Tag:sorbent

№2|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161:544.723

Gvozdev V. A., Portnova T. M., Iatsinevich N. V.

Regeneration of the sorption capacity of granulated activated carbon

Summary

The analysis of the Neva River water quality parameters shows the changes in the chemical, biological and physical composition of the water under the environmental impact. Microbial as well as organic chemical pollutants get into the water source. Among all the monitored drinking water quality indicators the customers recognize bad smell at once. Double-layer filter bed (sand and activated carbon) provides for the efficient removal of colloid compounds and finely dispersed particles with low hydraulic size. Herewith the granulated carbon layer traps various organic compounds and water soluble oil products. Owing to the process of chemical compound oxidation (destruction) by ozonation and subsequent treatment with sorbent the chemical substances that flavor water with taste and smell are removed; as well as the color and permanganate value are lowered. When using powdered activated carbon at the filtration facilities achieving the treatment efficiency and estimation of the costs are required because in case chlorine-containing chemical is added to the water immediately after activated carbon is introduced the consumption of disinfection chemicals significantly increases. Thus, it is very important to include a sorption unit with granulated activated carbon to improve the reliability of water treatment. The efficiency of water treatment with granulated activated carbon was tested in K-6 unit at the Southern Waterworks of Saint-Petersburg. The evaluation of the water quality parameters after carbon reactivation was made. Reactivation of Filtrasorb TL 830 activated carbon under the selected process conditions provides for the satisfactory regeneration of the material sorption capacity while preserving its mechanical properties.

Key words

, , , , , ,

 

№9|2014

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.353

Chesalov S. M., Lion Iu. A., Ptitsyn V. V., Malozemov A. V.

Gabion filtration facilities for surface runoff treatment

Summary

The design and characteristics of gabion filtration treatment facilities developed and designed by the specialists of «ECOLANDSHAFT-XXI century» NPO LLC are presented. The analysis of wastewater and effluent samples collected at different seasons of the year from the inlet and outlet of the different gabion facilities showed that the efficiency of treatment both in terms of suspended solids and oil products and COD, BOD5 met the maximum permissible pollutant concentrations set for fishery waters. Gabion facilities are open gravity facilities, which do not require any chemicals, pumps, electricity or premises for their operation. They include two sections, each of them having four treatment stages: accumulating settling tank; filtration chamber with granular bed; bioplato; filtration chamber with sorbent. Gabion facilities include bioplato as a mandatory and very important element for treatment which is a shallow impoundment seeded with macrophytes and which ensures removing a number of pollutants. Due to the use of gabions, bioplato and chemical free treatment the gabion facilities can be qualified as nature like facilities which can be retrofitted into the landscape and have an attractive look becoming a part of the landscape. By now more than 120 gabion filtration treatment facilities with up to 15 years service time have been designed and built. The facilities provide for the treatment of surface runoff from highways, industrial sites of technology and industrial parks.

Key words

, , , , , , , , ,

 

№1|2018

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.316.12

Stepanov S. V., Panfilova O. N., Abdugaffarova K. K.

Removing heavy metal ions from wastewater in the process
of tertiary treatment with a new sorbent based on modified clays

Summary

The concentrations of heavy metal ions present in municipal and industrial wastewater after biological treatment often exceed the maximum permissible values set for fishery water bodies. Sorption on activated carbon is a popular method in wastewater tertiary treatment practice. However, activated carbon is rather expensive and ineffective in removing heavy metal ions. Lately zeolites that provide for meeting MPCfishery waterbodies in tertiary treatment have been used; however, their sorption capacity is low. In ordert to reduce the cost of tertiary treatment brand new sorption materials that are free from shortcomings of activated carbon and zeolites, widely used and affordable are required. The results of studying the removal of heavy metal ions from the model multicomponent solution with the use of new sorbents based on modified clays and peat from the Samara Region are presented. The activation was executed by thermal method. For the enhanced removal of copper, iron, manganese, zinc and lead ions from effluents the sorbent prepared from two clay types and peat in equal ratio with polyvinil acetate emulsion as a bonding agent turned to be most efficient. The required contact time of sorbent and solution was 90 minutes. For aluminium removal a sorbent prepared from two clay types, peat,wood ash and polyvinil acetate can be used with 150 minutes contact time with the solution. Sorbents prepared on the basis oft he Samara Region clays provide for meeting MPCfishery waterbodies in the process of removing copper, iron, manganese, zinc, lead and aluminium from municipal and industrial effluents after biological treatment.

Key words

, , , ,

 

№4|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.161.2:66.081

Chernyshev P. I., Kruchinina N. E., Panfilov V. A., Kuzin E. N.

The use of ATM-1 adsorbent-cationite in the processes
of removing metals from natural and waste water

Summary

The relevancy of the task of searching and obtaining new sorbents based on cheap and high production volume raw materials to be used in water and wastewater treatment is noted. The prospects of obtaining sorbent based on «Ogneupory» JSC refractory processing wastes – synthetic brucite is substantiated. The physical and chemical properties of ATM-1 mixed mineral product are given as well as the static and calculated dynamic capacitance of ATM-1 ion-exchange sorbent samples in relation to ions of some heavy metals – iron, copper, nickel, cadmium, chromium (VI), tungsten (VI). The results of the consolidated pilot studies of the material as filter media in the process of iron removal and demanganation of natural water are presented alongside with the results of the laboratory studies of plating waste treatment. The laboratory studies carried out under static conditions showed the efficiency of reducing the concentration of heavy metal concentrations in the samples of wash water of electroplating industry if treated with ATM-1 sorbent. It is assumed that the removal of cadmium, copper, nickel, zinc, iron, manganese ions is caused by both ion exchange phenomena and chemisorption. The results of the undertaken studies speak for the high sorption capacitance of ATM-1 sorbent samples in relation to heavy metal ions. The use of brucite wastes is one of the methods of removing metal ions from water and wastewater. It is noted that obtaining commercial ATM-1 will help to solve the problem of refractory processing wastes utilization and reduce the cost of the product.

Key words

, , , , ,

 

№3|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:544.723.2

Gorelova E. I., Kotov V. V., Данилова Г. Н.

Iron removal from water by sorption on carbonic-silicate composite

Summary

In order to remove impurities from water a composite based on BAU-A activated carbon, silicon dioxide and kaolin with addition of silver nanoparticles was prepared. The composition of the obtained composite supposes the possibility of integrated water treatment with the removal of organic and inorganic impurities and microorganisms; while the presence of silicate- and alumosilicate-containing components in the composite supposes its cation-exchange properties. By scanning microscopy method the increase of the dispersion degree to nanoparticles of the composite fragments after processing with NaOH solution was found. The processes of Fe2+ ions sorption from aqueous solutions were studied. The physical and chemical properties of carbonic-silicate composite: saturate specific sorption and selectivity coefficient were determined. Sorption on 10 g of sorbent was carried out by the limited space method with the circulation 0.4 dm3 solution with the preset concentration. The mechanism of Fe2+ sorption was proposed that involved absorption process with redistribution of ions between equilibrium solution and pore volume at low Fe2+ concentrations; whereas at high Fe2+ concentrations - ion exchange sorption. The lowest iron concentrations were determined (25 mg/dm3) that provided for its complete removal as well as the upper limit of concentrations (35 mg/dm3) that provided for the standard values of sorption purification.

Key words

, , , , ,

 

№8|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.16.081.3:351.777.6

Lebed’-Sharlevich Ia. I., Beliaeva N. I., Mamonov R. A., Pechnikova I. A., Kharchevnikova N. V., Khokhriakov A. A., Zholdakova Z. I

Sanitary and epidemiological safety and efficiency of silicocarbonic sorbent used for removing oil and oil products from water

Summary

The results of research for the sanitary and epidemiological eva­luation and determination of the efficiency of using TSHR silicocarbonic sorbent manufactured by «Khiminzhiniring» LLC for removing oil and oil products from water are presented. Sorption methods based on the physical and chemical interaction of oil with solid oil absorbing material – sorbent efficiently remove oil from the surface of water bodies. The use of sorbent can be combined with mechanical methods of oil spill skimming and biological methods of decomposition of oil collected from the sorbent surface. The investigated TSHR silicocarbonic sorbent is a product of special thermal destruction of rice husk; it appears as «carbon –silicon dioxide» finely dispersed binary solid structure. With the use of chemico-analytical and toxicological methods the sorbent safety related to toxic and allergic action was studied as well as its capability to remove oil components and inorganic substances from water. Sorption methods based on physical and chemical interaction of oil with solid oil absorbing material – sorbent proved to be efficient in removing oil from the surface of water bodies. The use of sorbents can be combined with mechanical methods of oil spill skimming and biological methods of decomposition of oil collected from the sorbent surface. As a result of studies it was stated that TSHR sorbent met the sanitary and epidemiological requirements. The model tests revealed the sorbent efficiency in removing phenol, methylnaphthalene, chloroform, ethanol and inorganic compounds. It proves the possibility of using TSHR sorbent not only for removing oil from water in water bodies but also for water purification for drinking and other purposes. The necessity of carrying out additional field studies to determine wider range of dissolved oil components and the efficiency of sorbent use for removing oil film and dissolved substances is stated.

Ключевые слова

, , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Tag:сорбент

№2|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161:544.723

Гвоздев В. А., Портнова Т. М., Яциневич Н. В.

Восстановление сорбционной способности гранулированного активированного угля

Аннотация

Анализ показателей качества воды реки Невы свидетельствует об изменении химического, биологического и физического состава воды в результате внешних воздействий. В водоисточник попадают как микробиологические, так и органические химические загрязнения. Из всех контролируемых показателей качества питьевой воды неприятный запах потребитель определяет сразу. Двухслойная фильтрующая загрузка (песок и активированный уголь) позволяет эффективно удалять коллоидные соединения и мелкодисперсные частицы с низкой гидравлической крупностью. При этом слой гранулированного активированного угля удаляет различные органические соединения и водорастворимые неф­тепродукты. Благодаря процессу окисления (деструкции) химических соединений с помощью озонирования и последующей обработке сорбентом удаляются органические вещества, придающие воде привкус и запах, а также (в небольшой степени) снижается цветность и перманганатная окисляемость. При использовании порошкообразного активированного угля на фильтрационных сооружениях требуется достижение эффективности очистки и оценка затрат, поскольку в том случае, если хлорсодержащий реагент вводится в воду сразу после его добавления, то существенно увеличиваются расходы реагентов на обеззараживание. Таким образом, очень важно включать в состав сооружений блок сорбционной очистки, где для повышения надежности обработки воды используется гранулированный активированный уголь. Проанализирована эффективность очистки воды с применением гранулированного активированного угля в условиях блока К-6 Южной водопроводной станции Санкт-Петербурга. Произведена оценка параметров очищенной воды после реактивации угля. Реактивация активированного угля марки Filtrasorb TL 830 при выбранных технологических режимах обеспечивает удовлетворительное восстановление сорбционных свойств материала при сохранении его механических характеристик.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№9|2014

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.353

Чесалов С. М., Лион Ю. А., Птицын В. В., Малоземов А. В.

Габионные очистные фильтрующие сооружения для очистки поверхностных сточных вод

Аннотация

Приводится описание конструкции и характеристики габионных очистных фильтрующих сооружений, разработанных и спроектированных специалистами НПО «ЭКОЛАНДШАФТ-XXI век». Анализ проб стоков, отобранных в разное время года на входе и выходе с различных габионных сооружений, показал, что уровень их очистки как по взвешенным веществам и нефтепродуктам, так и по ХПК, БПК5, соответствует требованиям нормативов ПДК загрязняющих веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения. Габионные сооружения являются открытыми самотечными сооружениями, и для их работы не требуются реагенты, насосное оборудование, электричество, служебные помещения. Они состоят из двух секций, каждая из которых имеет четыре ступени очистки: аккумулирующая емкость-отстойник; фильтрующая камера с зернистой загрузкой; биоплато; фильтрующая камера с сорбентом. В состав габионных сооружений в качестве обязательного и очень важного для очистки элемента входит биоплато – мелководный водоем, засаженный макрофитами, в котором происходит очистка от нескольких загрязняющих компонентов. За счет использования габионов, биоплато и отсутствия реагентов габионные сооружения можно отнести к природоподобным сооружениям, которые могут быть вписаны в рельеф и иметь привлекательный вид, становясь элементом ландшафта. К настоящему времени спроектировано и построено более 120 габионных очистных фильтрующих сооружений со сроком службы до 15 лет. Сооружения осуществляют очистку стоков с автомагистралей, а также с промышленных площадок техно- и индустриальных парков.

Ключевые слова

, , , , , , , , ,

 

№1|2018

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.316.12

Степанов С. В., Панфилова О. Н., Абдугаффарова К. К.

Доочистка сточных вод от ионов тяжелых металлов новым сорбентом на основе модифицированных глин

Аннотация

В биологически очищенных городских и промышленных сточных водах присутствуют ионы тяжелых металлов, концентрации которых часто превышают ПДК для водоемов рыбохозяйственного значения. В практике доочистки сточных вод распространенным методом является сорбция на активированных углях. Но угли имеют высокую стоимость и малоэффективны при удалении ионов тяжелых металлов. В последнее время для доочистки используют цеолиты, поз­воляющие достичь ПДКрыбхоз, но их сорбционная емкость невелика. Для снижения стоимости доочистки нужны принципиально новые сорбционные материалы, которые лишены недостатков активированного угля и цеолитов, широко распространены и доступны. Представлены результаты исследований по извлечению ионов тяжелых металлов из модельного многокомпонентного раствора с применением новых сорбентов на основе модифицированных глин и торфа Самарского региона. Активацию проводили термическим способом. Для глубокой очистки сточных вод от ионов меди, железа, марганца, цинка и свинца наиболее эффективным оказался сорбент, изготовленный из двух видов глин и торфа в равных соотношениях с эмульсией поливинилацетата в качестве связующего. Требуемая продолжительность контакта сорбента и раствора составила 90 минут. Для удаления алюминия может быть использован сорбент, полученный из двух видов глин, торфа, древесной золы и поливинилацетата при длительности контакта с раствором 150 минут. Сорбенты, изготовленные на основе глин Самарского региона, позволяют достичь ПДКрыбхоз при до­очистке биологически очищенных городских и промышленных сточных вод от меди, железа, марганца, цинка, свинца и алюминия.

Ключевые слова

, , , ,

 

№4|2018

ВОДООЧИСТКА

bbk 000000

УДК 628.161.2:66.081

Чернышев П. И., Кручинина Н. Е., Панфилов В. А., Кузин Е. Н.

Использование адсорбента-катионита АТМ-1 в процессах удаления металлов из природных и сточных вод

Аннотация

Отмечается актуальность задачи поиска и получения новых сорбентов на основе дешевого и многотоннажного сырья для использования в процессах водоподготовки и очистки сточных вод. Обоснована перспективность получения сорбента на основе отходов производства огнеупоров АО «Огнеупоры» – синтетического брусита. Приведены физико-химические свойства гранулированного комплексного минерального продукта АТМ-1, а также статическая и расчетная динамическая емкость образцов ионообменного сорбента АТМ-1 по отношению к ионам некоторых тяжелых металлов – железа, меди, никеля, кадмия хрома (VI), вольфрама (VI). Представлены результаты укрупненных опытно-промышленных испытаний материала в качестве загрузки фильтра в процессах обезжелезивания и деманганации природной воды, а также результаты лабораторных исследований по очистке образцов гальванических стоков. Лабораторные исследования, выполненные в статических условиях, показали эффективность снижения содержания ионов тяжелых металлов в образцах промывных сточных вод гальванических производств при их обработке с использованием сорбента АТМ-1. Высказывается предположение, что удаление ионов кадмия, меди, никеля, цинка, железа, марганца обусловлено как явлениями ионного обмена, так и хемосорбции. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о высокой сорбционной емкости образцов сорбентов АТМ-1 по отношению к ионам тяжелых металлов. Использование отходов брусита является одним из способов удаления ионов металлов в процессах водоочистки и водоподготовки. Отмечается, что получение товарного АТМ-1 позволит решить проблемы утилизации отходов производства огнеупоров и снизить стоимость продукта.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№3|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:544.723.2

Горелова Е. И., Котов В. В., Данилова Г. Н.

Обезжелезивание воды сорбцией  на угольно-силикатном композите

Аннотация

С целью очистки воды от примесей синтезирован композит на основе активированного угля БАУ-А, диоксида кремния и каолина с добавкой наночастиц серебра. Состав полученного композита предполагает возможность комплексной очистки воды от органических и неорганических примесей и микроорганизмов, а наличие в его составе силикат- и алюмосиликатсодержащих компонентов – проявление им катионообменных свойств. Методом растровой микроскопии установлено повышение степени дисперсности до наночас­тиц фрагментов композита после обработки его раствором NaOH. Исследованы процессы сорбции ионов Fe2+ из вод­ных растворов. Установлены физико-химические показатели угольно-силикатного композита: предельная удельная сорбция, коэффициент селективности. Сорбция на 10 г сорбента осуществлялась методом ограниченного объема с циркуляцией 0,4 дм3 раствора с заданной концентрацией. Предложен механизм сорбции Fe2+, заключающийся в том, что при его малых концентрациях имеет место абсорбционный процесс с перераспределением ионов между равновесным раствором и поровым пространством, а при высоких концентрациях – ионообменная сорбция. Выявлены концентрации железа (25 мг/дм3), ниже которых происходит его полное удаление, а также верхний предел концентраций (35 мг/дм3), при котором сорбционная очистка достигает нормативных значений.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№8|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.16.081.3:351.777.6

Лебедь-Шарлевич Я. И., Беляева Н. И., Мамонов Р. А., Печникова И. А., Харчевникова Н. В., Хохряков А. А., Жолдакова З. И.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность  и эффективность кремнеуглеродного сорбента  для очистки воды от нефти и нефтепродуктов

Аннотация

Приведены результаты исследований по санитарно-эпидемиологической оценке и определению эффективности применения кремнеуглеродного сорбента ТШР, производимого ООО «Химинжиниринг», для очистки воды от нефти и неф­тепродуктов. Сорбционные методы, основанные на физическом и химическом взаимодействии нефти с твердым поглощающим нефть материалом – сорбентом, эффективны для удаления нефти с поверхности водных объектов. Применение сорбентов может сочетаться с механическими методами сбора разливов нефти и с биологическими методами разложения нефти, собранной на поверхности сорбента. Исследованный кремнеуглеродный сорбент ТШР является продуктом специальной многоступенчатой термической деструкции рисовой шелухи и имеет тонкодисперсную бинарную твердую структуру «углерод – диоксид кремния». С помощью химико-аналитических и токсикологических методов изучена безопасность сорбента по токсичности и аллергенному действию, а также его способность удалять из воды компоненты нефти и неорганические вещества. Эффективными для удаления нефти с поверхности водных объектов являются сорбционные методы, основанные на физическом и химическом взаимодействии нефти с твердым поглощающим нефть материалом – сорбентом. Применение сорбентов может сочетаться с механическими методами сбора разливов нефти и с биологическими методами разложения нефти, собранной на поверхности сорбента. В результате проведенных исследований установлено, что сорбент ТШР соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. В модельных экспериментах выявлена его эффективность в отношении фенола, метилнафталина, хлороформа, этанола и неорганических соединений. Это свидетельствует о возможности применения сорбента ТШР не только для удаления нефти из воды водных объектов, но  и для очистки воды для питьевых и иных целей. Указано о необходимости проведения дополнительных исследований в натурных условиях по выявлению более широкого спектра растворенных компонентов нефти и эффективности использования сорбента для удаления как нефтяной пленки, так и растворенных в воде веществ.

Ключевые слова

, , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2