№8|2010 ЗАКОНЫ, СТАНДАРТЫ, НОРМАТИВЫ bbk 000000 УДК 69(083.75):628.1.033 О нормативном документе «Источники централизованного питьевого водоснабжения. Гигиенические требования. Правила выбора и контроль качества»АннотацияРассмотрены вопросы, затронутые в Проекте нового нормативного документа по санитарной классификации и правилам выбора источника централизованного питьевого водоснабжения. Проведен сравнительный анализ области распространения и содержания действующих санитарных правил, касающихся природных водных объектов и источников централизованного питьевого водоснабжения. Сформулированы три профессиональные задачи санитарного врача, при решении которых необходим предлагаемый документ. Утверждение предлагаемого Проекта СанПиН в качестве нормативного правового акта должно послужить толчком к решению проблемы неблагополучия источников питьевого водоснабжения путем ее структуризации, составления на этой основе плана конкретных профилактических мероприятий с экономическим расчетом их затратности и риска для здоровья. Ключевые слова государственный стандарт , контроль качества питьевой воды , нормативные документы , санитарно-эпидемиологический надзор , централизованное питьевое водоснабжение
Скачать статью в журнальной верстке PDF Обеспечение эффективного контроля санитарной безопасности системы централизованного питьевого водоснабжения зависит от регламентации следующих факторов: качественный состав воды источника водоснабжения [1]; надежность зоны санитарной охраны водоисточника [2]; качество питьевой воды, которую получает потребитель [3]. Нормативный документ, регламентирующий контроль качества питьевой воды, вышел в свет в 1996 г., а в 2001 г. был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, получив таким образом статус нормативного правового акта, – СанПиН 1.2.4.1074-01. Другой документ – СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» – вышел в свет в 1995 г. и зарегистрирован в Министерстве юстиции в 2001 г. Нормативным документом санитарно-эпидемиологического надзора, в котором приведены требования к источникам централизованного питьевого водоснабжения, с 1944 г. и до настоящего времени является государственный стандарт СССР – ГОСТ 2761 «Источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора», последняя редакция которого утверждена в 1984 г. За время, прошедшее с момента введения ГОСТ 2761-84, значительно расширились научные представления о влиянии водного фактора на здоровье человека, изменился правовой статус санитарно-эпидемиологической службы. Требует дальнейшей регламентации принцип регионального подхода к выбору источника питьевого водоснабжения, провозглашенный в СанПиН 2.1.4.1074-01, а также приведение в соответствие с этим документом показателей микробиологического состава воды источника. В связи с этим возникла необходимость разработки нового нормативного документа и увязки его с упомянутыми правовыми актами санитарного законодательства. Юридическим основанием для подготовки проекта санитарных правил для источника централизованного питьевого водоснабжения является пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В законодательстве стран Западной Европы вопросам регламентации выбора и оценки качества источников питьевого водоснабжения уделяется должное внимание. С 1975 г. действует Директива ЕС 75/440 о показателях качества поверхностных вод, используемых для получения питьевой воды. В указанной директиве источники питьевого водоснабжения делятся на три класса по степени загрязненности (опасности для здоровья человека). Каждому из классов предписаны методы обработки, необходимые для подготовки питьевой воды. Требования этой директивы учтены при принятии национальных регламентов, например в Германии. Во Франции требования к источникам питьевого водоснабжения (с делением их на три класса) включены в Декрет (Закон) о воде для потребления человеком (последняя редакция 2000 г.). В России действующий ГОСТ 2761-84 представлялся на утверждение Госстандарта СССР Минздравом СССР и Госстроем СССР. Однако практически (начиная от идей и заканчивая отдельными формулировками) он разрабатывался рабочей группой специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Таким образом, ГОСТ 2761-84 может стать основой Проекта новых Санитарных правил и норм. В соответствии с Техническим заданием, согласованным 18 декабря 2000 г. заместителем руководителя департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России, авторами настоящей статьи был разработан Проект СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения. Гигиенические требования. Правила выбора и контроль качества». Объектом регламентирования в Проекте является источник централизованного питьевого водоснабжения, который рассматривается в трех аспектах: гигиенические требования; правила выбора; контроль качества. В нашей стране, учитывая разнообразие географических, гидрологических, гидрогеологических, гидрохимических, метеорологических и прочих условий в разных регионах, документ федерального уровня не может содержать жестких нормативов. Он должен делегировать регионам право выбора источника для конкретной системы централизованного водоснабжения, исходя из конкретной экологической и санитарной ситуации. В то же время для гарантии соблюдения конституционного права граждан на безопасную среду обитания при принятии регионального решения основой должны служить регламенты (условия выбора), установленные на федеральном уровне. Исходя из этого положения, в предлагаемом Проекте СанПиН гигиенические требования к источнику основываются на санитарной классификацииисточников питьевого водоснабжения по степени их загрязненности. В своей основе классификация взята из действующего документа; при этом исторически она создавалась гигиенистами. Санитарная классификация источников питьевого водоснабжения разработана на базе гигиенических исследований барьерной роли очистных сооружений водопровода. В ней даны предельные значения санитарных показателей, при которых рекомендованные для данного класса источника приемы обработки воды способны, в силу присущей им технической эффективности, обеспечить соблюдение гигиенической эффективности, т. е. нормативов качества питьевой воды. Эта классификация – не природоведческая, абстрактно делящая водные объекты на чистые, менее чистые и т. д. безотносительно к цели их хозяйственного использования. Она не является технологической классификацией методов подготовки воды, существующий документ по этой проблеме [2] служит другой конкретной (инженерно-технологической) цели и имеет другого адресата. Эта классификация – именно санитарная, направленная на охрану здоровья населения. Класс источника питьевого водоснабжения в Проекте СанПиН увязан со степенью необходимой водоподготовки, исходя из общеизвестных приемов (схем) водоподготовки, обеспечивающих требуемую степень безопасности воды, и данных в терминах, доступных для санитарного врача. Поскольку существуют разные мнения о целесообразности данной санитарной классификации в составе Санитарных правил, обращаем внимание на функции этой классификации в работе санитарного врача. Деление источников централизованного питьевого водоснабжения на три класса должно использоваться при выполнении следующих мероприятий: составление санитарно-эпидемиологического заключения по выбору источника централизованного питьевого водоснабжения для сравнительной санитарной оценки предлагаемых вариантов (статья 18 Закона № 52-ФЗ: «разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта»); согласование проекта строительства и реконструкции питьевого водопровода для санитарной оценки схемы подготовки питьевой воды; санитарная оценка работы станции водоподготовки в процессе эксплуатации при плановых и экстренных санитарных обследованиях. В состав Проекта документа введено Приложение 5 «Методика отбора регионально обусловленных показателей промышленного и сельскохозяйственного загрязнения при выборе источника централизованного питьевого водоснабжения». Методика гармонизирует документ с принципами «Руководства по контролю качества питьевой воды» ВОЗ [1] о региональном подходе к регламентации питьевого водоснабжения. В Приложении 1 (рекомендуемом) к Проекту СанПиН обозначены технологические приемы, которые могут обеспечить условия безопасности для здоровья человека питьевой воды, полученной из источника данного класса. Важнейшей задачей санитарно-эпидемиологической службы является создание системы социально-гигиенического мониторинга. Санитарная классификация источников питьевого водоснабжения может быть использована в качестве дискретного (ранжированного) показателя степени и характера санитарно-эпидемиологического неблагополучия питьевого водоснабжения населения на обследуемой территории, а также при разработке профилактических мероприятий по коррекции таких ситуаций. Современная официальная санитарная статистика [3] из года в год выдает проценты (довольно высокие!) «источников питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарным правилам» (каким?), без указания степени несоответствия (т. е. деления на классы). Такое игнорирование даже действующего нормативного акта (ГОСТ 2761-84) обезоруживает и органы исполнительной власти, и надзорные службы при составлении предметного плана устранения неблагополучия. К сожалению, бытует мнение, что утвержденные в 2000 г. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (СанПиН 2.1.5.980-00 взамен Правил 4630-88) и СанПиН для источника питьевого водоснабжения являются идентичными документами. Это глубокое заблуждение, поскольку их принципиально разная направленность совершенно справедливо закреплена формально. В соответствии с «Классификатором санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов», СанПиН 2.1.5.980-00 входят в группу 2.1.5 «Водоотведениенаселенных мест, санитарная охрана водоемов», а СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения» – документ группы 2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест». Разделение сферы действия исходит из положения, что СанПиН 2.1.5.980-00 направлены на предупреждение техногенного загрязнения всех поверхностных водных объектов, из которых осуществляется водопользование населения, а предлагаемый Проект предусматривает гигиеническую регламентацию выбора источника питьевого водоснабжения из имеющихся на данной территории водных объектов. Кроме того, не каждый природный, не подверженный антропогенному загрязнению, водный объект может служить источником питьевого водоснабжения в силу природного состава его воды. Исходя из этого, ни замена СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения» другим документом – СанПиН 2.1.5.980-00, ни полное совпадение гигиенических требований в них, как это предлагалось в некоторых отзывах санитарной практики в процессе подготовки Проекта, невозможны. То же самое можно сказать и о СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». Существенные различия упомянутых документов наглядно представлены в таблице. Санитарная классификация источников питьевого водоснабжения не является гигиеническим нормативом, это – инструмент, который позволяет санитарному врачу ориентироваться в предложенной проектом водоснабжения технологической схеме подготовки воды, представленной ему на согласование. Аналогов такого рода инструментов, конкретизирующих условия безопасности для здоровья (статья 18, пункт 3 Закона № ФЗ-52) факторов среды обитания, в нормативных документах санитарно-эпидемиологической службы много. Так, вопросу санитарной классификации промышленных предприятий посвящены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Размер санитарно-защитных зон, регламентируемый этим документом, определяет одно из условий безопасности промышленного выброса в атмосферный воздух для населения, а именно – достаточность размера разрыва для разбавления выброса над территорией защитной зоны с целью соблюдения гигиенического норматива (ПДКав) в селитебной зоне. В основу деления предприятий на классы в данном документе положены: мощность, условия эксплуатации, эффективность санитарно-технических мероприятий (пункт 2.12); все эти показатели относятся к компетенции технологов. Таким образом, авторами СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 совершенно правильно, именно с позиций охраны здоровья, использованы даже не санитарные показатели, как предлагается в Проекте СанПиН на источники водоснабжения, а технические параметры инженерных объектов. Классификация источников питьевого водоснабжения, вкупе с пунктом 4.5 Проекта, в котором изложены условия использования источников с низким качеством воды (выходящих за пределы требований классификации), открывает простор для инженерной мысли в направлении совершенствования и повышения эффективности технологии подготовки питьевой воды; в то же время она ограничивает возможность излишних требований со стороны санитарного врача в рутинных санитарных ситуациях. Недостатком действующего ГОСТ 2761-84 является отсутствие регламентации контроля состояния эксплуатируемого источника водоснабжения, на что обращали внимание в своих отзывах представители санитарной практики. Это потребовало введения нового раздела 6, в котором изложен порядок проведения производственного контроля качества питьевой воды и намечены задачи государственного санитарно-эпидемиологического надзора в этой сфере. Авторы Проекта документа сочли целесообразным введение раздела 7 «Термины и определения», поскольку на практике отсутствие единых понятий часто мешает принятию правильных управленческих решений. В частности, даны определения понятий «санитарная надежность источника централизованного питьевого водоснабжения» и «санитарная надежность системы централизованного питьевого водоснабжения». Объектом регламентирования в предлагаемом Проекте СанПиН является часть природного водного источника, используемая для удовлетворения жизненных потребностей человека, которая не является продукцией (как, например, атмосферный воздух), Поэтому требования предлагаемого Проекта СанПиН лежат вне сферы действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который направлен на регламентацию требований к продукции, но не к природным объектам. Таким образом, утверждение предлагаемого Проекта СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения. Гигиенические требования. Правила выбора и контроль качества» как нормативного правового акта должно послужить толчком к решению проблемы неблагополучия источников питьевого водоснабжения путем ее структуризации, составления на этой основе плана конкретных профилактических мероприятий с экономическим расчетом их затратности и риска для здоровья. Комментарий специалистаКонцепция обеспечения санитарной безопасности питьевой воды, разработанная в 1970–80-х годах в Первом Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова при непосредственном участии авторов статьи, предусматривала трехступенчатую систему санитарного контроля, две ступени из которых касались выбора источника водоснабжения и его охраны от загрязнения при неистощительном использовании водных ресурсов. Выбор источника водоснабжения на альтернативной основе осуществлялся в соответствии с ГОСТ 2761-84, в котором выделялось три класса источников по показателям качества воды, что идеологически соответствовало нормативной базе проектирования – технико-экономическому обоснованию систем водоснабжения при различных источниках, а эксплуатационная санитарная надежность источника обеспечивалась проектированием зон санитарной охраны в соответствии с «Положением о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» (Минздрав СССР, 1983 г.). И наконец, ГОСТ 2874-73 «Вода питьевая» нормировал качество воды у потребителя после ее очистки и обеззараживания. Рассматриваемая система нормирования и контроля качества в полной мере согласуется с «Руководством по контролю качества питьевой воды» (ВОЗ, 1994 г.). Последующее реформирование нормативной базы с переходом на систему санитарных норм и правил внесло определенное единообразие в системе жизнеобеспечения населения, но, к сожалению, в водоснабжении была частично потеряна та четкость, о которой упоминалось выше. Так, вместо Положения о зонах санитарной охраны вышли СанПиН 2.1.4.1110-02. Контроль качества воды регулируется СанПиН 1.2.4.1074-01, однако при этом действует и ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Контроль качества» (взамен ГОСТ 2874-73). И лишь ГОСТ 2761-84 не был заменен соответствующими санитарными нормами и правилами (хотя справедливости ради необходимо отметить, что такие СанПиН были подготовлены около 10 лет назад, но по каким-то причинам не были введены в действие). Негативные последствия этого досадного недоразумения очевидны. ГОСТ 2761-84 не переутверждался, и при действии Федерального закона «О техническом регулировании» создается впечатление, что данный ГОСТ как бы не существует. С другой стороны, никто не отменял процедуру выдачи заключения санитарных органов о соответствии источника водоснабжения требованиям стандарта. Похоже, руководство Роспотребнадзора само запамятовало о классах источников водоснабжения по качеству воды, поскольку в Государственных докладах «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации» упоминаются некие неформализованные санитарно-химические и микробиологические показатели. Совершенно парадоксальная ситуация сложилась с обоснованием использования (выбором источника) подземных вод. В соответствии с утвержденными Министерством природных ресурсов РФ «Классификацией запасов и прогнозных ресурсов» и «Методическими рекомендациями по ее применению» (Распоряжение от 27 декабря 2007 г. № 63-Р), оказывается, что по вопросам качества воды в целевом водоносном пласте следует ориентироваться не на ГОСТ 2761-84, а на СанПиН 1.1.4.1074-01, СанПиН 1.2.1.4.1175-02 и даже ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». При этом водоподготовка как бы не требуется. К сожалению, этот документ прошел согласование Министерства юстиции РФ. Очевидно, что любой нормативный или правовой вакуум заполняется часто странными или ошибочными рекомендациями, последствия которых оказывается трудно предсказать. На мой взгляд, актуализация ГОСТ 2761-84 в виде уже подготовленных санитарных норм и правил, его переутверждение или совместное существование переутвержденного государственного (национального) стандарта и санитарных норм и правил, как и в случае контроля качества воды, совершенно необходимы. В. С. АЛЕКСЕЕВ, доктор технических наук,
Список цитируемой литературы
|