№5|2011

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ВОДОКАНАЛОВ

bbk 000000

УДК 628.1/.2

Кармазинов Ф. В.

Управление затратами как фактор снижения темпов роста тарифов в сфере ЖКХ

Аннотация

Изложены основные направления политики ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в области реновации основных производственных фондов: отказ от ремонта изношенных средств производства и переход к их замене более современными с последующим техническим обслуживанием в целях повышения качества предоставления услуг и эффективности работы водопроводно-канализационного хозяйства, увеличения стоимости и снижения морального и физического износа основных средств; широкое применение механизмов долгосрочных инвестиций и внутреннего лизинга в целях повышения инвестиционной активности предприятия без скачкообразного роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Ключевые слова

, , , ,

 

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

Основной задачей, стоящей в настоящее время перед отраслью водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации, является повышение эффективности работы предприятий и качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения. Решение данной задачи требует масштабных инвестиций в модернизацию отрасли. Очень часто это напрямую связывают с необходимостью увеличения тарифов на услуги для потребителей. Но простое увеличение тарифов без повышения эффективности – тупиковый путь, который не решает проблему, а приводит в конечном счете к тому, что стоимость услуг водоснабжения и канализования превысит уровень их доступности для потребителей.

05_04_ris_00

Качественная модернизация отрасли требует проведения комплекса организационно-технических мероприятий по повышению эффективности работы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, энерго- и ресурсосбережению, грамотному управлению затратами. Эффект от таких мероприятий, в свою очередь, может служить источником дополнительных инвестиций.

05_04_ris_01

Состав и экономическую эффективность указанных мероприятий проиллюстрируем на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», сравнив структуру затрат предприятия в 2000 г. и 2010 г. За 10 лет она претерпела значительные изменения (рис. 1). Снизилась доля материальных затрат, прежде всего на химические реагенты и электроэнергию. Сократились расходы на ремонты. Вместе с тем увеличился удельный вес амортизационных отчислений и расходов на техническое обслуживание. Стал широко применяться механизм внутреннего лизинга. Изменение структуры затрат явилось отражением перехода к новой модели развития, нацеленной на высокую инвестиционную активность, качество и инновации. Практически предприятие не могло повлиять только на ставки налогов и сборов, а также на расходы, связанные с обеспечением безопасности, так как не имели права не проводить соответствующих мероприятий в связи с имеющимися угрозами для безопасности систем жизнеобеспечения мегаполиса.

В первую очередь рассмотрим динамику энергопотребления ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Потребление электроэнергии за период с 1991 по 2010 г. сократилось на 33% за счет сокращения объема подачи питьевой воды потребителям, снижения удельного расхода электроэнергии (рис. 2).

05_04_ris_02

Снижение удельного водопотребления населением и предприятиями города произошло в результате проводимой ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» просветительской деятельности, направленной на формирование культуры водопользования (рис. 3). Уже в начале1990-х годов Водоканал, работая с потребителями, обеспечил 100-процентный приборный учет своих услуг. За период с 1991 по 2010 г. среднее водопотребление в Санкт-Петербурге сократилось с 305 до 188, а в некоторых районах города и до 150 л/(сут·чел).

Рациональное водопотребление позволяет отказаться от строительства новых сооружений очистки питьевой воды и сточных вод. При этом сокращается объем финансирования на указанные цели, а дополнительные средства направляются на реализацию крупных инвестиционных проектов по совершенствованию технологических процессов, повышению качества, эффективности и надежности оказания услуг.

Первым шагом по оптимизации неучтенного расхода и потерь воды при транспортировке стало повсеместное внедрение приборного учета, которое началось в Санкт-Петербурге более 10 лет назад. Это позволило получить точную оценку масштабов потерь воды и наметить пути решения проблемы. Затем предприятие перешло к созданию системы управления комплексом водоснабжения города, включающей следующие основные технические решения:

  • система мониторинга гидравлического режима подачи воды в зоне водоснабжения и комплекс технических средств, обеспечивающих защиту сетей и насосных станций от гидравлического удара;
  • автоматизированный водный баланс;
  • высокоэффективное энергосберегающее насосное оборудование;
  • система оптимального управления режимом подачи и распределения воды.
05_04_ris_03

Реализация пилотного проекта по созданию системы управления комплексом водоснабжения в зоне К-17 позволила достичь следующих результатов: снижение энергопотребления почти на 40%; сокращение числа повреждений на сетях и снижение неучтенного расхода и потерь воды на 32%.

В настоящее время предприятие приступило к созданию системы управления комплексом водоснабжения в Южной зоне, охватывающей примерно 40% территории города. В результате планируется снизить потребление электроэнергии на 41%, потери воды на сетях – на 36%. В дальнейшем такая система будет создана в Северной и Центральной зонах водоснабжения, а также в бассейнах канализования. Тем самым системой управления комплексами водоснабжения и канализования будет охвачена вся территория Санкт-Петербурга.

05_04_ris_04

В целом по городу неучтенный расход и потери воды при транспортировке снизились с 24% в 1997 г. до 12% в 2010 г. при среднероссийском показателе 18,8% (рис. 4). К 2015 г. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» планирует снизить неучтенный расход и потери воды при транспортировке до 8% и считает эту величину экономически обоснованной, так как расходы на дальнейшее снижение потерь превысят экономию затрат на производство питьевой воды.

05_04_ris_05

Оптимизация затрат на электроэнергию не ограничивается снижением подачи воды и удельного расхода электроэнергии. Еще одним направлением повышения энергоэффективности является использование альтернативных (возобновляемых) источников энергии. Например, строительство в Санкт-Петербурге трех заводов сжигания осадка сточных вод позволило не только решить одну из сложнейших экологических проблем – обеспечить полную утилизацию осадка сточных вод, но и использовать энергетический эффект от его сжигания в качестве источника для выработки электрической и тепловой энергии, сократив энергопотребление от внешних источников до 10 млн. кВт·ч/год. В настоящее время рассматривается возможность строительства на очистных сооружениях города метантенков для выработки биогаза с мини-ТЭЦ, использующими энергию его сжигания. Все это позволит в будущем значительно снизить потребление приобретаемой электроэнергии.

Снижение водопотребления оказывает влияние и на уменьшение расхода материалов и химических реагентов. За последнее десятилетие объем их потребления значительно сократился (рис. 5). Но не менее важную роль играет совершенствование логистических процессов, а также внедрение современных механизмов проведения конкурсных процедур. Цены на основные химические реагенты, используемые ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в 2010 г. росли более низкими темпами, чем уровень инфляции, а на некоторые реагенты даже снизились, что явилось результатом взвешенной политики предприятия в отношениях с поставщиками, а также и проводимых конкурсных процедур (рис. 6).

05_04_ris_06

Общее снижение расхода электроэнергии и химических реагентов было достигнуто в условиях внедрения на предприятии ряда новых энерго- и ресурсоемких технологий, направленных на повышение эффективности и безопасности процесса очистки питьевой воды. Впервые в России полностью отказались от использования жидкого хлора и аммиачной воды при подготовке питьевой воды и заменили эти потенциально опасные реагенты безопасными – гипохлоритом натрия и сульфатом аммония. Санкт-Петербург стал первым в мире мегаполисом, где на всех водопроводных станциях внедрено обеззараживание питьевой воды ультрафиолетом.

В результате отказа от жидкого хлора и перехода на гипохлорит натрия не только ликвидировалась потенциальная угроза нештатных ситуаций, но и сократились расходы, связанные с его использованием, в частности, на организацию и содержание специальных защищенных площадок хранения; на транспортировку специально оборудованным транспортом с сопровождением по специально разработанным и согласованным со службами безопасности города маршрутам; на содержание газоспасательной службы. В итоге сократились дополнительные расходы в размере до 50 млн. руб/год при одновременном повышении качества очистки питьевой воды.

Сочетание химических (химические реагенты) и физических (ультрафиолетовое облучение) методов обеззараживания воды позволило добиться максимального эффекта в борьбе с присутствующими в исходной воде микроорганизмами, что повлияло на снижение заболеваемости гепатитом А (рис. 7).

05_04_ris_07

Реализация вышеперечисленных организационно-технических мероприятий невозможна без участия высококвалифицированного персонала. Во всех современных системах управления качеством персонал является ключевым ресурсом развития. Для эксплуатации вновь вводимых и модернизируемых объектов, оснащенных современным оборудованием, необходим персонал высокой квалификации, что требует предложения конкурентоспособной заработной платы с учетом сложившихся реалий на рынке рабочей силы. С другой стороны, увеличение заработной платы должно происходить параллельно с ростом квалификации сотрудников и мероприятиями по оптимизации численности персонала. Это становится возможным в связи с применением современных технологий, внедрением автоматизированных систем управления производством.

К вопросу численности персонала необходимо подходить взвешенно. В начале 2000 г. (по сравнению с 1997 г.) на предприятии значительно сократилась численность сотрудников в основном за счет совершенствования организационной структуры, сокращения избыточных административно-управленческих звеньев, повышения производительности труда. В последние годы сознательно стали привлекать дополнительный персонал и увеличили численность работающих, одновременно с этим повысив «планку» в отношении целевых производственных показателей, связанных с повышением качества и надежности оказываемых услуг. Рост численности персонала произошел в основном за счет увеличения количества аварийных бригад, а также создания районных специализированных подразделений по работе с заказчиками и абонентами на фоне дальнейшего сокращения административно-управленческого аппарата. При этом, например, удалось значительно сократить время отключения потребителей при выполнении аварийно-восстановительных ремонтов, уменьшить среднесуточное количество остатка заявок по неликвидированным аварийным ситуациям.

При работе с абонентами резко сократились сроки выдачи разрешительной документации, а также роста числа выдаваемых технических условий, условий подключения, договоров с абонентами. К примеру, сроки выдачи технических условий в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократились с 14 до двух дней, договоров на подключение – с 30 до пяти дней. Количество оформленной разрешительной документации практически удвоилось.

С начала 2000-х годов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» изменило политику и в отношении реновации основных фондов: отказ от ремонта изношенных основных средств и переход к их замене и техническому обслуживанию. С целью увеличения инвестиционного ресурса предприятия стали широко применяться механизмы долгосрочных инвестиций и внутреннего лизинга.

Использование современных механизмов привлечения заимствований и средств инвесторов на длительный срок дает возможность увеличить объем инвестиций без резкого единовременного роста тарифов. Это позволяет финансировать крупные инвестиционные проекты в отрасли, обеспечивая социальную доступность тарифов на водоснабжение и канализование и одновременно сохраняя высокую инвестиционную активность.

Изменение инвестиционной политики позволило снизить уровень износа основных средств предприятия и положительно отразилось на надежности работы водопроводно-канализационного хозяйства Санкт-Петербурга. В настоящий момент износ основных фондов составляет 58%, а в перспективе планируется снизить этот показатель до 35–40%.

Результаты проводимой политики ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» наглядно продемонстрируем с помощью сравнительного анализа нынешней величины и структуры тарифов с той, которая могла бы быть без проведения вышеуказанных мероприятий (рис. 8). В этом случае произошел бы рост операционных расходов в связи с необходимостью привлекать существенно большее количество персонала, расходовать больше электроэнергии и химических реагентов, существенно увеличивать затраты на ремонт, в том числе аварийный. Меньший объем реконструкции и нового строительства привел бы к снижению объема и доли амортизации в структуре тарифа, что вызвало бы необходимость существенного увеличения объема прибыли для обеспечения источника инвестиций. Одновременно с исключением практики долгосрочных заимствований сократились бы расходы на обслуживание кредитов. В результате роста затрат на персонал и объема чистой прибыли увеличились бы расходы на налоги и сборы. По оценкам предприятия, средний тариф на услуги водоснабжения и водоотведения в 2010 г. мог бы составить 16,68 руб/м3, что на 22% выше фактической величины в 2010 г.

05_04_ris_08

Таким образом, комплекс реализованных мероприятий по управлению затратами позволил существенно снизить темпы роста тарифов на услуги предприятия, а также положительным образом изменил структуру тарифа. Выросла инвестиционная составляющая тарифа при снижении доли затрат на текущую эксплуатационную деятельность. Это позволило обеспечить рост инвестиций в развитие и высокие темпы модернизации предприятия.

Эффективность применяемых подходов, в частности механизмов привлечения долгосрочных инвестиций, для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства могла бы быть еще выше, но для этого необходимо повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Решение этой задачи может быть достигнуто, в том числе, путем перехода к долгосрочному тарифному регулированию, предусматривающему включение расходов на возврат как новых, так и ранее произведенных инвестиций в составе необходимой валовой выручки организации ВКХ, включая возврат заемных средств. Это существенно повысит привлекательность отрасли для потенциального инвестора, улучшит условия привлечения заемных средств и позволит реализовать долгосрочные инвестиционные проекты.

В структуре тарифов на услуги водоснабжения и канализования значительную долю составляют не только эксплуатационные и инвестиционные расходы, но и налоги. В тарифе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» их доля составляет 18%. По этому вопросу необходима поддержка государства. Целесообразно рассмотреть возможность внесения в налоговое законодательство изменений, направленных на стимулирование инвестиционной активности предприятий ВКХ. Предлагаемые изменения касаются использования такого важного инструмента инвестиционной политики, как переоценка основных фондов. Действующее законодательство не позволяет относить сумму амортизационных отчислений, которая начислена в результате переоценки, на затраты, учитываемые в целях налогообложения. Кроме того, использование механизма переоценки прямо пропорционально увеличению налога на имущество. С учетом необходимости обеспечения доступности тарифов это приводит к сокращению инвестиций для предприятий ВКХ.

Решением данного вопроса может стать внесение в Налоговый кодекс РФ изменений, исключающих из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль амортизационные отчисления, начисленные в результате переоценки основных фондов, а также предоставление предприятиям отрасли льготы по налогу на имущество в части основных фондов, используемых в основной деятельности.

Пример ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» свидетельствует о том, что в структуре тарифа удельный вес налоговых отчислений, которые могут быть сокращены при принятии соответствующих решений, весьма значителен и составляет 12%, что сопоставимо с суммарными затратами на электроэнергию и химические реагенты. Предлагаемые мероприятия дадут возможность предприятиям отрасли направить высвободившиеся средства на модернизацию инженерной инфраструктуры, сохраняя социальную доступность тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

VAK2

100х100 Aquatherm18

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.