№12|2010

Второй Международный Форум «Чистая вода–2010»

bbk 000000

УДК 556.18:061.3

Храменков С. В.

Государственное регулирование, законодательная и международная деятельность в водной сфере

Аннотация

Освещаются вопросы государственного регулирования и развития законодательной базы в сфере водопроводно-канализационного хозяйства. В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне не определены: публично-правовой статус предприятий водопроводно-канализационного хозяйства; способы регулирования рынка услуг водоснабжения и водоотведения, правила поведения его участников; гарантии безопасного, надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения. Для решения затронутых вопросов необходим единый организационный центр работы по законодательному обеспечению водной отрасли. Для модернизации водного сектора предлагается воссоздать научно-технический совет в Министерстве регионального развития РФ, а также организовать Всероссийский банк данных по наилучшим доступным технологиям.

Ключевые слова

, , , ,

 

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

12_03_ris_01Сегодня во всем мире широко используется термин «наилучшие доступные технологии». Российские специалисты спорят о корректности названия и точности перевода с английского. Однако хотелось бы обратить внимание на смысл этого термина.

Что же такое наилучшие доступные существующие технологии? Обратимся к истории.Еще в 1874 г. в своем трактате «О законе против загрязнения водотоков» член английского Парламента Клемент Хиггинс писал: «… ни один человек не подлежит штрафным санкциям … если он докажет…, что использовал наилучшие практически доступные средства по разумной цене для обеспечения безвредного качества жидкости или твердых веществ, предполагаемых к сбросу в водотоки». Собственно, в этом определении есть все основные понятия о том, какими должны быть наилучшие технологии.

12_03_ris_02

В нашей стране предлагается использовать термин «наилучшие доступные экономически обоснованные технологии», подразумевая под этим современные инновационные энергосберегающие технологии, внедренные в России и показавшие результаты, соответствующие действующим в России нормативам. При оценке существующих технологий необходимо учитывать такие факторы, как возраст оборудования и очистных сооружений, используемые технологические процессы, стоимость обеспечения качества очистки воды или водоподготовки, воздействие на окружающую среду. Одним из важнейших факторов оценки является энергоэффективность оборудования. В России наилучшими доступными технологиями в водной сфере являются: мембранное фильтрование; озонирование и фильтрация воды на активированном угле; получение и использование вторичных ресурсов – биогаза, почвогрунтов; удаление азота и фосфора с использованием биологических и реагентных методов; обеззараживание сточных вод ультрафиолетовым излучением.

В целом для модернизации водного сектора предлагается в Министерстве регионального развития РФ воссоздать научно-технический совет, на котором будут рассматриваться новые технологии и вопросы внедрения их в городах и населенных пунктах. В состав совета должны войти представители общественных водных организаций, например, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, Национальный Союз Водоканалов.

Необходимо также создать Всероссийский банк данных по наилучшим доступным технологиям и ежегодно его обновлять. Специалисты должны знать, что они могут выбрать для своего региона нужную им технологию, у кого ее заказать, где купить оборудование. При этом следует законодательно закрепить определение наилучших доступных технологий.

Проблема выбора наилучших технологий имеет прямое отношение к законодательству. Без модернизации водного законодательства Российской Федерации трудно решать технические вопросы. За год, прошедший после Первого Международного форума «Чистая вода», ситуация стала меняться в лучшую сторону. Государственная Дума, Правительство РФ, министерства и ведомства стали уделять больше внимания этим вопросам. Вместе с тем до настоящего времени в стране нет базового закона «О водоснабжении и канализовании». Сегодня в системе ЖКХ тема «воды» звучит применительно ко всему коммунальному хозяйству, где все смешано: и тарифы, и услуги, и капитальный ремонт, и жилье. Необходимо выделить водоснабжение и канализацию в качестве самостоятельной отрасли в системе ЖКХ (как это сделано в энергетике).

В любой европейской стране первое место среди основных сфер хозяйственной деятельности занимают энергетика, водоснабжение и охрана окружающей среды (канализация). Например, во Франции водное законодательство представлено документом, насчитывающим 600 страниц текста. В России оно практически отсутствует. У нас нет даже закона «О безопасности питьевой воды».

На законодательном уровне в Российской Федерации не определены: публично-правовой статус предприятий водопроводно-канализационного хозяйства; способы регулирования рынка услуг водоснабжения и водоотведения, правила поведения его участников; гарантии безопасного, надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения.

Сегодня необходимо принять пакет законов о водном секторе. Базовый закон «О водоснабжении и канализовании» должен содержать следующие основные положения:

  • о государственной политике в сфере водоснабжения и канализации;
  • об обеспечении инвестиционной привлекательности отрасли;
  • о стимулировании внедрения наилучших доступных технологий.

Закон должен четко разделять полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

В 2008 г. был разработан Проект технического регламента «О безопасности питьевой воды» с участием ведущих ученых нашей страны, а также Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, МГУП «Мосводоканал» и других Водоканалов России. Необходимо подчеркнуть, что разработанный проект регламентаполностью гармонизирован с требованиями мирового сообщества в этой области, согласован Роспотребнадзором и Минздравсоцразвития РФ. Это один из первоочередных законодательных актов, который должен быть принят Государственной Думой и Правительством РФ.

В настоящее время предлагается также принять в доработанном виде нормативно-правовой акт «О сточных водах поселений». Принятие такого документа соответствует мировой практике. Так, в США в 1972 г. был принят Федеральный закон о контроле за загрязнением воды, в Китае в 1984 г. – Закон о предотвращении и контроле загрязнения воды, в Европе в 1991 г. – Директива по очистке городских сточных вод.

Возникла идея создания еще одного закона о «Фонде защиты водных объектов». Водные компании ежегодно перечисляют в бюджет государства значительные средства, но на что они конкретно расходуются, не известно. Средства отделений Фонда могли бы направляться на субсидирование мероприятий по строительству и модернизации водных объектов в конкретном городе или регионе. А для осуществления платы за сброс загрязнений необходимо принять постановление Правительства РФ «О плате за сброс загрязнений».

И еще одна деталь. В некоторых федеральных законах: «Об общих принципах организации местного самоуправления» (№ 131), «О тарифном регулировании» (№ 210) вся ответственность за организацию водоснабжения и канализации, формирование тарифной политики возложена на органы местного самоуправления. Кто сегодня может ответить: зачем такая децентрализация? Каковы возможности муниципалитетов? Где помощь федерального центра? И, наконец, где взять столько кадров, профессионалов для реализации этих законов на местах?

Необходима разумная государственная централизованная политика, оформленная в виде законов, где большую часть государственных функций на первом этапе должна нести федеральная власть, а не местные органы. А дальше, по мере «взросления» и появления профессионалов в области управления, можно вновь вернуться к перераспределению полномочий.

12_03_tabl_01

Особого внимания заслуживает оценка деятельности водных компаний, в частности, Водоканалов крупных городов. Главным арбитром здесь, безусловно, выступает потребитель, прежде всего население. Интересно знать, как предприятие выглядит в сравнении с водными компаниями других городов, а тем более других стран. В начале 2010 г. «Мосводоканал» (впервые!) принял участие в глобальном сравнительном исследовании Водоканалов крупных городов мира.

Результаты исследования (таблица) показали, что благодаря существенной финансовой поддержке руководства города уровень технических показателей (утечки, аварийность сетей, энергоэффективность) и технологическая оснащенность предприятия находятся на современном уровне. Предприятие выдерживает среднюю позицию по уровню удельных энергозатрат.

12_03_ris_03

Однако в результате сравнительно низкого уровня тарифов «Мосводоканал» отстает по уровню инвестиционной привлекательности и объемам привлеченного заемного финансирования. Доля внешних заимствований в капитале предприятия составляет всего 2%, тогда как у зарубежных водных компаний данный показатель превышает 50%.

Для позиционирования результатов деятельности предприятия на международном уровне постоянно проводится сравнение ключевых технических и финансовых показателей с показателями ведущих зарубежных водных компаний, и результаты сравнения по многим показателям свидетельствуют в нашу пользу. Подобного рода анализ помогает точнее определять приоритеты развития предприятия, сосредоточивать усилия на ликвидации «узких мест» в работе.

Летом 2010 г. по инициативе МГУП «Мосводоканал» в Москве открылся современный общественно-информационныйЦентр водосбережения. Главная задача Центра – показать потребителям важность и необходимость бережного отношения к воде, ознакомить их с новейшими технологиями, позволяющими сократить водопотребление в конкретной квартире и сэкономить на этом.

Знакомясь с образцами водосберегающей техники, представленной в Центре, возникает мысль о необходимости отказаться от ввоза в страну недоброкачественного санитарно-технического оборудования. К примеру, в США реализуется комплексная программа по экономии и рациональному использованию воды. Приборы, соответствующие этим стандартам, имеют особую маркировку и логотип. Установив сантехнику нового поколения, средняя американская семья сможет сберечь более 1900 л воды в год. А мы?!

В рамках программы «Чистая вода» следовало бы разработать специальный отличительный знак для водосберегающего и энергоэффективного оборудования, который будет присваиваться лучшим образцам отечественной и зарубежной продукции.

Сегодня для решения затронутых вопросов необходим единый организационный центр работы по законодательному обеспечению отрасли водопроводно-канализационного хозяйства. На федеральном уровне такими центрами несомненно выступают Совет Федерации, Государственная Дума и Министерство регионального развития РФ. Профессиональное сообщество в лице общественных организаций – Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Российского водного общества, Национального Союза Водоканалов – должно сплотиться вокруг этих структур и объединить свои законотворческие усилия под единым руководством.

Следует отказаться от практики выдвижения множества авторских вариантов законопроектов отраслевого регулирования и сконцентрировать все усилия на предложенном пакете документов. Тогда на форуме «Чистая вода–2011» мы будем говорить о наших успехах!

 

 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Banner konferentciia itog 200x100

VAK2

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.