Tag:demanganization

№2|2017

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.16.081.3

SEREDKINA E. V., Kvachan E. P., Nezhura E. A.

Nonchemical underground water treatment
(Case study of the Amur water intake, the city of Komsomolsk-on-Amur)

Summary

Until the present no economically available and environmentally substantiated process scheme of a land-based underground water conditioning plant in the Far East has existed. High concentrations of iron and manganese at low Eh and pH values predetermined the use of chemical methods of treatment. The comparison of two process flow schemes – chemical and nonchemical (with the use of catalytic filtering media) is presented. It is shown that the use of the technology with three chemicals is not the only possible solution. The use of imported equipment and chemicals makes the operator of the municipal water treatment plant dependent on the pricing policy of the supplier. A process flow scheme of water treatment tested under the real-time conditions of a water intake and approved for the introduction with the use of catalytic filtering media and Russian-made equipment is presented. The main task in developing the process flow scheme of nonchemical water treatment was enhancement of the treatment processes with the aim of reducing capital and operational expenses.

Key words

, , , , ,

 

№7|2012

POTABLE WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.112.13

Steblevsky V. I., Koulakov V. V.

Starting the exploitation of an alternative underground water source in Khabarovsk

Summary

A technical and economic comparison of the ground water treatment technologies applied in the Tungus aquifer with traditional technologies of deironing and demanganization used at the overground facilities is presented. The advantages of the geotechnologic intraformational purification method that is twice as efficient as traditional technologies are specified. The experimental-industrial operation of the pilot plant provided for the potable water quality meeting the standards without using any chemicals or constructing expensive overground treatment structures.

Key words

, , ,

 

№4|2012

«TECHNOVOD–2012»

bbk 000000

UDC 628.161.2

KURANOV N. P., KUZMIN V. V., Boldyrev K. A., Bilek F.

Geochemical simulation of intraformational deironing and demanganation of ground water

Summary

A model of intraformational elimination of iron and manganese from ground water based on PhreeqC 2 software package was developed. The model takes into account the chemical parameters of the proceeding processes. The model application results show the high efficiency of intraformational deironing in the area of the Mostovoy water intake (Komsomolsk-on-Amur city). The effect of manganese concentration increase in pumped water during the initial operating period of the Tungus ground water intake is explained. The developed technique of hydrogeochemical simulation provides for designing a model of intraformational process of iron and manganese elimination while taking into account the analysis of the rock water-retaining capacity and intrastratal water.

Key words

, , , ,

 

№9|2012

POTABLE WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.72/.711

GERASIMOV M. M., SMIRNOV A. D., Davlyaterova R. A., Domnin K. V., Arkhipova Е. Е., Metelitsa E. K., Smagin V. A., Belyak А. А.

Demanganization of decarbonized ground water of the Tungus basin with the use of catalytic media

Summary

A summarized analysis of the ground water demanganization methods is presented. The efficiency of manganese removal by «black sand» filtering is determined; the process parameters for purification of decarbonized ground water of the Tungus basin are specified. The efficiency of air assisted wash for the regeneration of the filter media upon the end of the filter run is evaluated. It was determined that the «black sand» filter media shall be activated with potassium permanganate. The complete process layout of the water demanganization facilities at the Tungus intake of the Khabarovsk city including sludge and filter washings treatment is developed.

Key words

, , , ,

 

№6|2011

POTABLE WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628162.1

Selyukov A. V., Chekmareva S. V.

Demanganization of River Water

Summary

One of the intractable problems of public utilities for treatment of water from surface sources, an impossibility of water demanganization using the classical scheme of water treatment, is considered. The results of studies of river water aftertreatment for manganese with the help of potassium permanganate at the water supply facilities of the city of Pugachev, Saratov Reg., are presented. In the course of selection of the method of reducing the manganese content the pH value and redox potential of the medium are taken into account. The studies conducted and the testing operation of the system of potassium permanganate dozing show that the treatment using this reagent ensures the residual content of manganese in potable water meeting the specified requirements.

Key words

, , , , ,

 

№9|2014

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.72/.711

Govorov O. B., Govorova Zh. M., Kvartenko A. N.

Studies and experience of introducing innovative technologies of ground water conditioning

Summary

Ground water is often characterized by the presence of dissolved gases, iron and manganese compounds, fluorine in certain cases, nutrients, organics of natural and anthropogenic origin etc. Therefore, at the initial stage of ground water purification preliminary removal of dissolved gases and saturation of water with oxygen from air is required to provide for oxidizing protoxidic forms of the ingredients subject to removal. Testing ground water conditioning technologies was carried out under the conditions of the operating water treatment plant at the pilot facilities. The technologies involve the use of bioreactors with jet vacuum ejection at the initial stage and subsequent water filtration in filters with floating media. The role and advantages of bioreactors and technologies involving their use are shown in comparison with other aeration facilities and devices. Based on the research findings the process parameters of the main facilities operation have been specified that ensure the sustainable regulatory water treatment level. It was stated that after «charging» the bioreactor and filter media alongside with aeration and dissolved gas removal the efficiency of deironing at the first stage was 78.6–88.9%; at the second stage – up to до 97% at 25 and 8 m/h filtration rate, relatively. The results of experimental studies and commercial tests at the operating water intake are presented. The experience of operating commercial plants is generalized that confirms the efficiency of the developed energy-efficient technologies of ground water conditioning.

Key words

, , , , , ,

 

№11|2014

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.72/.711

Selyukov A. V., Baykova S. A.

Underground water conditioning for utility and drinking water supply of oil refinery producing area

Summary

The results of experimental studies of conditioning underground water containing high iron concentrations for utility and drinking water supply of oil refinery producing area are presented. At the first stage the exact values of underground water pH and redox potential of the medium were defined in order to evaluate the potential of using different deironing-demanganation processes. A specially designed flow-through temperature-controlled cell was used for measurements. The comprehensive technology of chemical treatment developed earlier for conditioning underground water at the Tumen North here again ensures the standard quality of drinking water. In the process of removing iron and manganese from water with simultaneous stabilization the chemicals having RF certificates for drinking water supply are used: hydrogen peroxide (GOST 177-88), potassium permanganate (ANSI/AWWA 603-88 standard) and caustic soda (GB 5175-2008 standard). The use of stabilization treatment provides for the elimination of secondary pollution with iron in the distribution network. Separation of insoluble reaction products was carried out by filtration through granular bed (quartz sand of 0.5–1.2 mm fraction). The obtained correlations between redox potential and chemical dosages allow to automatize the dosing process. In this case the technology provides for the residual concentration of iron and manganese less than 0.1 mg/l in drinking water. As an additional effect the technology ensures reducing the concentration of pollutants of technogenic origin– anionic surfactants (75%) and oil products (90%). Thereby the residual concentration meets the standard for bottled water. On the basis of the carried out tests the Process regulations for designing facilities for underground water conditioning of 4800 m3/day capacity were developed.

Key words

, , , ,

 

№7|2013

POTABLE WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.72/.711

Selyukov A. V., Baykova S. A., Solovyova O. V.

Conditioning underground water of the Amur water intake (the city of Komsomolsk-on-Amur)

Summary

The results of investigating conditioning underground water of the Amur water intake of Komsomolsk-on-Amur are given. At present the construction of in situ deironing-demanganation facilities is underway; however the test operation of the first stage showed that the water quality did not meet the normative standard. An alternative technology was suggested, i.e. chemical treatment that ensured water stabilization and elimination of iron and manganese. In-process tests take into account all possible scenarios of operating the integrated aquifer treatment facilities under construction.

Key words

, , ,

 

№10|2013

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.72/.711

TESLA V. G., ALEKSEEV V. S., Koulakov V. V.

On the criteria of choosing the best available water treatment technology as applied to the Amur water intake (Komsomolsk-on-Amur city)

Summary

While choosing the technology of underground water conditioning it is advisable to be geared to the recommendations in SP 31.13330.2012 «Water supply. Public utilities», «Classifier of natural water treatment technologies» (NII VODGEO, 2000) as well as to minimizing the environmental impact. It is shown that intraformational treatment of underground waters meets to the maximal extent the requirements to the best available technologies and domestic standards developed on the basis of ISO 14000 International Standard. By the example of the Amur water intake of Komsomolsk-on-Amur city the complete conformity of the designed technology of intraformational iron and manganese compounds removal to the above-mentioned criteria with account of the specific water composition is noted. In discussing the specific features of underground water chemical treatment the attention is drawn to the inadmissibility of large-scale use of precursor – potassium permanganate for water conditioning. It is suggested to evaluate additionally the water treatment technology with account of the economical efficiency.

Key words

, , , , ,

 

№2|2012

VODGEO SCIENTIFIC-PRODUCTION ASSOCIATION

bbk 000000

UDC 628.16.081

Selyukov A. V., Baykova S. A.

Deironing-demanganation of ground waters at the Severny intake facilities of Khanty-Mansiysk

Summary

The results of investigating the process of deironing-demanganation of ground waters at the Severny intake facilities of Khanty-Mansiysk are presented. Ground water subject to treatment is characterized by low hardness, low alkalinity, low salt concentration and temperature values typical for the waters in the north of Tyumen. The water treatment technology applied at the intake facilities does not ensure meeting the water quality standards for iron and manganese. An alternative method of oxidation with potassium permanganate is suggested. As a result of the pilot tests at the Severny intake facilities the optimal dose of potassium permanganate that provided for decreasing iron and manganese concentration to the standard level was determined. It was shown that preliminary alkalization of the treated water to pH 7.5 and 8.5 allows 3–10 decrease of the dose.

Key words

, , , ,

 

№7|2012

INNOVATIONS IN WATER SECTOR

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.72/.711

TESLA V. G., Steblevsky V. I., Domnin K. V., Kherlitsius J., Koulakov V. V.

Experimental-industrial operation of a pilot plant for intraformational ground water purification at the Tungus intake facilities

Summary

The results of experimental-industrial tests of a pilot plant for intraformational water deironing and demanganization at the Tungus ground water intake in Khabarovsk are presented. The ground waters of the Tungus deposit are characterized by high content of iron, manganese, and dissolved carbon dioxide at low pH values. The pilot plant included three operating and 14 observation wells. The positive impact of artificial recharge of the aquifer in the operation area of the intraformational water purification at high pH and dissolved oxygen levels is shown. Based on the results of the water qualitative composition analyses of the observation wells located at various distances from the operating wells a schematic view of the sedimentation area around the operating wells is given. Based on the pilot plant operation results a working draft of the intake with the intraformational purification capacity of 106,000 m3/day was designed. At present the first section of the water intake with a capacity of 25,000 m3/day has been completed.

Key words

, , , ,

 

№11|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.165:66.081.63

Kurdiumov V. R., Timofeev K. L., Kraiukhin S. A.

Specific features of using reverse osmosis for mine water treatment

Summary

The possibility of using reverse osmosis for treatment of mine water from dead copper-nickel pits was studied. The composition of mine water was, mg/dm3: Mn 0,6–1; Fe 0,01–0,1; Ni 0,8–1,5; Cu 0,3–0,5; Zn 0,05–0,25; Co 0,02–0,07; Na 35–50; Ca 125–150;
Mg 35–45; SO4 100–200; Cl 65–75; Al 0,02–0,05; Si 9–11; Se 0,1–0,2; As < 0,005; Te < 0,005; Pb < 0,005; Hg < 0,00005; salt content 750–850; total hardness 9.5–11.5 °dGH; рН 7–7.5. The studies were carried out in a pilot plant with a capacity of 1 m3/h with original mine water. The plant included ultrafiltration and reverse osmosis modules. The permeate yield varied in the range of 50–75% of the original water volume. The method of chemical mine water demanganation and de-ironing at the primary treatment stage was tested. The quality of effluent (permeate) fully conforms to the drinking water requirements. The operating conditions of the pilot plant are described; the chemical unit consumption is presented. The specific features of using reverse osmosis technology for mine water treatment are described. The basic performance indicators of the reverse osmosis unit in terms of the equivalent amount of 1 m3/h at
the effluent output of 75% of the inflow are presented. The method of concentrate utilization is described providing its yield is reduced to 5% which makes it possible to extract valuable admixtures (non-ferrous metals).

Key words

, , , , , , ,

 

№04|2015

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.16.081:546.72/.711

Ryazantsev A. A., Glazkov D. V., Prosianikov E. D.

Removal of iron and manganese from natural water

Summary

The task of the study was investigating the impact of cavitation originating in low pressure devices of jet type on the kinetics of Fe2+ and Mn2+ ions oxidation as well as developing the method of chemical free removal of manganese and iron from natural water. The results of studies and the mechanisms of iron Fe2+ and manganese Mn2+ catalytic oxidation in water induced by cavitation are presented. The jet type device is equipped with a cartridge made in the form of a cone charged with crushed natural manganese mineral psilomelane or small steel chips. The particles of MnO2 and (or) FeOOH catalyst getting into water as a result of corrosion of the charge under the impact of cavitation become centers on which a Fe2+ and Mn2+ ions adsorption and oxidation take place. It was stated that under these conditions Fe2+ oxidation was not a limiting stage whereas complete oxidation of Mn2+ ions with the initial concentration of 2 mg/l occurs within 5 minutes. The fast manganese oxidation in the reactor charged with steel chips is caused by high Fe0 corrosion rate induced by cavitation and catalytic effect of structureless iron hydroxides that are formed during the charge corrosion. The obtained experimental data allowed designing a process flow scheme of manganese and iron removal from water that included a cavitation module and ceramic membrane filters operating in cross-filtration mode. The dimensions and size of a water treatment unit with a capacity of 60 m3/day have been calculated.

Key words

, , , , , , ,

 

№2|2013

POTABLE WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:546.(711+72)

Zhurba M. G., Savelyev S. P., Ourousov D. Yu., Gabliya Yu. A., Dyachouk S. A., Lykov V. V., Parousov D. V.

Improving the technology of deironing and demanganation of the underground waters in Ulyanovsk

Summary

An improved design of two-stage technology of deironing and demanganation of underground waters with the use of floating polystyrene foam media at the Ulyanovsk water treatment facilities was suggested and tested. At the first stage the processes of aeration-degassing, contact filtration and filtration rate regulation of the second stage filters are carried out. It was established that manganese removal from the underground water of Arkhangelsk water intake can be carried out only by additional dosing 0.6–0.8 mg/l of 4–5% potassium permanganate solution before the filters of the second stage. In doing so the time of chemical being in contact with the filter media of the second stage can be reduced from 20 to 4–5 minutes.

Key words

, , , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

Tag:деманганация

№2|2017

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.16.081.3

Середкина Е. В., Квачан Е. П., Нежура Е. А.

Безреагентная очистка подземных вод
(на примере Амурского водозабора, г. Комсомольск-на-Амуре)

Аннотация

До настоящего времени не существовало экономически доступной и экологически обоснованной технологической схемы наземной станции кондиционирования подземных вод на Дальнем Востоке. Высокое содержание железа и марганца при низких показателях Eh и pH предопределяло использование реагентных методов очистки. Приведено сравнение двух технологических схем – реагентной и без­реагентной (с применением каталитической фильтрующей загрузки). Показано, что применение технологии с использованием трех реагентов не является единственно возможным решением. Использование импортного оборудования и реагентов ставит эксплуатирующую организацию городской водоочистной станции в зависимость от ценовой политики поставщика. Приведена испытанная в реальных условиях водозабора и принятая к реализации технологическая схема очистки воды с применением каталитических фильтрующих загрузок и оборудования российского производства. При разработке технологической схемы безреагентной очистки воды основной задачей являлась интенсификация процессов очистки с целью сокращения капитальных и эксплуатационных затрат.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№7|2012

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.112.13

Стеблевский В. И., Кулаков В. В.

Ввод в эксплуатацию альтернативного подземного источника водоснабжения Хабаровска

Аннотация

Приведено технико-экономическое сравнение технологии подготовки питьевой воды из подземных вод в водоносном горизонте Тунгусского месторождения с традиционными технологиями обезжелезивания и деманганации на наземных установках. Определены преимущества геотехнологического метода внутрипластовой очистки, который в 2,5 раза экономичнее традиционного. Опытно-промышленная эксплуатация пилотной установки позволила получить питьевую воду, соответствующую нормативным требованиям, без использования реагентов и необходимости строительства дорогостоящих наземных очистных сооружений.

Ключевые слова

, , ,

 

№4|2012

«ТЕХНОВОД–2012»

bbk 000000

УДК 628.161.2

Куранов Н. П., Кузьмин Владимир Викторович, Болдырев К. А., Билек Феликс

Геохимическое моделирование внутрипластового обезжелезивания и деманганации подземных вод

Аннотация

Разработана модель внутрипластовой очистки подземных вод от железа и марганца, основанная на программном пакете PhreeqC 2. В модели учитываются химические параметры протекающих процессов. Результаты ее применения указывают на высокую эффективность протекания внутрипластового обезжелезивания на участке Мостового водозабора (г. Комсомольск-на-Амуре). Объясняется эффект повышения содержания марганца в откачиваемой воде в начальный период эксплуатации Тунгусского водозабора подземных вод. Разработанная методика гидрогеохимического моделирования позволяет, при учете анализа водовмещающей породы и внутрипластовой воды, создавать модель работы систем внутрипластовой очистки от железа и марганца.

Ключевые слова

, , , ,

 

№9|2012

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.72/.711

Герасимов М. М., Смирнов А. Д., Давлятерова Р. А., Домнин К. В., Архипова Е. Е., Метелица Е. К., Смагин В. А., Беляк А. А.

Деманганация декарбонизированных подземных вод Тунгусского месторождения с использованием каталитических загрузок

Аннотация

Приведен краткий анализ методов деманганации природных вод. Определена эффективность очистки от марганца фильтрованием через загрузку «черный песок», уточнены технологические параметры процесса для очистки декарбонизированной воды Тунгусского месторождения подземных вод. Оценена эффективность водовоздушной промывки загрузки для восстановления ее свойств по завершении фильтроцикла. Установлена необходимость активации загрузки «черный песок» перманганатом калия. Разработана полная технологическая схема сооружений водоподготовки на Тунгусском водозаборе г. Хабаровска для деманганации воды, включая обработку промывных вод и осадка.

Ключевые слова

, , , ,

 

№6|2011

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628162.1

Селюков А. В., Чекмарева С. В.

Деманганация речной воды

Аннотация

Рассматривается одна из трудно решаемых проблем коммунальных сооружений очистки воды поверхностных источников – невозможность осуществления деманганации по классической схеме водоподготовки. Приведены результаты исследований по доочистке речной воды от марганца с помощью перманганата калия на сооружениях водоснабжения г. Пугачева Саратовской области. При выборе способа снижения содержания марганца учитывались водородный показатель и окислительно-восстановительный потенциал среды. Проведенные исследования и пробная эксплуатация системы дозирования перманганата калия показали, что обработка этим реагентом обеспечивает остаточное содержание марганца в питьевой воде, соответствующее нормативным требованиям.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№9|2014

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.72/.711

Говоров О. Б., Говорова Ж. М., Квартенко А. Н.

Исследование и опыт внедрения инновационных технологий кондиционирования подземных вод

Аннотация

Подземные воды часто характеризуются наличием растворенных газов, соединений железа и марганца, в отдельных случаях фтора, биогенных компонентов, органических веществ природного и антропогенного происхождения и др. Поэтому на первом этапе обработки подземных вод требуется предварительное удаление из них растворенных газов и насыщение воды кислородом воздуха, необходимым для окисления соединений закисных форм удаляемых ингредиентов. Испытания технологий кондиционирования подземных вод проведены в условиях действующей водопроводной станции на экспериментальных установках. Технологии предусматривают применение на первой ступени биореакторов со струйной вакуумной эжекцией и последующее фильтрование воды через фильтры с плавающей загрузкой. Показана роль и преимущества биореакторов и технологии с их использованием по сравнению с другими аэрационными сооружениями и устройствами. По результатам исследований уточнены технологические параметры работы основных сооружений, позволяющие стабильно обеспечивать нормативную степень очистки воды. Установлено, что после «зарядки» загрузки в биореакторе и фильтре, наряду с аэрацией и удалением растворенных газов, эффективность обезжелезивания на первой ступени составляет от 78,6 до 88,9%, на второй – до 97% при скорости фильтрования соответственно 25 и 8 м/ч. Приведены данные экспериментальных исследований и промышленных испытаний на действующем водозаборе. Обобщен опыт эксплуатации промышленных станций, подтверждающий эффективность разработанных энергосберегающих технологий кондиционирования подземных вод.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№11|2014

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.72/.711

Селюков А. В., Байкова И. С.

Кондиционирование подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения промышленной площадки НПЗ

Аннотация

Приведены результаты экспериментальных исследований по кондиционированию подземных вод с высоким содержанием железа для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения промышленной площадки нефтеперерабатывающего завода. На первом этапе были установлены точные значения водородного показателя подземной воды и окислительно-восстановительного потенциала среды, что позволило оценить возможность применения различных технологических процессов обезжелезивания-деманганации. Для измерений была использована проточная термостатированная ячейка специальной конструкции. Комплексная технология реагентной обработки, разработанная ранее для кондиционирования подземных вод Тюменского Севера, позволяет и в этом случае получить питьевую воду нормативного качества. Для очистки воды от железа и марганца с одновременной стабилизационной обработкой используются реагенты, имеющие сертификаты РФ для питьевого водоснабжения: перекись водорода (ГОСТ 177-88), перманганат калия (стандарт ANSI/AWWA 603-88) и каус­тическая сода (стандарт GB 5175-2008). Применение стабилизационной обработки гарантирует отсутствие вторичного загрязнения воды железом в разводящих сетях. Отделение нерастворимых продуктов реакции производилось путем фильтрования через зернистый слой (кварцевый песок фракции 0,5–1,2 мм). Полученные зависимости окислительно-восстановительного потенциала от доз реагентов позволяют автоматизировать процесс дозирования. В этом случае технология обеспечивает получение питьевой воды с остаточным содержанием железа и марганца менее 0,1 мг/л. В качестве дополнительного эффекта технология обеспечивает снижение содержания в воде примесей техногенного происхождения – АПАВ (75%) и нефтепродуктов (90%). При этом остаточное содержание АПАВ соответствует нормативу для бутилированной воды. На основе проведенных испытаний разработан Технологический регламент проектирования сооружений кондиционирования подземных вод производительностью 4800 м3/сут.

Ключевые слова

, , , ,

 

№7|2013

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.72/.711

Селюков А. В., Байкова И. С., Соловьева О. В.

Кондиционирование подземных вод Амурского водозабора (г. Комсомольск-на-Амуре)

Аннотация

Приведены результаты исследований по кондицио­нированию подземных вод Амурского водозабора г. Комсомольска-на-Амуре. В настоящее время здесь ведется строительство комплекса сооружений обез­железивания-деманганации в пласте, однако пробная эксплуатация первой очереди показала, что нормативное качество очищенной воды не достигается. Предложена альтернативная технология – обработка реагентами, позволяющая очищать воду от железа и марганца, а также стабилизировать ее. Технологические испытания учитывают все возможные сценарии эксплуатации строящегося комплекса сооружений пластовой очистки подземных вод.

Ключевые слова

, , ,

 

№10|2013

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.72/.711

Тесля В. Г., Алексеев В. С., Кулаков В. В.

О критериях выбора наилучшей доступной технологии водоподготовки применительно к Амурскому водозабору (г. Комсомольск-на-Амуре)

Аннотация

При выборе технологии кондиционирования подземных вод предлагается ориентироваться на рекомендации СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», «Классификатор технологии очистки природных вод» (НИИ ВОДГЕО, 2000 г.) и минимизацию воздействия на окружающую среду. Показано, что внутрипластовая очистка подземных вод максимально соответствует требованиям к наилучшим доступным технологиям и отечественным стандартам, разработанным на основе международного стандарта ISO 14000. На примере Амурского водозабора г. Комсомольска-на-Амуре отмечается полное соответствие запроектированной технологии внутрипластовой очистки от соединений железа и марганца упомянутым критериям с учетом специфического состава воды. При обсуждении особенностей реагентной обработки подземных вод обращено внимание на недопустимость многотоннажного использования прекурсора – перманганата калия для кондиционирования воды. Предлагается проводить дополнительную проверку технологии водоподготовки с учетом экономической эффективности.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№2|2012

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВОДГЕО»

bbk 000000

УДК 628.16.081

Селюков А. В., Байкова И. С.

Обезжелезивание-деманганация подземных вод водозабора «Северный» г. Ханты-Мансийска

Аннотация

Представлены результаты исследования процесса обезжелезивания-деманганации подземных вод водозабора «Северный» г. Ханты-Мансийска. Обрабатываемая подземная вода характеризуется низкими значениями жесткости, щелочности, солесодержания и температуры, что свойственно водам Тюменского Севера. Технология очистки воды на водозаборе не обеспечивает нормативного качества питьевой воды по железу и марганцу. Предложен альтернативный метод окисления перманганатом калия. В результате пилотных испытаний на водозаборе «Северный» установлена его оптимальная доза, позволяющая снизить концентрации железа и марганца до нормативного уровня. Показано, что предварительное подщелачивание обрабатываемой воды до рН 7,5 и 8,5 позволяет снизить эту дозу в 3–10 раз.

Ключевые слова

, , , ,

 

№7|2012

ИННОВАЦИИ ВОДНОГО СЕКТОРА

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.72/.711

Тесля В. Г., Стеблевский В. И., Домнин К. В., Херлитциус Йобст, Кулаков В. В.

Опытно-промышленная эксплуатация пилотной установки внутрипластовой очистки подземных вод
на Тунгусском водозаборе

Аннотация

Приводятся результаты опытно-промышленной эксплуатации пилотной установки внутрипластовой очистки воды от железа и марганца на Тунгусском водозаборе подземных вод г. Хабаровска. Подземные воды Тунгусского месторождения характеризуются высоким содержанием железа, марганца, растворенной углекислоты на фоне низких значений рН. Установка включала три эксплуатационных и 14 наблюдательных скважин. Показано положительное влияние искусственной подпитки пласта в зоне действия установок внутрипластовой очистки водой с повышенными значениями рН и содержания растворенного кислорода. На основе анализа данных качественного состава воды из наблюдательных скважин, расположенных на различном расстоянии от эксплуатационных и в разных частях пласта, дана схематическая визуализация размеров зоны осадконакопления вокруг эксплуатационных скважин. По результатам работы пилотной установки выполнен рабочий проект водозабора с внутрипластовой очисткой производительностью 106 тыс. м3/сут и в настоящее время завершено строительство первой секции водозабора производительностью 25 тыс. м3/сут.

Ключевые слова

, , , ,

 

№04|2015

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.16.081:546.72/.711

Рязанцев А. А., Глазков Д. В., Просяников Е. Д.

Удаление железа и марганца из природных вод

Аннотация

Целью исследований было изучение влияния кавитации, инициированной в низконапорных устройствах струйного типа, на кинетику окисления ионов Fe2+ и Mn2+, а также разработка метода удаления марганца и железа из природных вод без использования химических реагентов. Приведены результаты исследований и механизмы каталитического окисления железа Fe2+ и марганца Mn2+ в воде под воздействием кавитации. Устройство струйного типа снабжено кассетой, выполненной в виде конуса, с помещенной в нее загрузкой из дробленого природного марганцевого минерала псиломелана или мелких кусочков стальной стружки. Частицы катализатора MnO2 и (или) FeOOH, попадающие в воду вследствие коррозии загрузки под воздействием кавитации, становятся центрами, на которых осуществляется адсорбция и окисление ионов Fe2+ и Mn2+. Установлено, что в этих условиях окисление Fe2+ не является лимитирующей стадией, а полное окисление ионов Mn2+, исходная концентрация которых составляла 2 мг/л, происходит за 5 минут. Причинами быстрого окисления марганца в реакторе с загрузкой из стальной стружки служат высокая скорость коррозии Fe0 под воздействием кавитации и каталитическое действие аморфных гидроксидов железа, образующихся при коррозии загрузки. Полученные экспериментальные данные позволили разработать технологическую схему очистки воды от марганца и железа, включающую кавитационный модуль и керамические мембранные фильтры, работающие в режиме кросс-фильтрации. Рассчитаны размеры и объем очистных сооружений для станции водоподготовки производительностью 60 м3/сут.

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№2|2013

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:546.(711+72)

Журба М. Г., Савельев С. П., Урусов Д. Ю., Габлия Ю. А., Дячук С. А., Лыков В. В., Парусов Д. В.

Усовершенствование технологии обезжелезивания и деманганации подземных вод г. Ульяновска

Аннотация

Предложена и испытана усовершенствованная двухступенчатая технология обезжелезивания и деманганации подземных вод с плавающей пенополистирольной загрузкой на очистных сооружениях г. Ульяновска. На первой ступени очистки реализуются процессы аэрации­дегазации, контактного фильтрования и регулирования скорости фильтрования для фильтров второй ступени. Установлено, что удаление марганца из воды Архангельского грунтового водозабора может быть осуществлено лишь при дополнительном использовании перед фильтрами второй ступени 4–5­процентного раствора перманганата калия с дозами 0,6–0,8 мг/л. При этом время контакта реагента с загрузкой фильтра второй ступени может быть сокращено с 20 до 4–5 мин.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand