелых металлов в образцах промывных сточных вод гальванических производств при их обработке с использованием сорбента АТМ-1. Высказывается предположение, что удаление ионов кадмия, меди, никеля, цинка, железа, марганца обусловлено как явлениями ионного обмена, так и хемосорбции. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о высокой сорбционной емкости образцов сорбентов АТМ-1 по отношению к ионам тяжелых металлов. Использование отходов брусита является одним из способов удаления ионов металлов в процессах водоочистки и водоподготовки. Отмечается, что получение товарного АТМ-1 позволит решить проблемы утилизации отходов производства огнеупоров и снизить стоимость продукта.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2016

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 550.41+556.114

Болдырев К. А., Кузьмин Владимир Викторович, Куранов Н. П.

Методика расчета выхода тяжелых металлов  из слоя донных отложений водоемов

Аннотация

Изложены основы методики прогнозирования распреде­ления тяжелых металлов между водной и твердой фазами донных отложений водоемов. По сравнению с другими моделями расчета распределения тяжелых металлов между донными отложениями и поровой водой разработанная методология учитывает происходящие геохимические процессы на более совершенном уровне, с использованием современных методов геохимического моделирования. Приведен пример расчета распределения ряда тяжелых металлов в условиях изменения химического состава раствора при использовании современных расчетных методов в программном коде PhreeqC 2.18. Методика может быть использована для следующих целей: геологическое картирование загрязнения донных отложений тяжелыми металлами в водохранилищах и озерах; оценка влияния донных отложений на химический состав воды водохранилищ и озер; оценка возможности удаления загрязненных донных отложений или их иммобилизации и других мероприятий по снижению их влияния на качество воды; оценка извлекаемых из водных объектов донных отложений при проведении работ по углублению дна, а также для решения вопросов их дальнейшего использования; оценка возможности наступления залпового выброса тяжелых металлов из загрязненных донных отложений и других чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№9-2|2011

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.112.23:628.168.4

Цабилев О. В., Стрелков А. К., Быкова П. Г., Занина Ж. В., Васильев В. В.

Подготовка артезианской воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения

Аннотация

Приведен пример решения задачи улучшения качества артезианской воды до нормативных значений с помощью баромембранных технологий. Описывается оптимальная с экологической и экономической точек зрения технологическая схема подготовки воды для хозяйственно-питьевых нужд поселка. Приводятся сравнительные результаты технологических расчетов различных схем деминерализации и умягчения воды, включающих процессы ионного обмена, нанофильтрации и обратного осмоса.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№05|2015

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.171:556:661.843

Болдырев К. А., Савельева Е. А., Капырин И. В., Расторгуев А. В.

Расчет параметров сорбции металлов на примере стронция при высоких концентрациях нитрата натрия

Аннотация

Для достоверной оценки защищенности водозаборов подземных вод необходим комплексный анализ миграции загрязняющих веществ от источника загрязнения. Вопрос влияния солености раствора на распределение веществ между водой и водовмещающей породой в литературе мало освещен вследствие недостаточной параметрической обес­печенности широко распространенных геохимических моделей, а также неполноты применяемых баз термодинамических данных. Зачастую при геохимическом моделировании используются табличные значения коэффициента межфазного распределения. Другим часто реализуемым на практике подходом является перенос измеренных лабораторно значений Kd на геохимическую модель. Применение табличных и экспериментальных данных по коэффициенту межфазного распределения без должной корректировки может приводить к искаженным прогнозам, так как имеющиеся табличные значения Kd металлов для прогнозирования параметров сорбции, как правило, дают лишь рекомендуемую величину для определенного типа водовмещающей породы (песок, суглинок, глина) и (редко) одного-двух типов вод, что явно недостаточно для корректного выбора коэффициента Kd. Высокая минерализация раствора приводит к уменьшению сорбции его компонентов вследствие конкуренции за сорбционные участки и комплексообразования ионов металлов с компонентами раствора. Приведены сложности построения геохимической модели сорбции стронция 90S при высоком содержании растворенного нит­рата натрия. Сорбция стронция твердыми фазами рассмат­ривается с точки зрения ионного обмена и поверхностного комплексообразования. Разработанная модель верифицирована на литературных данных. Рекомендован алгоритм геохимического моделирования распределения растворенных веществ между водой и твердой породой.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№2|2017

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.34:544.726.3

Федорова Светлана Викторовна, Крыжановский А. Н.

Удаление лития из подземных вод ионообменным методом

Аннотация

Обеспечение населения Республики Саха (Якутия) питьевой водой в суровых климатических условиях является чрезвычайно важной задачей. Во многих населенных пунктах Якутии существует потребность вовлечения подземных вод в системы хозяйственно-питьевого водоснабжения. Одной из особенностей химического состава подмерзлотных вод Якутского артезианского бассейна является наличие лития, содержание которого значительно превышает предельно допустимые концентрации. Это существенно затрудняет их широкое применение для питьевого водоснабжения. Имеются сведения об извлечении лития из различных растворов и рассолов для промышленных целей, в то время как информация о системах подготовки воды хозяйственно-питьевого назначения, позволяющих снижать содержание лития, отсутствует. Приводятся результаты экспериментальных исследований по очистке подмерзлотных вод Центральной Якутии от лития методом ионного обмена, которые доказывают эффективность и возможность применения натрий-катионирования для снижения содержания лития в подмерзлотных водах.

Ключевые слова

, , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2