№5|2011
В РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
bbk 000000
УДК
Резолюция Всероссийского съезда Водоканалов «Стратегия развития централизованного водоснабжения в Российской Федерации. Роль Водоканалов в обеспечении здоровья нации» г. Сочи, 11–16 апреля 2011 г.
Аннотация
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, объединяющая предприятия водопроводно-канализационного хозяйства всех федеральных округов РФ, при поддержке Министерства регионального развития РФ, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ и Российского водного общества провела Всероссийский съезд Водоканалов, посвященный обсуждению стратегии развития и модернизации централизованного водоснабжения и водоотведения России, а также роли Водоканалов в обеспечении здоровья нации и защиты водных объектов.
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
В работе съезда приняли участие более 450 человек из 63 субъектов Российской Федерации, представляющих 92 города. Среди них представители Аппарата Правительства РФ, Госдумы, Минрегиона России, Минприроды России, Минэкономики России, Минздравсоцразвития России, других министерств и ведомств, главы субъектов РФ и муниципальных образований. На мероприятии присутствовали представители предприятий водопроводно-канализационного комплекса из Центрального, Южного, Северо-Западного, Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов РФ, научно-исследовательских и проектных институтов, инженерных центров, экологических фондов, международных отраслевых организаций и ассоциаций, частных операторов. В освещении дискуссий съезда приняли участие более 50 средств массовой информации.
В день открытия Всероссийского съезда Водоканалов с докладом выступили министр регионального развития Российской Федерации Виктор Федорович Басаргин, руководитель Федерального агентства водных ресурсов Марина Валерьевна Селиверстова, вице-губернатор Краснодарского края Алексей Юрьевич Агафонов, заместитель главы г. Сочи Анатолий Николаевич Рыков. Приветственные слова участникам мероприятия направили Председатель Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Борис Вячеславович Грызлов, заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак.
В ходе работы Всероссийского съезда Водоканалов на пленарных заседаниях и круглых столах состоялось обсуждение текущего состояния водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации, а также стратегии его развития и модернизации. Участники мероприятия обменялись мнениями и рассмотрели комплекс вопросов государственной политики в сфере ВКХ, участие регионов в федеральных целевых программах, привлечение инвестиций и эффективное управление коммунальным комплексом, нормативно-правовое регулирование водной отрасли, модернизацию основных фондов централизованного водоснабжения и водоотведения страны, вопросы энергоэффективности отрасли, качества питьевой воды, а также защиты водных объектов и роли Водоканалов в обеспечении здоровья нации.
Особое внимание участники съезда уделили обсуждению законопроекта «О водоснабжении и канализовании», устанавливающего целостный комплекс нормативных требований, регулирующих все аспекты деятельности отрасли. Отмечено, что предусмотренные законопроектом механизмы оптимизации тарифного регулирования, учитывающие инвестиционные потребности предприятий ВКХ, привлечение средств в отрасль за счет программ государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также вводимые нормы сбросов сточных вод в водные объекты через централизованные системы канализования, применяющие принцип «загрязнитель платит», будут способствовать развитию коммунального комплекса на качественно новом уровне.
В результате обсуждения широкого спектра проблем водной отрасли в рамках пленарных заседаний и шести круглых столов, в целях дальнейшего развития централизованного водоснабжения и водоотведения, обеспечения повышения эффективности предоставления коммунальных услуг, защиты окружающей среды от антропогенного воздействия, совершенствования нормативной правовой базы в сфере водопроводно-канализационного хозяйства участники Всероссийского съезда Водоканалов постановили:
1. Одобрить:
1.1. Работу всего профессионального сообщества по подготовке отраслевого законодательства:
проектов Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и канализовании»;
проектов федеральных законов, направленных на совершенствование системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, предусматривающих создание действенных экономических стимулов для реализации природоохранных мероприятий, стимулирования развития сектора экологических услуг в России.
1.2. Работу организаций водопроводно-канализационного комплекса по разработке и реализации инвестиционных программ и программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
1.3. Работу Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения по направлениям:
- привлечение внимания к деятельности водной отрасли;
- формирование позитивного имиджа предприятий ВКХ и водной отрасли в целом;
- создание и реализация информационной стратегии общественной организации;
- взаимодействие с органами государственной власти всех уровней в целях учета мнения профессионального сообщества при формировании нормативных правовых актов, регулирующих деятельность водной отрасли;
- выработка и реализация системного подхода при формировании практического и научного потенциала отрасли в процессе обмена опытом во всех областях деятельности предприятий ВКХ;
организация взаимодействия предприятий ВКХ России, сбор и обобщение практики, создание условий для обмена опытом специалистами предприятий по темам:
- совершенствование управления предприятием;
- реализация энергосберегающих проектов;
- применение новых технологий в водоподготовке и очистке сточных вод, эффективных проектных решений;
- финансирование предприятий ВКХ, сотрудничество с международными финансовыми институтами, взаимодействие с российскими банками и привлечение инвестиций;
- актуальные вопросы судебной практики юридических служб организаций отрасли;
- взаимодействие с государственными структурами в условиях изменения природоохранного законодательства.
2. Рекомендовать:
2.1. Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- считать проекты федеральных законов, разработанные во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 27 мая 2010 г., приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной думой;
- рассмотреть проекты Федерального закона № 484225-5 «О водоснабжении и канализовании» и Федерального закона № 484229-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» в приоритетном порядке;
- принять указанные законопроекты с учетом ряда обоснованных замечаний и предложений по доработке законопроектов, направленных на повышение эффективности водоснабжения и канализования и защиту окружающей среды от антропогенного воздействия;
- предусматривать широкое обсуждение проектов федеральных законов в сфере природоохранного регулирования с привлечением институтов гражданского общества, представителей научных, общественных организаций, бизнес-сообщества, а также привлечение экспертных групп из числа действующих руководителей предприятий ВКХ России при разработке законопроектов, касающихся водоснабжения и водоотведения.
2.2. Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти:
- согласовать проекты Федерального закона № 484225-5 «О водоснабжении и канализовании» и Федерального закона № 484229-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» с учетом ряда обоснованных замечаний и предложений по доработке законопроектов, направленных на повышение эффективности водоснабжения и канализования и защиту окружающей среды от антропогенного воздействия;
- начать работу по подготовке проектов подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию отраслевого Федерального закона «О водоснабжении и канализовании», принятие которых предусмотрено в законе;
- предусмотреть при осуществлении законотворческой и нормотворческой деятельности в сфере природоохранного регулирования сбалансированный подход по экологическим, экономическим и социальным параметрам;
- предусматривать широкое обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере природоохранного регулирования с привлечением институтов гражданского общества, представителей научных, общественных организаций, бизнес-сообщества в рамках создаваемых рабочих групп, совещаний, дискуссий; учитывать в законотворческой деятельности предложения и рекомендации парламентских слушаний, круглых столов, конференций, совещаний, иных мероприятий с участием отраслевых экспертов, а также экспертных групп из числа действующих руководителей предприятий ВКХ России;
- предусмотреть меры, направленные на совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду:
- сокращение перечня нормируемых веществ;
- разработка экологических нормативов качества окружающей среды, ускорение разработки и утверждения экологических нормативов допустимых воздействий на водные объекты (НДВВ) во исполнение Водного кодекса Российской Федерации;
- учет буферной способности (емкости) природных экосистем при установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
- внедрение технологического нормирования по отраслевому принципу на основе параметров наилучших доступных технологий (НДТ);
- установление порядка и процедур разработки, согласования и утверждения документов, определяющих параметры наилучших доступных технологий, с учетом отраслевой специфики и обсуждения с представителями научных, общественных организаций, бизнес-сообщества;
- установление переходного периода до введения в действие технологического нормирования, предусмотрев в течение переходного периода сохранение в качестве мер экономического регулирования института технологически обусловленных нормативов воздействия на окружающую среду (лимитов сбросов, временно согласованных сбросов) в случае технологической недостижимости нормативов, а также меры стимулирования реализации мероприятий по достижению нормативов качества окружающей среды. Рассмотреть возможность разрешения применения в переходный период для коммунальных очистных сооружений в целях нормирования сбросов сточных вод Реестра НДТ, разработанного СРО «Межрегиональный союз проектировщиков» в декабре 2010 г.;
- предусмотреть при реформировании российской системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды использование европейских принципов и подходов формирования системы охраны окружающей среды с учетом директив ЕС и «Дорожной карты» Общего экономического пространства ЕС – Россия;
- разработать механизмы мотивации и стимулирования применения добровольных инструментов природоохранного регулирования на основе наилучших зарубежных практик, в том числе систем экологического менеджмента на основе международных стандартов серии ISO 14001; социально-экологической (нефинансовой) отчетности с использованием показателей GRI; разработку «зеленых стандартов» и добровольных систем оценки соответствия;
- предусмотреть при разработке Основ экологической политики РФ на период до 2030 г. меры по стимулированию формирования и развития сектора экологических услуг в России (в том числе сектора водоснабжения и канализования);
разработать меры государственной поддержки инвестиционных проектов в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающих сокращение сбросов загрязняющих веществ:
- обеспечение реализации государственной программы «Чистая вода», предусмотрев в рамках указанной программы создание системы эффективного управления в секторе экологических услуг по водоподготовке и очистке сточных вод, в том числе предоставление финансовой помощи при реализации инвестиционных проектов в секторе водоснабжения и водоотведения;
- разработка и реализация во исполнение Водной стратегии РФ Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса в Российской Федерации», предусматривающей реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию систем очистки сточных вод, с использованием инструментов государственно-частного партнерства;
- формирование правовых, административных, экономических, налоговых инструментов для стимулирования развития сектора экологических услуг (в том числе услуг по водоснабжению и очистке сточных вод) с использованием принципов государственно-частного партнерства и стимулирования формирования благоприятной бизнес-среды для привлечения частных инвесторов в сектор экологических услуг по водоснабжению и очистке сточных вод;
предусмотреть механизмы совершенствования тарифного регулирования:
- принятие на федеральном уровне единых стандартов, методологии разработки и мониторинга инвестиционных и производственных программ для целей тарифного регулирования;
- стимулирование организаций коммунального комплекса, имеющих долгосрочные инвестиционные программы, путем согласования и утверждения ими долгосрочной тарифной политики;
- учет при установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования средств, необходимых для реновации существующих активов организаций ВКХ, а также для обслуживания и возврата привлекаемых для финансирования производственных и инвестиционных программ заемных средств;
- обеспечение экономически обоснованной доходности вложенных инвестиций, формируемой по прозрачному и понятному инвесторам механизму;
- введение двухставочных тарифов с целью обеспечения устойчивости денежного потока, необходимого для финансирования инвестиционных программ организаций ВКХ, в том числе при рационализации водопотребления;
- переход к регулированию по реальным денежным потокам с учетом собираемости;
- разработка механизма определения доступности услуг для потребителей с точки зрения платежеспособности;
- стимулирование рационального водопотребления через приведение платы населения к экономически обоснованному тарифу и введение двуставочных тарифов;
- привести «Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. № 360, в соответствие с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
обратить особое внимание при подготовке нормативного правового акта по вопросам взаимоотношений с потребителями (новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам) на регулирование следующих вопросов:
- качество оказываемых услуг;
- порядок расчетов;
- порядок учета потребленных ресурсов;
- порядок приостановления и прекращения коммунальных услуг;
- оформление договорных отношений, в том числе определение существенных условий, прав и обязанностей сторон, ответственность за нарушение сторонами обязательств и др.;
- подготовить меры, направленные на внедрение достижений отечественной науки и национальных технологических разработок с защитой инновационных разработок патентами.
2.3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
- активизировать разработку и реализацию региональных целевых программ в сфере модернизации систем водоснабжения и водоотведения, реализации инновационных проектов, формирования комплексных систем управления отходами с использованием принципов государственно-частного партнерства;
- предусмотреть меры поддержки реализации инвестиционных экологических проектов, развития сектора экологических услуг в регионах присутствия;
- оказывать всестороннюю поддержку по привлечению организациями ВКХ заемных средств, в том числе и в форме принятия на себя гарантийных обязательств;
- содействовать организациям ВКХ в участии в федеральных и иных государственных программах развития инфраструктуры, в частности в ФЦП «Чистая вода»;
- способствовать развитию государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных проектов в области водоснабжения и водоотведения;
- обеспечить разработку программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с утвержденными документами территориального планирования муниципальных образований;
- в рамках программ энергосбережения и энергоэффективности предусматривать отдельными разделами мероприятия программ по энергосбережению и энергоэффективности организаций водоснабжения и водоотведения с их соответствующим финансовым обеспечением;
- разработать эффективные меры по стимулированию энергосбережения и повышения энергоэффективности организаций водоснабжения и водоотведения;
- при подготовке конкурсной документации в технических требованиях к материалам трубопроводов учитывать положения международных и европейских стандартов, российских ГОСТ и технических условий, а также накопленный опыт строительства и эксплуатации, рассмотреть возможность отказа от использования стальных трубопроводов;
- разработать механизм создания реальных условий для проведения инвентаризации, паспортизации и регистрации имущества;
- обязать владельцев сетей (муниципалитеты) обеспечить их планомерную замену в пределах нормативного срока службы, при отсутствии возможности включения данных затрат в тариф;
- экспертным путем определить фактические величины и предельные уровни неучтенных расходов (потерь) воды, включаемых в расчет тарифов;
- установить два норматива неучтенных расходов (потерь) воды:
- в процентах к объему на стадии производства (очистки);
- в кубических метрах на километр сети на стадии транспортировки, исходя из технических параметров сети;
- разработать меры, направленные на развитие творческого потенциала специалистов, стимулирование инновационной активности, расширение сферы ответственности до полного инновационного цикла, – от идеи до внедрения.
2.4. Организациям водопроводно-канализационного комплекса:
- усилить контроль за состоянием водоисточников с использованием современных технических средств и систем;
- организовать системную проработку общей технической политики предприятий по вопросам применения конкретного оборудования и материалов;
- обратить внимание на организацию жесткого входного контроля применяемого оборудования и материалов, разработку внутренних регламентов, ведение технического надзора;
активизировать внедрение мероприятий, направленных на сокращение водопотребления:
- сокращение объема утечек и неучтенного расхода воды;
- снижение удельного водопотребления;
- достижение реальной экономической выгоды в результате сокращения водопотребления;
- обратить внимание на повышение эффективности управления в сфере водопроводно-канализационного хозяйства и необходимость соблюдения следующих основных принципов эффективного управления инвестиционными проектами:
- согласованная всеми участниками проекта концепция инвестиционного проекта;
- для оптимизации капитальных затрат размещение контракта должно происходить через конкурс;
- активнее использовать возможности модернизации оборудования, открывающиеся в рамках реализации Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
- активнее привлекать к разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности научные организации и коллективы профильных вузов;
- организовать систематическую подготовку и повышение квалификации персонала в области современных технологий водоснабжения и канализования, автоматизации и внедрения новых технологий в сфере оперативного управления системами водоснабжения и водоотведения, энергосбережения и повышения энергоэффективности с участием профильных вузов, образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), предприятий-производителей и поставщиков современного оборудования и технологий;
- обеспечить применение наилучших доступных экономически обоснованных технологий водоподготовки, очистки сточных вод и модернизации водопроводно-канализационного хозяйства, соответствующих критериям энергетической и экологической эффективности;
- используя возможности Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, регулярно практиковать обмен опытом по экономическим, экологическим, техническим и иным вопросам деятельности предприятий ВКХ.
2.5. Международным и российским финансовым организациям:
рассмотреть возможность подготовки специального предложения по кредитованию организаций водопроводно-канализационного хозяйства малых городов при поддержке органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов федерации.
2.6. Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения:
- обратить внимание федеральных органов власти на отсутствие правового регулирования финансирования долгосрочных инвестиционных программ ВКХ. Обосновать необходимость создания четкой нормативной базы реализации механизма финансирования долгосрочных инвестиционных проектов с разработкой механизма установления долгосрочных тарифов на срок их реализации, а также возврата вложенных инвестиций;
- лоббировать интересы профессионального сообщества при подготовке нормативно-правовой базы реализации Федеральной программы «Чистая вода»;
- обеспечить участие представителей РАВВ в подготовке нормативных правовых документов по реализации отраслевого закона «О водоснабжении и канализовании», в том числе требований к качеству питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, порядка осуществления контроля за качеством воды, порядка регулирования сбросов сточных вод в водные объекты через централизованные системы канализования, требований к составу сточных вод;
- рассмотреть на очередном Совете РАВВ необходимость и порядок финансирования разработки и согласования Регламента внедрения наилучших доступных технологий;
- продолжить работу с органами государственной власти всех уровней по направлениям деятельности Ассоциации.
(По материалам сайта www.raww.ru)