№5|2011

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ВОДОКАНАЛОВ

bbk 000000

УДК

Гассий М. В.

Правовые предпосылки принятия Федерального закона «О водоснабжении и канализовании». Регулирование законопроектом договорных отношений

 

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

05_05_ris_01

Необходимость закона и его общие положения. Проект Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» (далее Закон) является первым законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию деятельности в сфере водоснабжения и канализования. Помимо названного проекта Закона подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и канализовании», в котором также содержатся нормы, важные для правильной организации водоснабжения и канализования. Данный закон призван дополнить положение проекта закона «О водоснабжении и канализовании» усовершенствованными механизмами их реализации за счет упрощения различных официальных процедур, т. е. снижения излишней бюрократической нагрузки. Эти два закона, по существу, являются единой конструкцией, и многие нормы в процессе работы над ними переходят из одного проекта в другой.

Актуальность разработки и принятия Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» продиктована необходимостью комплексного единообразного регулирования отношений, возникающих в сфере водоснабжения и канализования, исключения фрагментарности и разрозненности правового регулирования. При разработке законопроекта одной из основных задач являлась максимальная консолидация всех необходимых правовых норм.

Рассмотрим кратко некоторые из предлагаемых новаций

В рамках законопроекта последовательно реализуется один из международных принципов защиты окружающей среды – загрязнитель платит. Ответственность за загрязнение водного объекта должен нести сам производитель загрязняющих веществ. Сброс загрязняющих веществ через системы канализования приравнивается к сбросу данных веществ непосредственно в сам водный объект. Устанавливается перечень веществ, ответственность за попадание которых в водный объект ложится на организацию ВКХ. Это позволит стимулировать строительство локальных очистных сооружений или применение абонентами «чистых» технологий.

Абсолютной новацией станет конструкция договора, заключаемого между организацией ВКХ и органом государственной власти либо местного самоуправления (рабочие названия – договор об организации водоснабжения и канализования, регуляторный договор). Договор будет согласовывать взаимодействие органов власти и организации ВКХ по обеспечению водоснабжения и канализования на определенной территории, устанавливать требования к качеству деятельности предприятия ВКХ. Следует отметить, что конструкция указанного договора обладает огромным потенциалом и в настоящее время может применяться в деятельности других предприятий, не связанных с водоснабжением и канализованием.

Одной из революционных новаций законопроекта является установление правового регулирования договоров водоснабжения и канализования как самостоятельных договорных конструкций. В настоящее время российское законодательство не содержит определения договоров водоснабжения и канализования, а одним из немногих нормативных актов, регулирующих указанные договорные отношения на подзаконном уровне, являются Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167.

Предложенная новация позволит вывести
регулирование отношений в сфере водоснабжения за рамки норм гражданского законодательства о договорах энергоснабжения, а также заполнит правовой пробел в части регулирования отношений, складывающихся в сфере канализования.

Договорные отношения по законопроекту. Обсуждаемый проект Закона устраняет пробел в регулировании договорных отношений в сфере водоснабжения и канализования. Проект Закона впервые дает определение договора водоснабжения и канализования как документа, по которому организация ВКХ обязуется осуществлять в отношении абонента водоснабжение (забор воды, водоподготовку, ее транспортировку и передачу абоненту), а также канализование (прием сточных вод абонента, их транспортировку, очистку, сброс в водный объект, обработку и утилизацию осадка).

Понятие «канализование» впервые закрепляется в российской правовой системе. Оно является более широким, чем существующее на сегодняшний день понятие «водоотведение», поскольку учитывает не только потребительский, но также и природоохранный аспекты деятельности. Договоры водоснабжения и канализования будут признаны договорами присоединения. Условия таких договоров могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Стандартная форма договора водоснабжения и канализования будет утверждаться организацией ВКХ и согласовываться с органами местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге – с органами исполнительной власти). Тем самым исключаются преддоговорные споры и правовые злоупотребления как со стороны абонента, так и со стороны организации ВКХ. Появляется некая аналогия: «присоединение к сетям – присоединение к договору».

В развитие положений о договоре присоединения проект Закона содержит перечень существенных условий договора водоснабжения и канализования. Без согласования таких условий между сторонами договор не будет считаться заключенным. Данный механизм исключит ситуацию, когда значимые условия осуществления водоснабжения или канализования не будут согласованы сторонами договора в силу, к примеру, их некомпетентности.

В соответствии с проектом Закона, существенные условия договора водоснабжения и канализования касаются вопросов количества подаваемой воды и ее качества, объема и качества сточных вод, а также срока действия договоров, условий ограничения и прекращения водоснабжения и канализования, границ эксплуатационной ответственности по сетям и др.

Новацией следует признать законодательно закрепленную возможность безакцептного порядка безналичных расчетов между абонентами и организацией ВКХ. Законом закрепляется обязательная установка средств измерения на всех водопроводных вводах и канализационных выпусках, обеспечивающих фактическую возможность организации ВКХ осуществлять контроль (учет), в том числе дистанционный. Закон закрепляет положение о работе с абонентами (кроме жилищного фонда) на основании заявок на отпуск (получение) объемов питьевой воды.

Следующей новацией правового регулирования отношений в сфере договоров водоснабжения и канализования станет закрепление специальных норм, отражающих особенности водоснабжения и канализования отдельных объектов жилищной и иных сфер. Так, проект Закона предполагает правила, согласно которым оплата канализования селитебных территорий осуществляется собственниками данных территорий. Собственники и иные владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах отныне будут вступать в трехсторонние договорные отношения – с предприятиями ВКХ, а также с организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами, что позволит контролировать качество сточных вод таких собственников, а также объемы потребления ими питьевой воды.

Нововведением является также и закрепление возможности для организации ВКХ принимать на себя обязательства по обслуживанию внутридомовых систем водоснабжения и канализования. Следует отметить, что данная новация вполне отвечает тенденциям реформирования жилищного законодательства, осуществляемого в настоящее время.

Специальные нормы Закона касаются и особенностей заключения договоров водоснабжения и канализования строящихся объектов, а также объектов, снабженных специальными автоматическими устройствами, позволяющими при помощи современных дистанционных технологий приобретать требуемый объем питьевой воды.

Выводы

Введение новаций в проект Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» безусловно позволит устранить пробелы правового регулирования в сфере водопроводно-канализационного хозяйства России. Большая часть предложений имеет своей целью формирование и обеспечение функционирования механизма защиты окружающей среды от негативного антропогенного воздействия, связанного с использованием водных ресурсов. Формируется комплексная система правового регулирования деятельности организаций ВКХ. Приведенные новации формируют фактически новую отрасль законодательства, что позволит в дальнейшем, в случае необходимости, осуществить модернизацию правового регулирования водоснабжения и канализования, в том числе за рамками, установленными уже существующими нормативными актами из иных отраслей права.

 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

VAK2

100х100 Aquatherm18

raww 2017

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.