№2|2011
ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
bbk 000000
УДК 628.1.3:658.52.011.56
Внедрение программных комплексов АСУП «Водоканал» и «Ремонт-Эксперт» в МУП г. Новосибирска «Горводоканал»
Аннотация
Изложен опыт внедрения и эксплуатации автоматизированной системы управления технологическими процессами на водопроводных и канализационных сетях, а также обслуживанием оборудования подразделений МУП г. Новосибирска «Горводоканал». Унификация и обновление технических средств и программного обеспечения позволило создать единую информационную базу данных. Внедренные программы позволили объединить разрозненную информацию и оценить продуктивность работы предприятия в целом. Программа «Ремонт-Эксперт» значительно ускоряет процесс принятия решений при производстве работ по ремонту оборудования. Использование программного комплекса АСУП «Водоканал» позволило сократить трудозатраты персонала центральной диспетчерской службы, технического отдела, служб водопровода и канализации при выполнении аналитических работ информационного характера.
Ключевые слова
автоматизированная система управления , информационная база данных , ремонт оборудования , водопроводная и канализационная сеть
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
Для оперативного решения задач эксплуатационного характера по сокращению сроков выполнения ремонтов оборудования и планового их проведения в МУП г. Новосибирска «Горводоканал» внедрены информационные программы «Ремонт-Эксперт» и АСУП «Водоканал».
Программа 1С «Ремонт-Эксперт».Работа в этой программе подразумевает составление и корректировку годовых графиков планово-предупредительных ремонтов по механической и электрической частям оборудования (рис. 1), на основании которых составляются месячные графики с последующим формированием недельных отчетов. Графики включают перечень ремонтов для каждого вида оборудования и набор операций, входящих в каждый ремонт, что ускоряет оперативность принятия решения. В программе на 2011 г. сформированы планы проведения планово-предупредительного ремонта следующих объектов: насосно-фильтровальные станции № 1 (НФС-1), № 3 (НФС-3), № 5 (НФС-5), канализационные насосные станции, очистные сооружения канализации. Программа «Ремонт-Эксперт» позволяет сохранять информацию по обслуживанию и эксплуатации оборудования, а также схемы, чертежи, паспорта этого оборудования в электронном виде.
Внедрение программы «Ремонт-Эксперт» проводилось поэтапно. Было закуплено необходимое оборудование, прошли обучение начальники цехов, механики, энергетики. В процессе работы был усовершенствован пользовательский интерфейс, создана база данных по установленному в цехах оборудованию (рис. 2). С целью оперативности принятия решений разработан ежедневный отчет, формирующийся автоматически на основании занесенных в программу данных и включающий в себя информацию о затраченных материалах.
В программе «Ремонт-Эксперт» фиксируется ответственный за выполнение работы. В случае возникновения нештатных ситуаций с помощью журнала ответственных (рис. 3) восстанавливается хронология ремонта. Возможности программы расширяются: ведутся работы по заказу и списанию материалов в режиме онлайн. Этот вопрос прорабатывается сотрудниками группы внедрения информационных технологий и службой автоматизации. Программа «Ремонт-Эксперт» значительно ускоряет процесс принятия решений при производстве работ по ремонту оборудования.
ПрограммныйкомплексАСУП «Водоканал». Основные задачи, решаемые с помощью этого программного комплекса: централизованное хранение информации по водопроводной и канализационной сетям города; полная паспортизация объектов сетей; оперативность принятия решений по закрытию запорной арматуры при аварийном отключении абонентов; автоматизация работы диспетчерской службы; ведение в электронном виде журналов по аварийным, ремонтным, профилактическим работам и занесение в них изменений (рис. 4); автоматическая подготовка отчетов об изменении состояния сетей; оформление наряд-допусков работы бригад.
Пользователями программного комплекса АСУП «Водоканал», установленного на сервере, являются линейные эксплуатационные участки, охватывающие все водопроводные и канализационные сети города, технический отдел, центральная диспетчерская служба. В процессе эксплуатации выявилась необходимость занесения в программу абонентской базы данных водосбыта и бухгалтерской базы данных, позволяющей грамотно проводить инвентаризацию на сетях.
Для обеспечения надежной бесперебойной работы линейных эксплуатационных участков была смонтирована оптико-волоконная сеть, позволяющая осуществлять передачу данных по каналам связи в режиме реального времени.
Следующим этапом внедрения программы АСУП «Водоканал» явилось создание информационной карты (рис. 5), описывающей здания и сооружения, водопроводные и канализационные сети, камеры, колодцы, запорную арматуру, пожарные гидранты, водоразборные колонки.
На сегодняшний день в программу АСУП «Водоканал» занесены данные ремонтов за последние три года, что позволяет планировать реконструкцию наиболее проблемных участков водопроводных и канализационных сетей на последующие годы. Создана информационная база технического отдела, позволяющая выдавать технические условия. Имеется возможность переноса водопроводных сетей в программу EPANET для проведения гидравлического расчета. Диспетчеры линейных цехов в круглосуточном режиме заносят информацию о проделанной работе.
Использование программного комплекса АСУП «Водоканал» позволило сократить трудозатраты персонала центральной диспетчерской службы, технического отдела, служб водопровода и канализации при выполнении аналитических работ информационного характера.
Выводы
Внедрение программы «Ремонт-Эксперт» и программного комплекса АСУП «Водоканал» в МУП г. Новосибирска «Горводоканал» повысило эффективность и ускорило процесс обработки данных. По предварительным расчетам, рост производительности труда пользователей программ составил 10–15%.