№5|2010 Продолжаем обсуждать!
Водоканалы: достижим ли баланс?АннотацияС принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» стало очевидно, что решение проблемы учета ресурсов, в том числе питьевой воды, не может быть отложено.
Скачать статью в журнальной верстке PDF С принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стало очевидно, что решение проблемы учета ресурсов, в том числе питьевой воды, не может быть отложено. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – идет массовая установка приборов учета в квартирах, разработана нормативная база для финансовых взаимоотношений между поставщиками ресурсов и пользователями, а первые результаты показали явную выгоду для потребителей. По сообщениям прессы, речь идет о 3–7-кратной экономии и неоправданности старых нормативов. Однако реакция специалистов, в особенности сотрудников Водоканалов, весьма сдержанна. С одной стороны, очевидна необходимость установки счетчиков, с другой, – не решен ряд серьезных проблем, связанных с учетом воды и огромным небалансом. Несовершенство расчетов. С начала введения поквартирного учета существует логический конфликт между нормативными расчетами и оплатой по показаниям счетчиков. И это противоречие заложено самой тактикой введения приборов учета, когда квартирные водомеры в массовых масштабах появляются раньше, чем общедомовые. Результат не заставил себя ждать. Ко времени принятия закона № 261-ФЗ доля жилья, оснащенного индивидуальными приборами учета воды, в некоторых регионах приближалась к 70%. Казалось бы, отрадная картина. Но, как это ни парадоксально, именно там проблема небалансов у местных Водоканалов стоит особенно остро. Так, в Сыктывкаре расход воды в 44% многоквартирных домов рассчитывается Водоканалом по водомерам. В 2009 г. небаланс составил 17,7%. Это весьма ощутимые потери, особенно с учетом того, что организация вложила немалые средства в модернизацию системы водоподготовки, которая является сегодня одной из лучших в России. Примерно такая же картина наблюдается в Мурманске, где приборами учета охвачена четверть квартир. По итогам 2008 г., величина неучтенных расходов составила более 21%, или 8,5 млн. м3 воды в год! Безусловно, в эти цифры заложены технологические потери, однако они составляют не более 2–3%. Причина возникновения данной ситуации проста: счетчиками оборудуют свое жилье те, кто разумно относится к потреблению воды. Остальные предпочитают платить по нормативу и не задумываются об экономии воды. Между тем норматив рассчитывается как среднее потребление воды всеми жильцами дома – как экономными, так и расточительными. Если дом не оснащен счетчиками, то небаланс не возникнет по определению: каждый потребитель платит по нормативу. Если есть общий прибор учета, по которому производятся взаиморасчеты с поставщиком, разница будет в пределах погрешности общедомового счетчика. При этом распределение затрат между жильцами одного дома является внутренним делом товарищества собственников жилья, а не «головной болью» Водоканала. Однако если приборы установлены не во всех квартирах, а общедомового счетчика нет, соблюдение баланса невозможно! Пока в ситуации небалансов «крайними» оказываются Водоканалы. Затрачивая немалые средства на подготовку воды и ее транспортировку, они не могут получить оплату оказанных потребителю услуг полностью. Вопрос частично решается рассылкой «тринадцатой квитанции», в которой разница просто раскидывается поквартирно с учетом неких (в каждом регионе своих) коэффициентов. Но такая мера, как правило, вызывает понятное возмущение жильцов и часто опротестовывается в судах. Появление коллективного счетчика существенно облегчит запутанные расчеты и снизит накал страстей. «При отсутствии надежного общедомового прибора учета, – говорит Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства Kamstrup, – баланс в принципе невозможен. Пока эта проблема не будет разрешена, в отношениях жильцов (товариществ собственников жилья, управляющих компаний) и Водоканалов останутся предпосылки к конфликтам. Поэтому так важна первоочередная установка метрологически стабильных общедомовых приборов. Тогда расчеты с поставщиком будут прозрачны и понятны всем сторонам. Учет же в квартирах – логически следующий этап, позволяющий распределить общие траты на каждого из собственников. Это уже является внутренним вопросом ТСЖ». Однако даже если тактика установки водосчетчиков начнет меняться, может обостриться очередная проблема, которая очевидна уже сейчас. Она заключается в разнообразии приборов учета и отсутствии контроля метрологической стабильности каждого вида водосчетчика. Метрологические проблемы. Не менее важной причиной небалансов в водоснабжении являются несоответствия в классах точности установленных приборов учета (как квартирных, так и общедомовых), несвоевременность снятия данных, а также их недостоверность. Отсутствие правил и нормативов по точности измерений, большой разброс в моделях приборов учета даже в пределах одного дома, фальсификация данных, несвоевременность сбора информации – все это дает знать о себе уже сейчас и обострится до крайности после полного перехода на оплату по счетчикам. Например, наиболее востребованными на сегодняшний день являются квартирные счетчики классов А и В с минимальным паспортным расходом 60 и 30 л/ч соответственно. При меньших расходах приборы работают неточно, а при значениях ниже порога чувствительности (около половины минимума) не фиксируют расход вообще. Зная состояние запорной арматуры в большинстве домов, легко предположить, что небалансы сохранятся. Длительность расхода при открытых кранах не превышает 2% общего времени, остальные потери приходятся на нефиксируемые утечки, поэтому счетчик класса В с порогом чувствительности 15 л/ч в таком случае не посчитает около 350 л/сут воды (15 л Ч 24 ч Ч 0,98) – практически норматив. Есть и еще один аспект: точность большинства используемых моделей водосчетчиков со временем существенно «уплывает», о чем свидетельствуют результаты плановых поверок. Так, результаты анализа данных ремонтно-поверочной лаборатории ГОУП «Мурманскводоканал» за 2009 г. показали, что из проверенных квартирных водосчетчиков различных типов более трети не соответствуют заявленным характеристикам, причем по отдельным моделям брак достигал 100%. Путь преодоления сложившейся ситуации очевиден: необходимо введение общедомового учета. Во-первых, это автоматически снизит остроту проблемы, перенеся ее с Водоканалов на председателей товариществ собственников жилья, которые непосредственно общаются с жильцами. Во-вторых, требования к качеству общего прибора могут быть значительно выше, чем к индивидуальным. Кроме того, для ресурсоснабжающей организации контролировать работу нескольких сот общедомовых приборов гораздо проще, чем тысячи квартирных, доступ к которым в большинстве случаев практически невозможен. Конечно, при организации учета необходимо ориентироваться на модели приборов, точность измерений которых не меняется со временем, а показания трудно фальсифицировать. Так, современные ультразвуковые водосчетчики сохраняют высокую метрологическую стабильность в течение длительного времени (по крайней мере, два–три поверочных интервала), что обеспечивается их нечувствительностью к химическому составу воды и воздействию магнитных полей. Погрешность измерений водомеров, допущенных к использованию для коммерческих расчетов в РФ, не должна превышать 2%. При небольших расходах такой допуск кажется незначительным, однако для многоквартирного дома 2-процентная неточность ежемесячно превращается в сотни рублей в месяц и тысячи за год. Это важно и для Водоканалов, и для потребителей. Поэтому производители измерительного оборудования стремятся к минимизации погрешности (иногда до 1%). Подобную модель – ультразвуковой водосчетчик для общедомового и поквартирного учета MULTICAL®61 с расходомером ULTRAFLOW®24 выпускает компания Kamstrup. «Погрешность, не превышающая 1%, – это требование к комплекту при первичной поверке на заводе, – говорит Татьяна Кислякова. – Даже в сложных условиях эксплуатации прибора или, например, при измерении расходов, находящихся на границе динамического диапазона, мы можем быть уверены в том, что водосчетчик не выйдет за рамки допустимой точности». Ошибки сбора информации. Еще одна важная проблема, стоящая на пути организации объективного учета воды, заключается в своевременном снятии показаний водосчетчиков – и общедомовых, и квартирных. «Уже сегодня существует большая трудность со сбором информации о водоразборе. У управляющих компаний, которые должны предоставлять данные учета Водоканалу, не хватает ресурсов для оперативного выполнения этой задачи», – отмечает Михаил Семин, директор МУП «Водоканал» г. Подольска. Во-первых, при большом количестве водомеров крайне сложно обеспечить снятие показаний с каждого прибора в строго определенные числа месяца. А во-вторых, необходимо учитывать человеческий фактор – данные могут быть случайно или намеренно искажены. Эксперты считают, что бороться с такими сложностями можно, лишь наладив удаленный сбор данных с коллективных счетчиков, а впоследствии – и с квартирных. Необходимо заметить, что в настоящее время существуют технологии, позволяющие выполнить эти рекомендации. Например, в ультразвуковом водосчетчике MULTICAL®61 реализован недорогой способ диспетчеризации, который пока не имеет аналогов на российском рынке. Это система USB Meter Reader, позволяющая посредством радиосигнала передавать данные с вычислителя на USB флеш-накопитель, напрямую подключаемый к компьютеру. Поскольку радиосигнал свободно распространяется на несколько десятков метров, контролировать показания можно без непосредственного контакта с вычислителями, которые часто располагаются в труднодоступных местах. Такой метод гарантирует достоверность и оперативность получения показаний, т. е. позволяет исключить ошибки, связанные с качеством сбора показаний. «В достоверности данных о водоразборе, а значит в высоком классе точности прибора и продолжительном сроке его службы заинтересованы как поставщик, так и потребители. Чем больше расхождение, которое всегда имеет денежное выражение, тем больше вероятность возникновения ненужных споров», – говорит Михаил Семин, директор Водоканала г. Подольска. Таким образом, только разумный и взвешенный подход к организации измерений может обеспечить оплату услуг водоснабжения, адекватную количеству и качеству поставленных ресурсов.
|