Tag:nanofiltration

№6|2013

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.16.6

Pervov A. G., Efremov R. V., Spitsov D. V., Andrianov A. P., Gorbunova T. P.

Membrane methods in drinking water supply: membrane selection, water quality prediction, concentrate utilization

Summary

It is shown that the use of membrane reverse osmosis and nanofiltration units for drinking water treatment is complicated by the presence of large amounts of concentrates subject to the discharge into the sewer. To reduce water use for local needs the technology of concentrate treatment at the additional stage with the use of nanofiltration membranes was developed and tested. The flow of the generated concentrate is less than 1–6% of the total water flow rate whereas the second stage filtrate can be blended with either treated or incoming water depending on the hardness or presence of such pollutants as iron, ammonium, fluorine, arsenic etc. Process flow schemes, mass balance and the composition of incoming water, filtrate and concentrate at different treatment stages are presented.

Key words

, , , , ,

 

№8|2010

ABROAD

bbk 000000

UDC 628.1.2:62-278

Frenkel V. S.

Membrane Technologies: Past, Present and Future (the North America as an Example)

SUMMARY

Basic tendencies in the field of development of membrane processes for water and wastewater treatment in the North America are covered. Main characteristics, basic trends and features of the use of membranes including membrane bioreactors are presented. Characteristics necessary for assessment and selection of the best membrane technologies for each certain project are compared. Membrane treatment has become the fastest growing sector in water treatment, wastewater treatment and water desalination. Four types of membranes are used according to membrane pore size: microfiltration (MF), ultrafiltration (UF), nanofiltration (NF) and reverse osmosis (RO). All four principal types of membrane guarantee the removal of the entire spectrum of water pollutants and can be used as a stand-alone technology for a majority of applications. Integrated membrane processes combining different membrane types are becoming a cutting edge approach to meet strict water/wastewater quality regulations because they allow the smallest possible system size, minimize chemical consumption, and provide the most cost-effective solution for the greatest number of applications.

Key words

, , , , , , , ,

 

№02|2015

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:614.777:546.47/.49

Larionov S. Iu., Panteleev A. A., Riabchikov B. E., Shilov M. M., Kasatochkin A. S.

Removal of natural radionuclides from underground water sources

Summary

Natural radionuclides are present in underground water sources of some Russian regions in the concentrations exceeding the maximum permissible level for drinking water. Natural water radioactivity is caused by the presence of uranium 238U and thorium 232Th isotope decay products including radium and radon. For the purification of radium containing water lime softening, sorption on special adsorbents (e. g. zeolites), ion exchange softening and active aluminium oxide or active alumina, manganese containing media are used. The given methods of treatment are described in a number of publications that state the possible use of reverse osmosis or nanofiltration, however, lack the information on their application. Membrane technologies in combination with the traditional methods allow designing the flow scheme of radionuclides removal from underground water. During the tests on producing water of the required quality for an open-cycle heat supply system no radionuclides accumulation was observed. For the operation period (1.5 month) of the ultrafiltration plant during the interval between backwash cycles the radiation background straight at the membrane increased insignificantly; whereas, after the backwash it returned to the initial level. Backwash number was more than 100 providing for the statistically valid data. The reverse osmosis plant was operating with ultrafiltration permeate. The total radionuclides in the parent solution was about 1.4 Bq/l, in reverse osmosis filtrate – 0.005 Bq/l, i. e. much lower than the maximum permissible level. In reverse osmosis concentrate this value does not exceed 1 Bq; therefore, it can be discharged into the open hydraulic networks in compliance with the established standards. No activity accumulation on the reverse osmosis membranes was observed.

Key words

, , , , , , ,

 

№9-2|2011

POTABLE WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.112.23:628.168.4

Tsabilev O. V., Strelkov A. K., Bykova P. G., Zanina Zh. V., Vasiliev V. V.

Treatment of Artesian Water for Domestic Water Supply

Summary

An example of solving the task of improvement of artesian water quality up to normative values with the help of baromembrane technologies is given. A flow chart of water treatment for household needs of a settlement optimal from the ecological and economical points of view is described. The comparative results of the technological calculation of various schemes of water demineralization and softening including the processes of ion exchange, nanofiltration and reverse osmosis are presented.

Key words

, , , , ,

 

№11|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.16.087

FESENKO L. N., Skryabin A. Yu., Bessarabov S. Iu., Pchel'nikov I. V., Ignatenko S. I.

