Tag:adsorption

№10|2019

ABROAD

DOI 10.35776/MNP.2019.10.09
UDC 628.3:62-278

Kofman V. Ya.

Micromotors – a recent trend in developing water and wastewater treatment technologies (a review)

Summary

Micromotors are autonomous, performing certain functions, self-propelled microdevices based on inorganic, organic or biological materials. Implemented in a micromotor design are two functions: autonomous movement and effective capture and/or destruction of various chemicals, including pollutants. To ensure autonomous movement the micromotor device provides for the creation of local thermal, acoustic, chemical gradients arising from asymmetric morphology or surface structure. The movement is provided through the use of various energy sources including light, electric and magnetic fields, ultrasonic waves or chemical “fuel”. The chaotic trajectory of micromotors throughout the solution provides for the highly efficient interaction of the chemicals immobilized on their surface with the targeted pollutants or detectable substances. The most elaborated principle of creating autonomous movement is the generation of a recoil impulse at asymmetric formation of gas microbubbles as a result of a chemical reaction. Currently, the main studies on the use of micromotors in water purification processes are carried out in the areas of analysis of aqueous media, removal of heavy metals, organic pollutants, dyes and oil products, as well as water disinfection. It is estimated that micromotors possess unique capabilities in the field of detection and removal of pollutants in aqueous media due to a combination of adsorption and catalytic properties with autonomous movement.

Key words

, , , , , ,

 

№1|2014

ABROAD

bbk 000000

UDC 628.16.001.2

Kofman V. Ya.

Scientific research in the field of drinking water treatment

Summary

From the bibliometric analysis the basic subject areas of the research in the field of drinking water were determined. The leading research institutions, periodicals and countries in this field are presented. The general information on the articles is supplemented with the data on the major scientometric indices based on the citation account: author’s H-index and impact factor of a journal. The basic topical trends are the state of environment, purification of drinking water from diffe­rent sources, environmental pollution resulting from human intervention, toxicology. Water Research Journal (Great Bri­tain) takes the leading position in water topics. From the data array under consideration (30 597 articles) 25 000 (around 80%) articles have been written by the authors from one country, 5381 articles are the results of the international cooperation. The authors of the articles are representatives from 168 countries. Among pollutants most often mentioned in the publications are: arsenic (1138 articles; 5.1%), fluorides (411; 1.8%), nitrates (351; 1.6%), lead (297; 1.3%), cadmium (274; 1.2%). For the reviewed period (1992–2011) 143 articles were dedicated to pharmaceuticals (0.64%). Among the treatment methods adsorption, ozonation and chlorination are most often mentioned. It was noted that in 2011 the number of published articles on chlorination was almost equal to that on ozonation; however, later the extent of chlorination research increased significantly. The recent popularity of adsorption can be explained not only by the wide use of the given technology in practice but in a greater degree by unsophisticated equipment, low costs of experiments and a great variety of adsorbents, including adsorbents produced from cheap agricultural and industrial wastes.

Key words

, , , , ,

 

№6|2013

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.33

Alekseyev E. V.

On using «specific flotosorption» index in flotator process design

Summary

An approach to describing the process of extracting pollutants by flotation based on the adsorption mechanism of the interaction of the participating phases is suggested. Basing on these perceptions possible determination of the flotation engineering parameters is shown. The analysis of the typical dynamics of the water treatment process in contact flotation cell models is presented. The recommendations on determining the parameters of the flotation process: flotation cell capacity and supplied gas (air) flow rate are given.

Key words

, , , ,

 

№1|2014

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.316.12:546.72

Filatova E. G., Pomazkina O. I., Dudarev V. I., Soboleva A. A.

Removing iron with carbon sorbent from plating wastes

Summary

The results of investigating adsorption capacity of sorbents in relation to iron ions (III) under static and dynamic conditions (with the use of isotherms and kinetic adsorption curves) are presented. To provide for removal of iron ions (III) and tertiary treatment of plating wastes IPI-T activated carbon was used that was produced from the wastes of phenol-formaldehyde resin production and modified with sulfosalicylic acid for IPI-Tm sorbent production was used. The maximum rate of sorbate passing through the sorbent layer was 5–7.5 ml/min which corresponded to the linear velocity of 1.5–2 m/h under full-scale conditions. The main factor that affects the sorption process is pH with optimal value of 1.79. Constants of BET adsorption equation for IPI-Tm modified sorbent were determined. The limiting sorption capacity of the monolayer was 128 mmol/kg, for IPI-T sorbent – 20.8 mmol/kg, limiting adsorption А∞ – 100 mmol/kg, adsorption equilibrium constant – 1·104; at that standard Gibbs energy of adsorption was 22.819 kJ/mol. Under dynamic conditions the time of the protective effect of IPI-Tm sorbent was 4 hours, i. e. 2 hours longer compared to IPI-T sorbent, and the volume capacity for IPI-Tm was 7.2 mg/l, i. e. twice as high as that for IPI-T.

Key words

, , , , , ,

 

№6|2012

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 628.16/.31

Kofman V. Ya.

Removing compounds showing hormonal activity from water and wastewater (review)

Summary

Various natural and nonnatural substances have been present in the environment. They can affect the normal hormonal activity in animals and humans. This class of substances is defined as «compounds with hormonal activity». The classification of compounds with hormonal activity is given. The methods of removing these compounds from water and wastewater, i.e. bioaugmentation, membrane technologies, adsorption, oxidation processes etc. are presented.

Key words

, , , , ,

 

№7|2016

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.33:544.723

Nikolaeva L. A., Golubchikov M. A.

Removal of oil products from industrial wastewater with the use  of modified carbonate sludge-based sorption materials

Summary

Activated carbon adsorption is one the efficient methods of removing oil products from wastewater. This method provides for ensuring water quality that meets the requirements to the discharges into the surface water or the conditions of using in closed-loop water supply systems at the industrial plants. The data on the use of solid waste products as sorption materials in wastewater treatment are presented. Development of new cheap waste products-based sorption materials is of big scientific and practical importance. Utilization of granulated hydrophobous carbonate sludge-based sorption material (wastes of thermal power plants) as oil products adsorbent is suggested. Process characteristics and adsorption capacity of the material received were studied; express-testing of the quality of aqueous extract of the developed granulated adsorbent on the acute lethal toxicity for Daphnia Magna Str. crustaceans and Poecillia Reticulata Pet fish was carried out. The process flow scheme of wastewater treatment at «Nizhnekamskneftekhim» OJSC is presented. The calculations of an adsorption filter retrofitted into the scheme of tertiary treatment of conventionally clean effluents with new hydrophobous sorption material were carried out. It is suggested to use the outspent sorbent as an additive to construction ground coat.

Key words

, , , , ,

 

№2|2011

WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.162.15

Nikitin A. M., Skolubovich Yu. L., Voytov E. L.

Enhancement of Efficiency of Water Supply Stations Operation

Summary

Issues of intensification of processes of coagulation treatment of low-temperature, low-turbidity and high-chromaticity water from surface sources of water supply using the reactor-clarifiers of a new design are considered. The reactor-clarifier combines advantages of sludge blanket clarifiers and granular-bed filters, has a low operational cost and reliability. The efficient complex technology of treatment of potable water from surface sources developed on the basis of experimental studies is presented. This technology increases the efficiency of operation of reconstructed water supply stations at minimal working costs. The quality of potable water treated meets the specified requirements.

Key words

, , , , , , , ,

 

№5|2019

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.33:662.2

Ponomareva O. S., Glushankova I. S., Martynova A. A.

Thermal treatment of wastewater from the production
of high-energy compounds

Summary

During production of special-purpose products in technological processes and in the synthesis of components of high-energy compounds wastewater containing pollutants in high concentrations is generated; therefore before discharging into sewer networks it shall be preliminary neutralized. The results of studies on the purification of process effluents generated in the production of components of high-energy compounds contaminated with ethanolamine, ethylene diamine, heavy metal ions (nickel and lead) are presented. The analysis of process effluent treatment methods: ozonation, two-stage purification (chemical, adsorption), thermal neutralization was carried out. As a result of thermodynamic analysis and calculation of the processes of thermal destruction of pollutants in highly concentrated effluents technical solutions have been developed and an installation for the thermal disposal of effluent followed by multi-stage flue gas cleaning has been designed. The calculation of the dispersion of pollutant emissions into the atmosphere during the operation of the installation showed that running the process in a preset mode ensured compliance with the standard sanitary and hygienic requirements.

Key words

, , , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

Tag:адсорбция

№10|2019

ЗА РУБЕЖОМ

DOI 10.35776/MNP.2019.10.09
УДК 628.3:62-278

Кофман В. Я.

Микродвигатели – новое направление создания технологий очистки воды и сточных вод (обзор)

Аннотация

Микродвигатели представляют собой автономные, выполняющие определенные функции самодвижущиеся микроустройства на основе неорганических, органических или биологических материалов. В конструкции микродвигателя реализованы две функции: автономное движение и эффективный захват и/или деструкция различных химических веществ, в том числе загрязняющих. Для обеспечения автономного движения устройство микродвигателей предусматривает создание локальных термических, акустических, химических градиентов, проистекающих из ассиметричной морфологии или поверхностной структуры. Движение обеспечивается за счет использования различных источников энергии, включая свет, электрические и магнитные поля, ультразвуковые волны или химическое «топливо». Хаотичная траектория движения микродвигателей в объеме раствора обеспечивает высокоэффективное взаимодействие иммобилизованных на их поверхности реагентов с целевыми загрязняющими или детектируемыми веществами. Наиболее проработанный принцип создания автономного движения заключается в возникновении импульса отдачи при ассиметричном образовании в результате химической реакции газовых микропузырей. В настоящее время основные исследования применения микродвигателей в процессах водоочистки проводятся по направлениям анализа водных сред, удаления тяжелых металлов, органических загрязняющих веществ, красителей и нефтепродуктов, а также обеззараживания воды. По оценкам, микродвигателям присущи уникальные возможности в области детектирования и удаления загрязняющих веществ в водной среде вследствие сочетания адсорбционных и каталитических свойств с автономным перемещением.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№1|2014

ЗА РУБЕЖОМ

bbk 000000

УДК 628.16.001.2

Кофман В. Я.

Научные исследования в области подготовки питьевой воды

Аннотация

По результатам библиометрического анализа выявлена основная тематика исследований, касающихся питьевой воды. Представлены ведущие в данной области научные организации, периодические издания и страны. Общая информация по статьям дополнена сведениями по базовым наукометрическим показателям, основанным на учете цитирования: индекс Хирша автора и импакт-фактор журнала. Основная тематическая направленность статей – состояние окружающей среды, подготовка питьевой воды из различных водоисточников, загрязнение окружающей среды в результате антропогенного воздействия, токсикология. Ведущую позицию по водной тематике занимает журнал Water Research (Великобритания). Из рассматриваемого массива данных (30 597 статей) 25 000 (около 80%) написаны авторами из одной страны, 5381 статья – результат международного сотрудничества. Авторами являются представители 168 стран. Среди загрязняющих веществ в публикациях наиболее часто упоминаются мышьяк (1138 статей; 5,1%), фториды (411; 1,8%), нитраты (351; 1,6%), свинец (297; 1,3%), кадмий (274; 1,2%). За рассмотренный период (1992–2011 годы) лекарственным препаратам посвящено 143 статьи (0,64%). Среди методов обработки воды наиболее часто упоминаются адсорбция, озонирование, хлорирование. Отмечено, что в 2001 г. было опубликовано практически равное количество статей по хлорированию и озонированию, однако впоследствии объем исследований по хлорированию значительно вырос. Популярность адсорбции в последние годы связывают не только с широким практическим применением данной технологии, но и в большей мере с несложным оборудованием, низкими расходами на проведение экспериментов и огромным разнообразием адсорбентов, в том числе из дешевых отходов сельскохозяйственного и промышленного производства.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№6|2013

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.33

Алексеев Е. В.

О применении показателя «удельная флотосорбция» в технологических расчетах флотаторов

Аннотация

Предложен подход к описанию процесса извлечения загрязняющих веществ с помощью флотации, опирающийся на адсорбционный механизм взаимодействия участвующих в нем фаз. На основе этих представлений показана возможность определения технологических показателей флотации. Приведен анализ характерных видов динамики процесса очистки воды на моделях контактных флотационных камер. Даны рекомендации по определению показателей флотационного процесса: вместимость флотационной камеры и расход подаваемого газа (воздуха).

Ключевые слова

, , , ,

 

№1|2014

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.316.12:546.72

Филатова Е. Г., Помазкина О. И., Дударев В. И., Соболева А. А.

Обезжелезивание сточных вод гальванического производства модифицированным углеродным сорбентом

Аннотация

Приведены результаты исследования адсорбционной способности сорбентов по отношению к ионам железа (III) в статических и динамических условиях (с помощью изотерм и кинетических кривых адсорбции). Для извлечения ионов железа (III) и доочистки сточных вод гальванического производства использован активированный уголь марки ИПИ-Т, полученный из отходов производства фенолоформальдегидных смол и модифицированный сульфосалициловой кислотой для получения сорбента ИПИ-Тм. Оптимальная скорость пропускания сорбата через слой сорбента составила 5–7,5 мл/мин, что соответствует линейной скорости в промышленных условиях 1,5–2 м/ч. Основным фактором, влияющим на процесс сорбции, является рН, оптимальное значение которого составило 1,79. Определены постоянные уравнения адсорбции БЭТ для модифицированного сорбента ИПИ-Тм. Предельная сорбционная емкость монослоя составила 128 ммоль/кг, для сорбента ИПИ-Т – 20,8 ммоль/кг, предельная адсорбция А∞ – 100 ммоль/кг, константа адсорбционного равновесия – 1·104, при этом стандартная энергия Гиббса адсорбции равна 22,819 кДж/моль. В динамических условиях время защитного действия сорбента ИПИ-Тм составило 4 часа, что на 2 часа больше в сравнении с сорбентом ИПИ-Т, а динамическая объемная емкость для ИПИ-Тм – 7,2 мг/л, что в 2 раза больше, чем для ИПИ-Т.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№6|2012

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 628.16/.31

Кофман В. Я.

Очистка воды и сточных вод от соединений с гормональной активностью (обзор)

Аннотация

В природной среде присутствуют разнообразные натуральные и искусственные вещества, которые оказывают воздействие на нормальную гормональную активность в организме животных и человека. Этот класс веществ объединяется термином «соединения с гормональной активностью». Дана классификация соединений с гормональной активностью. Приведены методы очистки воды и сточных вод от этих соединений: биоаугментация, мембранные технологии, адсорбция, окислительные процессы и др.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№7|2016

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.33:544.723

Николаева Л. А., Голубчиков М. А.

Очистка производственных сточных вод от нефтепродуктов модифицированными сорбционными материалами  на основе карбонатного шлама

Аннотация

Одним из эффективных методов очистки сточных вод от нефтепродуктов является адсорбция на активных углях. Этот метод позволяет обеспечить качество воды, удовлетворяющее требованиям сброса в открытые водоемы или условиям использования в замкнутых системах водного хозяйства промышленных предприятий. Приведены данные о применении твердых отходов производства в качестве сорбционных материалов для очистки сточных вод. Создание новых дешевых сорбционных материалов на основе отходов производства имеет большое научное и практическое значение. В качестве адсорбента нефтепродуктов предлагается использовать гранулированный гидрофобный сорбционный материал на основе карбонатного шлама (отхода предприятий теплоэнергетики). Изучены технологические характеристики и адсорбционная емкость полученного материала, проведен экспресс-контроль качества водной вытяжки разработанного гранулированного адсорбента на острую летальную токсичность для ракообразных вида Daphnia Magna Str. и рыб вида Poecillia Reticulata Pet. Представлена технологическая схема очистки сточных вод ПАО «Нижнекамскнефтехим». Проведен расчет адсорбционного фильтра, входящего в схему доочистки условно чистых сточных вод, с новым гидрофобным сорбционным материалом. Предложено использовать отработанный сорбент в качестве добавки в строительные дорожные грунты.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№2|2011

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.162.15

Никитин А. М., Сколубович Ю. Л., Войтов Е. Л.

Повышение эффективности работы водопроводных станций

Аннотация

Рассмотрены вопросы интенсификации процессов коагуляционной очистки низкотемпературных маломутных высокоцветных вод поверхностных источников водоснабжения с использованием реакторов-осветлителей новой конструкции. Реактор-осветлитель сочетает в себе достоинства осветлителей со взвешенным слоем осадка и зернистых фильтров, обладает низкой эксплуатационной стоимостью, высокой производительностью и надежностью. Представлена разработанная на основе экспериментальных исследований эффективная комплексная технология подготовки питьевой воды из поверхностных источников. Технология повышает эффективность работы реконструируемых водопроводных станций при минимальных эксплуатационных затратах. Качество очищенной питьевой воды соответствует нормативным требованиям.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№5|2019

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.33:662.2

Пономарева О. С., Глушанкова И. С., Мартынова А. А.

Термическое обезвреживание сточных вод производства компонентов высокоэнергетических составов

Аннотация

При изготовлении продукции специального назначения в технологических процессах и при синтезе компонентов высокоэнергетических составов образуются сточные воды, содержащие загрязняющие вещества в высоких концентрациях, поэтому перед сбросом в канализационные сети требуется их предварительное обезвреживание. Представлены результаты исследований по очистке технологических стоков, образующихся в производстве компонентов высокоэнергетических составов, загрязненных этаноламином, этилендиамином, ионами тяжелых металлов (никеля и свинца). Проведен анализ методов очистки технологических сточных вод: озонирование, двухступенчатая очистка (реагентная, адсорбция), термическое обезвреживание. В результате термодинамического анализа и расчета процессов термической деструкции загрязняющих веществ в высококонцентрированных сточных водах разработаны технические решения и создана установка для термического обезвреживания стоков с последующей многоступенчатой очисткой дымовых газов. Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при эксплуатации установки показал, что проведение процесса в заданном режиме обеспечивает выполнение нормативных санитарно-гигиенических требований.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2