01 2020

Number 1 / 2020

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№1|2020

DRINKING WATER SUPPLY

DOI 10.35776/MNP.2020.01.01

UDC 628.16:62-278

Pervov A. G., Golovesov V. A., Spitsov D. V., Rudakova G. Ya.

Ways of reducing the operating costs of membrane units
for the preparation of drinking water from underground water sources

Summary

Experimental investigations have been conducted to determine the main process parameters of membrane units (filtrate yield, the rate of scaling on membrane surface). Basing on the results of the experimental studies the total costs of purification of underground water of various chemical composition were obtained. The studies were conducted on laboratory benches with the use of nanofiltration membranes with various selectivity rates. The consumption of service chemicals and operational costs for the equipment were calculated by the software designed earlier by the authors for determining the process parameters of membrane units. While designing membrane units, nanofiltration membranes with low values of selectivity, power consumption and expenditures for chemicals are preferred. The dependencies of the calcium carbonate scaling rates on membrane types and the multiplicity of volumetric concentration of source water were obtained. A comparison of costs shows that the use of membranes even for cases of water deferrization is more economical than the known traditional technologies.

Key words

, , , , , , , , ,

Скачать/download (PDF) free access

 

№1|2020

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!

DOI 000000

УДК

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!

Аннотация

20 января 2020 г. исполняется 80 лет
ВАЛЕРИЮ НИКОЛАЕВИЧУ ШВЕЦОВУ, доктору технических наук, профессору, крупнейшему специалисту в области водного хозяйства России, главному редактору журнала «Водоснабжение и санитарная техника».


 

№1|2020

DRINKING WATER SUPPLY

DOI 10.35776/MNP.2020.01.02
UDC 628.1:006.3:66-926

Samburskii G. A., Ustinova O. V., Leont’eva S. V.

Specific features of standardization of chemicals
for the preparation of drinking water (through the example of polyaluminium chloride coagulant)

Summary

Coagulation process has been a widespread process technology for removing coarse suspended impurities from water, as well as colloidal organic contaminants present in dissolved form. Polyvalent metal salts are effective coagulants for the systems with aqueous disperse medium. The purpose of the work was developing a new state standard to provide for a uniform assessment of the quality of coagulants. The scope of coagulants in the process of water treatment is considered and their comparative analysis is carried out. The general requirements to the control of polyaluminium chloride quality are formulated. The developed and approved new national standard GOST R 58580-2019 «Polyaluminium chloride. Technical conditions» is presented that takes into account the requirements of sanitary legislation, technical regulation, safety of the processes of production and transportation of polyaluminium chloride.

Key words

, , , ,

 

№1|2020

WASTEWATER TREATMENT

DOI 10.35776/MNP.2020.01.04
UDC 628.316

Belov S. G., Naumchik G. O.

Reuse of stained wash water for washing fabric after dyeing

Summary

The processes of aqueous work up of the fabric used at the textile enterprise «Svitanak» OJSC were studied during the fabric preparation, dyeing and subsequent washing. The quality of wash water at various stages of washing the fabric after dyeing was studied by such indicators as the color intensity by dilution rate, COD, permanganate index, foaming capacity and pH. Experimental data are presented that prove the possibility of using ozone for the purification of the wash water mixture from the last six fabric washings after dyeing to the requirements to the quality of water supplied to the dye-finishing processes. An approximate economic calculation has been performed that proves a high economic effect of establishing the reuse of wash water regenerated with ozone for washing fabric after dyeing.

Key words

, , , , , , , ,

Скачать/download (PDF) free access

 

№1|2020

WASTEWATER TREATMENT

DOI 10.35776/MNP.2020.01.03
UDC 628.355

Zalyotova N. A., Zalyotov S. V.

The study of the response of dehydrogenase activity
of sludge to a change in the process parameters of an aeration tank

Summary

The biological method of wastewater treatment is a comprehensive multicomponent process; the activities of the enzyme system being the key component of it. It is known that dehydrogenases have been one of the most important enzymes the ensure the biological process. The complicated mechanism of the action of enzymes has not been fully described so far; however, in the practice of monitoring biological treatment processes, an indicator of the dehydrogenase activity of sludge is used. The research results provided for supplementing the available information with actual data on the interdependence of the level of dehydrogenase activity of sludge and indicators of individual process parameters of biological treatment. It was shown that the mode of operation of aeration tanks (organic matter load on sludge, dose of activated sludge, etc.) and the values of the initial dehydrogenase activity and dehydrogenase activity of the same sludge sample with weakly concentrated solution (DASН2О) are interconnected and depend on the organic load on sludge. The results of the study can be used to control the biological process of wastewater treatment.

Key words

, , , , , ,

 

№1|2020

ENERGY CONSERVATION

DOI 10.35776/MNP.2020.01.05
UDC 628.292:62-531.3:65.011.4

Yermolin Yu. A.

Potentialities of energy saving in the operation of a sanitation system of a big city

Summary

The article, without mathematical formalization, with due consideration of physical interpretations of the process of wastewater disposal in a large city, reveals the potential for energy savings in the process of wastewater transportation in an extensive gravity network, enclosed in its very structure. This potential can be fulfilled through targeted operational redistribution of wastewater flows over sewage pumping stations and transportation mains of the network, achieving the minimum of total energy consumption by all pumping stations. It is shown that the calculation of such a redistribution is possible only on the basis of a mathematical model of the project by formulating and solving the corresponding optimization problem. The requirements that the mathematical model of the project shall meet are discussed; and its capabilities are shown while operating the network not only in normal operating conditions but also in emergency situations. The consideration of the problem is based on the positive results of a large-scale industrial experiment conducted earlier on the optimal management of a section of the Moscow sanitation system.

Key words

, , , , , ,

Скачать/download (PDF) free access

 

№1|2020

ENERGY CONSERVATION

DOI 10.35776/MNP.2020.01.06
UDC 621.65:62-531.3

Usachev A. P.

Method of evaluating the effectiveness of frequency regulation of the performance of sewage pumping units

Summary

The method of evaluating energy savings through the use of frequency regulation of the pumping unit performance at sewage pumping stations is considered. The method is based on a graphical analysis of the parameters of the operation point of the pumps in the working group and is developed for the use in sewer networks that operate according to the level in the receiving tank. The proposed method of evaluating the effectiveness of frequency regulation at sewage pumping stations has been proved by many years of experience of using and is precisely evaluative. Energy savings at sewage pumping stations are significantly lower than at water pumping stations. This applies to the systems with start/stop control because the effect of frequency regulation consists in reducing the velocity of fluid in the pressure pipeline. The bigger the dynamic component of the network characteristic in relation to its static component (in the range of the station capacity change), the stronger effect is manifested. In practice, this is extremely rare. The energy savings in the above examples with the start/stop mode does not exceed 10% (excluding the losses in the frequency converter).

Key words

, , , ,

 

№1|2020

ABROAD

DOI 10.35776/MNP.2020.01.07
UDC 628.316.12:546.1:665.753.4

Kofman V. Ya.

Development of promising methods of wastewater treatment with energy recuperation in China and India (a review)

Summary

In China, active research is underway for developing a technology for excess activated sludge fermentation to obtain hydrogen. The process of anaerobic fermentation includes three main stages: hydrolysis, formation of hydrogen and acids, and methane generation. At the hydrolysis stage, the formation of low-molecular substances from high-molecular starch, fibers and proteins. At the stage of the hydrogen and acids formation hydrogenogenic and acetogenic bacteria ensure the fermentation of low-molecular substances with the formation of a number of organic acids, hydrogen and carbon dioxide. At the stage of methane generation, methanogenic bacteria metabolize the products formed in the previous stages with the release of methane and carbon dioxide. As a result, hydrogen can be obtained only by inhibiting the activity of methanogenic bacteria eliminating the impact on the activity of hydrogenogenic bacteria. Considering these circumstances methods are being developed to enhance the production of biohydrogen. The main efforts in this area aim at finding strains with high efficiency of anaerobic fermentation. Another direction is choosing a method of activated sludge pre-treatment from among thermal, acid, alkaline, microwave treatment, sterilization and ultrasonic treatment. Significant prospects are associated with the use of a consortium of microorganisms and mixed substrate containing, along with wastewater sludge, food waste, straw or manure. In India, the technologies of processing various types of industrial wastewater with the production of biomass enriched with lipids for the subsequent production of biodiesel have been on the march. The studies have been performed using Rhodococcus opacus bacteria, Rhodosporidium kratochvilovae yeast and Desmodesmus sp microalgae.

Key words

, , , , , , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

01 2020

Номер 1 / 2020

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№1|2020

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

DOI 10.35776/MNP.2020.01.01

УДК 628.16:62-278

Первов А. Г., Головесов В. А., Спицов Д. В., Рудакова Г. Я.

Пути снижения эксплуатационных затрат мембранных установок для подготовки питьевой воды из подземных водоисточников

Аннотация

Описан новый подход к созданию технологических схем утилизации концентрата установок обратного осмоса с минимальным расходом воды на собственные нужды. Схема включает обработку воды в две ступени. Проведены экспериментальные исследования по определению технологических характеристик мембранных установок (выход фильтрата, интенсивность образования осадков на мембранах). На основании результатов экспериментов получены значения приведенных затрат на очистку подземных вод различного химического сос­тава. Исследования проводились на лабораторных стендах с использованием нанофильтрационных мембран, имеющих разные значения селективности. Расход сервисных реагентов и эксплуатационные затраты на оборудование рассчитывались по программе, ранее разработанной авторами для определения технологических характеристик мембранных установок. При разработке установок следует отдавать предпочтение мембранам с низкими значениями селективности, обеспечивать снижение затрат на реагенты и энергопотребления. Получены зависимости скорости роста осадка карбоната кальция от типа мембран и кратности объемного концентрирования исходной воды. Сравнение затрат показывает, что применение мембран даже для случаев обезжелезивания воды оказывается экономичнее известных классических технологий.

Ключевые слова

, , , , , , , , ,

 

№1|2020

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!

DOI 000000

УДК

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!

Аннотация

20 января 2020 г. исполняется 80 лет
ВАЛЕРИЮ НИКОЛАЕВИЧУ ШВЕЦОВУ, доктору технических наук, профессору, крупнейшему специалисту в области водного хозяйства России, главному редактору журнала «Водоснабжение и санитарная техника».


 

№1|2020

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

DOI 10.35776/MNP.2020.01.02
УДК 628.1:006.3:66-926

Самбурский Г. А., Устинова О. В., Леонтьева С. В.

Особенности стандартизации химических реагентов для подготовки питьевой воды (на примере коагулянта полиоксихлорида алюминия)

Аннотация

Распространенным технологическим приемом удаления из воды грубодисперсных примесей, находящихся во взвешенном состоянии, а также коллоидных органических загрязнений, присутствующих в растворенном виде, является процесс коагуляции. Эффективными коагулянтами для систем с водной дисперсионной средой являются соли поливалентных металлов. Цель работы заключалась в создании нового государственного стандарта, предназначенного для обеспечения единообразной оценки качества коагулянтов. Рассмотрена область применения коагулянтов в процессе водоподготовки и проведен их сравнительный анализ. Показана необходимость унификации в области процессов контроля качества коагулянтов. Сформулированы общие требования к контролю качества полиоксихлорида алюминия. Представлен разработанный и утвержденный новый национальный стандарт ГОСТ Р 58580-2019 «Полиокси­хлорид алюминия. Технические условия», который учитывает требования санитарного законодательства, техничес­кого регулирования, безопасности процессов производства и транспортировки полиоксихлорида алюминия.

Ключевые слова

, , , ,

 

№1|2020

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

DOI 10.35776/MNP.2020.01.04
УДК 628.316

Белов С. Г., Наумчик Г. О.

Повторное использование окрашенных промывных вод для целей промывки ткани после крашения

Аннотация

Изучены применяемые на текстильном предприятии ОАО «Свитанак» процессы водной обработки ткани при ее подготовке под крашение, при окрашивании ткани и последующей промывке. Исследовано качество промывных вод на различных стадиях промывки ткани после крашения по таким показателям, как интенсивность окраски по степени разбавления, ХПК, перманганатная окисляемость, вспенивающая способность и pH. Приведены данные экспериментальных исследований, подтверждающие возможность очистки озоном смеси промывных вод с последних шести промывок ткани после крашения до требований, предъявляемых к качеству воды, подаваемой на красильно-отделочное производство. Выполнен приблизительный экономический расчет, свидетельствующий о высоком экономическом эффекте организации повторного использования промывной воды, регенерированной с помощью озона, для целей промывки ткани после крашения.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№1|2020

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

DOI 10.35776/MNP.2020.01.03
УДК 628.355

Залётова Н. А., Залётов С. В.

Изучение отклика дегидрогеназной активности ила на изменение технологических параметров работы аэротенка

Аннотация

Биологический метод очистки сточных вод представляет собой сложный многокомпонентный процесс, ключевой составляющей которого является работа ферментной системы. Известно, что одним из важнейших ферментов, обеспечивающих биологический процесс, являются дегидрогеназы. Полностью сложнейший механизм действия ферментов до конца пока не раскрыт, однако в практике контроля процессов биологической очистки используется показатель дегидрогеназной активности ила. Результаты исследований позволили дополнить имеющуюся информацию фактическими данными о взаимообусловленности уровня дегидрогеназной активности ила и показателей отдельных технологических параметров биологической очистки. Показано, что режим работы аэротенков (нагрузка на ил, доза активного ила и др.) и величина показателей исходной дегидрогеназной активности и дегидрогеназной активности этого же образца ила со слабо концентрированным раствором (ДАИН2О) связаны между собой и зависят от нагрузки на ил по органическим веществам. Полученные результаты исследования могут быть использованы для контроля биологического процесса очистки сточных вод.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№1|2020

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

DOI 10.35776/MNP.2020.01.05
УДК 628.292:62-531.3:65.011.4

Ермолин Ю. А.

Потенциальные возможности энергосбережения при эксплуатации системы водоотведения крупного города

Аннотация

В статье, без математической формализации, опираясь только на физические представления о процессе водоотведения крупного города, вскрывается потенциал экономии электроэнергии при транспортировке сточных вод по разветвленной напорно-самотечной сети. Этот потенциал, заключенный в самой ее структуре, может быть реализован путем целенаправленного оперативного перераспределения потоков сточных вод по канализационным насосным станциям и транспортным магистралям сети, добиваясь минимума суммарных затрат электроэнергии всеми насосными станциями. Показано, что расчет такого перераспределения возможен только на базе математической модели объекта, формулируя и решая соответствующую оптимизационную задачу. Обсуждаются требования, которым должна удовлетворять математическая модель объекта, и показываются ее возможности при управлении сетью не только в нормальных эксплуатационных режимах, но и при аварийных ситуациях. Рассмотрение проблемы базируется на положительных результатах широкомасштабного производственного эксперимента, проведенного ранее, по оптимальному управлению участком системы водоотведения Москвы.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№1|2020

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

DOI 10.35776/MNP.2020.01.06
УДК 621.65:62-531.3

Усачев А. П.

Методика оценки эффективности частотного регулирования производительности насосных агрегатов КНС

Аннотация

Рассматривается методика оценки экономии электроэнергии от использования частотного регулирования производительности насосных агрегатов на канализационных насосных станциях. Методика основана на графическом анализе параметров рабочей точки насосов рабочей группы и рассчитана на использование в системах водоотведения, работа которых осуществляется по уровню в приемном резервуаре. Предлагаемая методика оценки эффективности частотного регулирования на канализационных насосных станциях проверена многолетним опытом ее использования и является именно оценочной. Экономия электроэнергии на канализационных насосных станциях существенно ниже, чем на водопроводных. Это относится к системам с регулированием в режиме «старт-стоп». Данное обстоятельство связано с тем, что эффект от частотного регулирования заключается в снижении скорости движения жидкости в напорном трубопроводе. Эффект проявляется тем сильнее, чем больше динамическая составляющая характеристики сети относительно ее статической составляющей (в диапазоне изменения производительности станции). Практически это встречается крайне редко. Экономия электроэнергии в приведенных примерах с режимом «старт-стоп» не превышает 10% (без учета потерь в преобразователе частоты).

Ключевые слова

, , , ,

 

№1|2020

ЗА РУБЕЖОМ

DOI 10.35776/MNP.2020.01.07
УДК 628.316.12:546.1:665.753.4

Кофман В. Я.

Разработка перспективных способов обработки сточных вод с извлечением энергии в КНР и Индии (обзор)

Аннотация

В КНР ведутся активные исследования по разработке технологии ферментации избыточного активного ила с получением водорода. Процесс анаэробной ферментации состоит из трех основных стадий: гидролиз, образование водорода и кислот, образование метана. На стадии гидролиза происходит образование низкомолекулярных веществ  из высокомолекулярного крахмала, волокон и белков. На стадии образования водорода и кислот гидрогеногенные и ацидогенные бактерии ферментируют низкомолекулярные вещества с образованием ряда органических кислот, водорода и диоксида углерода. На стадии образования метана метаногенные бактерии метаболизируют продукты, образовавшиеся на предыдущих стадиях с выделением метана и диоксида углерода. В результате получить водород можно только путем ингибирования активности метаногенных бактерий, не оказывая при этом воздействия на активность гидрогеногенных бактерий. С учетом этих обстоятельств разрабатывают способы интенсификации производства биоводорода. Основные усилия в данной области направлены на поиск штаммов с высокой эффективностью анаэробной ферментации. Другим направлением является выбор способа  предварительной обработки активного ила из числа тепловой, кислотной, щелочной, СВЧ-обработки, стерилизации и ультразвуковой обработки. Значительные перспективы связывают с использованием консорциума микроорганизмов и смешанного субстрата,  содержащего наряду с осадками сточных вод пищевые отходы, солому или навоз. В Индии получило развитие направление обработки сточных вод различных промышленных производств с получением обогащенной липидами биомассы для последующего производства биодизельного топлива. Исследования проведены с использованием бактерий Rhodococcus opacus, дрожжей Rhodosporidium kratochvilovae и микроводорослей Desmodesmus sp.

Ключевые слова

, , , , , , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2