Utilization of concentrate from reverse osmosis units  in the production of electrolytic sodium hypochlorite

Summary

Owing to high efficiency and minimum chemical consumption reverse osmosis and nanofiltration have been widely used in process flow schemes of drinking water demineralization and softening and water preparation for industrial use (in steam boiler-houses, recycling cooling circuits, heat network make up etc.). However, the methods of membrane separation are accompanied by concentrate generation which is very difficult to process and utilize. The data on utilization of concentrates of membrane separation units with obtaining chloride-sodium raw material for the production of electrolytic low-concentrated sodium hypochlorite is presented. Since the waste stream of reverse osmosis units contains elevated concentrations not only of chloride ions but also of Са2+, Mg2+, НCO3- and SO42- ions it would be reasonable at the first stage to reduce the amount of process concentrate by repeated concentrating as per flowchart «nanofiltration-reverse osmosis». Further on the concentrate of nanofiltration containing mainly Са2+, Mg2+ and SO42- divalent ions is subject to chemical treatment as per flowchart: at the first stage with barium compounds; at the second stage with sodium carbonate and hydroxide. This will allow separating practically insoluble BaSO4 from the solution with its precipitation in a vortex reactor or first-stage lamellar separator; then CaCO3 and Mg(OH)2 low-soluble in alkaline environment are precipitated in the second stage reactor. BaSO4, CaCO3 and Mg(OH)2  insoluble salts removed from the mass balance are dewatered in a filter-press and sold as commodity or raw products. Aqueous solution of sodium chloride is repeatedly concentrated by three-stage reverse osmosis to obtain 2–2.5% aqueous solution of table salt – high-grade raw material for the production of electrolytic sodium hypochlorite with 6–8 g/l chlorine equivalent concentration. Chlorine-containing product can be used for drinking and waste water disinfection, biocidal processing of cooling to­wers, heat exchanging units for preventing and removing biofouling, washing ultra-and microfiltration membranes, disinfecting water treatment facilities and equipment, pipelines and other components used in the production of drinking and process water.

Key words

, , , , ,

 

№7|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.165:66.081.63

Chigaev I. G.

The use of nanofiltration in brackish water softening

Summary

The results of the experimental studies with real water are presented that showed the perspectiveness of using the purification techno­logy based on polymer nanofiltration membranes in underground brackish water desalination as compared to reverse osmosis. The basic characteristics of nanofiltration membranes were studied. Possible concentrating of influent water by partial concentrate recycling was evaluated; the maximum salt concentrations in recycling water were determined. The studies on evaluating the effect of deposit formation on the basic membrane characteristics did not discover any noticeable permeability reduction; herewith the zones of intensive salt deposit formation on membranes were identified. It was determined that salt concentration in recycling water supplied on the membrane shall not exceed 42 mg-equ/l to obtain permeate with up to 6 mg-equ/l and for permeate with 2 mg-equ/l hardness the salt concentration shall not exceed 18 mg-equ/l. Influent water concentrating provides for the substantial reduction of discharged concentrate.

Key words

, , , , ,

 

№1|2020

DRINKING WATER SUPPLY

DOI 10.35776/MNP.2020.01.01

UDC 628.16:62-278

Pervov A. G., Golovesov V. A., Spitsov D. V., Rudakova G. Ya.

Ways of reducing the operating costs of membrane units
for the preparation of drinking water from underground water sources

Summary

Experimental investigations have been conducted to determine the main process parameters of membrane units (filtrate yield, the rate of scaling on membrane surface). Basing on the results of the experimental studies the total costs of purification of underground water of various chemical composition were obtained. The studies were conducted on laboratory benches with the use of nanofiltration membranes with various selectivity rates. The consumption of service chemicals and operational costs for the equipment were calculated by the software designed earlier by the authors for determining the process parameters of membrane units. While designing membrane units, nanofiltration membranes with low values of selectivity, power consumption and expenditures for chemicals are preferred. The dependencies of the calcium carbonate scaling rates on membrane types and the multiplicity of volumetric concentration of source water were obtained. A comparison of costs shows that the use of membranes even for cases of water deferrization is more economical than the known traditional technologies.

Key words

, , , , , , , , ,

Скачать/download (PDF) free access

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Tag:нанофильтрация

№6|2013

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.16.6

Первов А. Г., Ефремов Р. В., Спицов Д. В., Андрианов А. П., Горбунова Т. П.

Мембранные методы в питьевом водоснабжении: подбор мембран, прогноз качества воды, утилизация концентрата

Аннотация

Показано, что применение мембранных установок обратного осмоса и нанофильтрации для очистки воды в системах питьевого водоснабжения осложняется наличием больших расходов концентратов, подлежащих сбросу в канализацию. Для уменьшения расхода воды на собственные нужды разработана и экспериментально проверена технология обработки концентрата на дополнительной ступени с помощью нанофильтрационных мембран. Расход образующегося при этом концентрата составляет не более 1–6% от общего расхода очищаемой воды, а фильтрат второй ступени может смешиваться либо с очищенной, либо с исходной водой в зависимости от наличия в ней жесткости и таких загрязнений, как железо, аммоний, фтор, мышьяк и др. Представлены технологические схемы процесса, схемы массового баланса и состав исходной воды, фильтрата и концентрата на разных ступенях очистки.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№8|2010

ЗА РУБЕЖОМ

bbk 000000

УДК 628.1.2:62-278

Френкель В.С.

Мембранные технологии: прошлое, настоящее и будущее (на примере Северной Америки)

Аннотация

Освещаются основные тенденции в области разработки мембранных процессов для очистки воды и сточных вод в Северной Америке. Приведены основные характеристики, главные направления и особенности применения мембран, включая мембранные биореакторы. Сопоставляются характеристики, необходимые при оценке и выборе наилучших мембранных технологий для каждого отдельного проекта. Мембранная обработка в водоподготовке, очистке сточных вод и опреснении воды стала быстроразвивающимся направлением. При этом используются четыре категории мембран, которые классифицируются по размеру пор: микрофильтрация (MF), ультрафильтрация (UF), нанофильтрация (NF) и обратный осмос (RO). В области очистки сточных вод мембранные биореакторы (MBR) стали признанной технологией. Все четыре основных типа мембран обеспечивают удаление полного спектра веществ, загрязняющих воду, поэтому в большинстве случаев могут использоваться как самостоятельные технологии. Интегрированные мембранные процессы, комбинирующие различные типы мембран, становятся современным методом, позволяющим выполнять строгие требования, предъявляемые к качеству воды (сточных вод), поскольку обеспечивают минимально возможные размеры очистных сооружений, минимальный расход химических реагентов и в большинстве случаев являются самым рентабельным решением.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№02|2015

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:614.777:546.47/.49

Ларионов С. Ю., Пантелеев А. А., Рябчиков Б. Е., Шилов М. М., Касаточкин А. С.

Очистка воды подземных источников от природных радионуклидов

Аннотация

В подземных водоисточниках ряда регионов России присутствуют радионуклиды природного происхождения в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы для питьевой воды. Естественная радиоактивность воды обусловлена присутствием продуктов распада изотопов урана 238U и тория 232Th, в том числе радия и радона. Для очистки воды, содержащей радий, используют известковое умягчение, сорбцию на специальных адсорбентах (например, цео­литах), ионообменное умягчение, а также активную окись алюминия или активный глинозем, марганецсодержащую загрузку. По данным методам очистки имеется ряд публикаций, где указывается возможность использования обратного осмоса или нанофильтрации, однако информация по их применению отсутствует. Мембранные технологии в сочетании с традиционными методами позволяют создать схему очистки подземных вод от радионуклидов. В проведенных испытаниях по получению воды требуемого качества для подпитки открытой теплосети накопления радионуклидов не наблюдалось. За время работы (1,5 месяца) установки ультрафильтрации в промежутке между обратными промывками радиационный фон непосредственно у мембраны незначительно возрастал, но после промывки возвращался к исходному значению. Число промывок составило более 100, что дает статистически достоверные данные. Установка обратного осмоса работала на пермеате ультрафильтрации. Суммарное содержание радионуклидов в исходном растворе – на уровне 1,4 Бк/л, в фильтрате обратного осмоса – 0,005 Бк/л, что существенно ниже допустимого значения. В концентрате обратного осмоса эта величина не превышает 1 Бк/л, что позволяет, в соответствии с нормативами, сбрасывать его в открытую гидросеть. Накопление активности на мембранах обратного осмоса не наблюдалось.

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№9-2|2011

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.112.23:628.168.4

Цабилев О. В., Стрелков А. К., Быкова П. Г., Занина Ж. В., Васильев В. В.

Подготовка артезианской воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения

Аннотация

Приведен пример решения задачи улучшения качества артезианской воды до нормативных значений с помощью баромембранных технологий. Описывается оптимальная с экологической и экономической точек зрения технологическая схема подготовки воды для хозяйственно-питьевых нужд поселка. Приводятся сравнительные результаты технологических расчетов различных схем деминерализации и умягчения воды, включающих процессы ионного обмена, нанофильтрации и обратного осмоса.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№11|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.16.087

Фесенко Л. Н., Скрябин А. Ю., Бессарабов С. Ю., Пчельников И. В., Игнатенко С. И.

Применение концентрата установок обратного осмоса в технологии производства  электролизного гипохлорита натрия

Аннотация

Обратный осмос и нанофильтрация благодаря высокой эффективности и минимальному расходу реагентов широко применяются в технологических схемах деминерализации и умягчения воды для хозяйственно-питьевых целей и подготовки воды в промышленном производстве (для паровых котельных, оборотных охлаждающих циклов, подпитки теп­лосетей и др.). Однако методы мембранного разделения сопровождаются образованием концентрата, очистка и утилизация которого представляет сложную задачу. Приведены данные по утилизации концентратов установок мембранного разделения с получением хлоридно-натриевого сырья для производства электролизного низкоконцентрированного гипохлорита натрия. Поскольку стоки от обратноосмотических установок содержат повышенные концентрации не только хлорид-ионов, но и ионов Са2+, Mg2+, НCO3- и SO42-, целесообразно на первом этапе уменьшить объем технологического концентрата многократным концентрированием по схеме «нанофильтрация – обратный осмос». Далее концентрат от нанофильтрации с содержанием преимущественно двухвалентных ионов Са2+, Mg2+ и SO42- подвергается реагентной обработке последовательно по схеме: на первой ступени соединениями бария, на второй – карбонатом и гидроксидом натрия. Это позволит выделить из раствора на первом этапе практически нерастворимый BaSO4 с его осаждением в вихревом реакторе или ламельном сепараторе первой ступени, далее проводится осаждение малорастворимых в щелочной среде CaCO3 и Mg(OH)2 в реакторе второй ступени. Выведенные из материального баланса нерастворимые соли BaSO4, CaCO3 и Mg(OH)2  обезвоживаются на фильтр-прессе и используются в качестве товарного или сырьевого продукта. Водный раствор хлорида натрия доконцентрируется трехступенчатым обратным осмосом с получением 2–2,5-процентного водного раствора (22–25 г/л) поваренной соли – высокосортного сырья для производства электролизного гипохлорита натрия с концентрацией 6–8 г/л по эквиваленту хлора. Хлорсодержащий продукт может быть использован для обеззараживания питьевых и сточных вод, биоцидной обработки градирен, теплообменных аппаратов для предотвращения и удаления биообрастаний, промывки ультра- и микрофильтрационных мембран, дезинфицирующей обработки сооружений и аппаратов водоподготовки, трубопроводов и иных комплектующих в производстве питьевой и технической воды.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№7|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.165:66.081.63

Чигаев И. Г.

Применение нанофильтрации  для умягчения солоноватых вод

Аннотация

Приведены результаты экспериментальных исследований на реальных водах, которые показали перспективность использования технологии очистки на основе полимерных нанофильтрационных мембран для обессоливания солоноватых подземных вод по сравнению с процессом обратного осмоса. Изучены основные характеристики нанофильтрационных мембран. Оценена возможность концентрирования исходной воды путем рециркуляции части концент­рата, установлены максимальные концентрации солей в циркулирующей воде. Исследования по оценке влияния осадкообразования на основные характеристики мембраны не выявили заметного снижения ее проницаемости, при этом определены зоны интенсивного выпадения осадка солей на мембране. Определено, что концентрация солей в воде, циркулирующей в установке и, соответственно, в подаваемой на мембрану, не должна превышать 42 мг-экв/л для получения пермеата с жесткостью до 6 мг-экв/л и не более 18 мг-экв/л для пермеата с жесткостью до 2 мг-экв/л. Концентрирование исходной воды позволяет существенно снизить объем сбрасываемого концентрата.

Ключевые слова

, , , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand