03 2019

Number 3 / 2019

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№3|2019

WATER INDUSTRY

bbk 000000

UDC 628.171

Ivankova T. V.

The current state of water supply in the Republic of Crimea
and possible additional water sources

Summary

The state of water availability of the Crimea peninsula in the period 2014–2017 is considered; the water consumption of the population is analyzed. The main problems with the supply of high-quality drinking water to the population are associated with the unsustainable use of water resources, poor water quality in rivers, surface water bodies, discharge of raw or insufficiently treated wastewater, wasteful flow and significant water losses in the water supply system. In 2017, the total water abstraction in the Republic of Crimea amounted to 301.33 million m3: from surface sources – 177.67 million m3, underground – 123.66 million m3. Water supply of cities and rural settlements is provided from surface (water reservoirs) and underground (artesian wells, groundwater intake structures) sources. The consumption of fresh water was 267.67 million m3, the losses during transportation – 12.3 million m3 (4.7%). The most unfavorable regions in terms of sanitary and chemical indicators of drinking water are: the cities of Krasnokopsk, Armiansk, Evpatoria, Dzhankoy, as well as Krasnoperekopsky, Pervomaisky, Leninsky and Saki districts. Methods of supplying fresh water used in arid countries (Israel and UAE) are considered. For the water supply of the Crimean peninsula a set of measures is proposed: step-by-step reconstruction of the water management complex; upgrade and additional construction of local drinking water treatment facilities; replacement of outdated water distribution networks; reconstruction of the existing water reservoirs and the construction of additional bulk reservoirs, storage ponds on the local flow; the introduction of water-saving technologies in industry, utilities and agriculture; the use of drip irrigation systems in agriculture; the use of brackish underground sources; desalination of sea water; promotion of water conservation.

Key words

, , , , ,

 

№3|2019

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.356.5

KOZLOV M. N., Kevbrina M. V., Dorofeev A. G.

Secondary settlers: comparison of the calculation methods in designing and analysis of the parameters of efficient operation of the facilities

Summary

The results of the comparison of methods of calculating secondary settlers through the example of a model wastewater treatment plant (domestic method according to SNiP 2.04.03-85, German method according to Germany Standard ATV-DVWK-A131E, American method based on mass flow theory) are presented. It is shown that the surface area of settlers calculated according to Standard ATV has higher values compared to the calculations according to SNiP 2.04.03-85 and American method. The values of the surface area of settling tanks calculated according to SNiP 2.04.03-85 and American method are very close. At the same time the SNiP method is much simpler and requires much less initial parameters than the American method. For the domestic practice of operating secondary settlers it is proposed to introduce a new parameter – «dry matter loading on the settler surface» taken from the mass flow theory. This indicator indicates how much dry matter of the mixed liquor from aeration tanks enters per unit surface of secondary settlers per hour and corresponds to the incoming mass flow. By varying the dry matter loading on the surface of secondary settlers it is possible to provide for the standard suspended solids concentration in effluent. Through the example of the operating 54 m diameter settlers the dependence of the clarification efficiency on this parameter is shown.

Key words

, , , , ,

 

№3|2019

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.16.066.7

Boldyrev Vladimir Vasil'evich

Analytical model of sedimentation process based on the equation of continuity of settling polydisperse suspension flow (to be discussed)

Summary

In the well-known studies on the precipitation of polydisperse suspension the latter is identified with suspended (fluidized) bed. However all currently used mathematical models of natural and wastewater sedimentation processes do not take this circumstance into account and sometimes contradict it. Models of the processes of sedimentation in the strict sense have not yet been developed; instead separate methods are used with the help of which the process of sedimentation implemented in laboratory cylinders is carried out in industrial clarifiers. In this simulation the value of the main parameter of the sedimentation process (hydraulic size or sedimentation rate) always decreases with time. In the proposed model the flow of settling suspension is presented as fluidized bed. Moreover this flow has the properties of integrity and continuity of the values of its physical characteristics; whereas the flow rate in this case remains constant. In the process of the model design it was suggested that the concentration of suspended solids in the flow remained average by volume of the clarifier. Taking into account the continuity equation the sedimentation rate is proposed to be understood as the sedimentation rate of polydisperse suspension in the selected flow section that corresponds to the mass flow of suspension through the given section. Based on the above prerequisites a balance differential equation has been compiled that describes the process of sedimentation in a batch clarifier including laboratory cylinders. The solution of the differential equation provides for the formulas for calculating the clarification efficiency both for batch and flow-through clarifiers with time. In order to check the adequacy of the mathematical model the results of calculating the clarification efficiency using the obtained formulas were compared with the results of experiments carried out by other authors and with the typical project solutions. From the analysis of graphs it was concluded that the values of the clarification efficiency calculated theoretically have good convergence with the experimental data given in typical projects.

Key words

, , , , , , , ,

 

№3|2019

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.212.2/.316

Prodous O. A., Михайлов Александр Викторович

The experience of using peat filtration for surface runoff treatment

Summary

The 20-year experience of using peat filtration technology for surface runoff treatment has been described. The advantages of the technology are given; the simplicity of operation in a large range of surface wastewater amount is noted. The choice of treatment techno­logy and filtering materials is a rather complicated task, since it requires achieving effective purification at minimum cost and without using extra electricity. The natural origin of peat, its availability, good filtering properties, ease of disposal and low cost determine the prefe­rence of its use in surface runoff treatment technologies. In the period 1994–2018 a group of companies developed a system for passive mechanical treatment of surface runoff using peat filtering materials. At the facilities of the North-West Federal District of the Russian Federation more than 900 systems for the purification of surface runoff of various amounts were introduced including more than 300 on the R-21 Kola highway and large Pulkovo-3 facilities with a capacity of 700 m3/h in St. Petersburg. The absence of the need to use electricity even in minimal amounts has provided for the efficiency of such technologies. The widespread introduction of peat filtration can be attributed to the best available technologies.

Key words

, , ,

 

№3|2019

SEWERAGE NETWORKS

bbk 000000

UDC 628.24:620.197:620.193.8

Primin O. G., Ten A. E., Gromov G. N.

Protection of sewers from corrosion

Summary

Accidents on sewers accompanied by the destruction of building structures have been a most serious problem not only for the water industry but also for the entire city. In the world the damage from the deterioration of reinforced concrete sewer tunnels and in-line structures due to corrosion is estimated at billions of euros per year. A way out of the current situation with corrosion in sewers can be timely and prompt repair and rehabilitation using protective coatings applied by trenchless methods. One of the methods of sewer rehabilitation is lining the internal walls of the sewers with plate composite materials (blocks) or continuous protective coatings where polymer concrete can be used. Polymer concrete comprises a thermosetting organic binder (usually epoxy resin) and a large amount of dispersed filler (talc, aerosil, crushed quartz, basalt, granite chips, etc.). The special composition of filler materials and advanced production technologies ensures the high qualities of polymer concrete. An assessment of the technical and economic indicators of the reconstruction of existing sewers and canals using polymer concrete blocks is given. Through a realistic example it is shown that the most effective option of the reconstruction of a sewer canal while ensuring environmental safety is lining with polymer concrete blocks (segments).

Key words

, , , , , ,

 

№3|2019

AUTOMATED AND INFORMATION MANAGEMENT SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.14:004.415.53

JUDIN M. Iu., Hyamyalyainen M. M., Smirnova S. V., Rusanova E. V.

On the rules for developing electronic models of water supply
and wastewater disposal systems

Summary

The development of electronic models of water supply and wastewater disposal systems is mandatory for large communities. However the methodological documents defining the construction and further use of electronic models are not available. In this connection situations often arise when the models are developed formally and are not suitable for use in water supply and wastewater utilities. To improve the efficiency of the use of electronic models it was proposed to develop methodological recommendations that determine the necessity to take into account domestic experience and international practice. The development of rules summarizes the experience of designing and operating electronic models of water supply systems, water supply and wastewater disposal schemes as well as design experience based on multiple-version hydraulic calculations. According to the «Rules for the development and approval of water supply and wastewater disposal schemes» approved by Decree of the Government of the Russian Federation of September 5, 2013 No. 782, the electronic model of water supply and (or) wastewater disposal systems is thought of as an information system that includes databases, software and hardware. This system is designed to store, monitor and update the information on the technical and economic condition of centralized hot water supply, cold water supply and (or) wastewater disposal systems, the implementation of the operational control mechanism in the specified centralized systems, and provide for hydraulic calculations. In the process of designing models a variety of software is used.

Key words

 

№3|2019

HISTORY OF THE MOSCOW SEWERAGE SYSTEM

bbk 000000

UDC

KOZLOV M. N.

Birth of the Moscow engineering and technology school
of wastewater treatment (part 2)


 

№3|2019

VENTILATION SYSTEMS

bbk 000000

UDC 697.92

Agafonova V. V.

Indoor air quality assessment in office buildings

Summary

The assessment of indoor air quality in an office building is given. The analysis of the results of reviewing Russian and foreign authors on this topic showed that at CO2 concentration of 600–800 ppm and higher the well-being of people worsens, which leads to impaired productivity and increased fatigue. Prolonged exposure to carbon dioxide in humans can lead to chronic diseases. The results of an experimental study of the change in carbon dioxide concentration in an office of a public building with an area of ​​30 m2 with continuing presence of five people are presented. The CO2 concentration was measured using MT 8057 portable carbon dioxide detector during 24 hours. According to the measurement results a graph of CO2 concentration is plotted against the time. It was concluded that the air quality was not satisfactory during certain periods of the working day (from 10:40 to 13:30 and from 14:45 to 19:00 the CO2 concentration exceeded 1000 ppm) which indicates problems with the ventilation system and excessive sealing of the room (because of plastic windows). The necessity of taking measures to improve the efficiency of inflow exhaust ventilation has been substantiated.

Key words

, , , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

03 2019

Номер 3 / 2019

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№3|2019

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bbk 000000

УДК 628.171

Иванкова Т. В.

Современное состояние водообеспеченности Республики Крым и возможные дополнительные источники воды

Аннотация

Рассматривается состояние водообеспеченности полуострова Крым в период 2014–2017 годов, анализируется водопотребление населения. Основные проблемы с обеспечением населения качественной питьевой водой связаны с нерациональным использованием водных ресурсов, неудовлетворительным качеством воды в реках, поверхностных водоемах, сбросом неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, расточительным расходом и значительными потерями воды в системе водоснабжения. В 2017 г. общий забор воды в Республике Крым составил 301,33 млн м3: из поверхностных источников – 177,67 млн м3, подземных – 123,66 млн м3. Водоснабжение городов и сельских населенных пунктов осуществляется из поверхностных (водохранилища) и подземных (артезианские скважины, каптажи) источников. Потребление свежей воды составило 267,67 млн м3, потери при транспортировке – 12,3 млн м3 (4,7%). Наиболее неблагоприятные регионы по санитарно-химическим показателям питьевой воды: города Краснокопск, Армянск, Евпатория, Джанкой, а также Красно­перекопский, Первомайский, Ленинский и Сакский районы. Рассмотрены применяемые в засушливых странах (Израиль и ОАЭ) методы обеспечения пресной водой. Для водообеспечения полуострова Крым предложен комплекс мероприятий: поэтапная реконструкция водохозяйственного комплекса; модернизация и дополнительное строительство локальных очистных сооружений питьевого водоснабжения; замена устаревших водопроводных сетей; реконструкция эксплуатирующихся водохранилищ и строительство дополнительных наливных водохранилищ, прудов-накопителей на местном стоке; внедрение водосберегающих технологий в промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве; использование в сельском хозяйстве системы капельного орошения; использование солоноватых подземных источников; опреснение морской воды; пропаганда экономии и рационального использования воды.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№3|2019

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.356.5

Козлов М. Н., Кевбрина М. В., Дорофеев А. Г.

Вторичные отстойники: сравнение методов расчета
при проектировании и анализ параметров эффективной эксплуатации сооружений

Аннотация

Приведены результаты сравнения методов расчета вторичных отстойников сооружений очистки сточных вод (отечественная методика по СНиП 2.04.03-85, немецкая методика по Germany Standart ATV-DVWK-A131E, американская методика, основанная на теории массовых потоков) на примере модельного сооружения. Показано, что площадь поверхности отстойников, рассчитанная по Standart ATV, имеет более высокие значения по сравнению с расчетами по СНиП и американской методике. Площади поверхностей отстойников, рассчитанные по СНиП и американской методике, очень близки. При этом методика СНиП 2.04.03-85 гораздо проще, и для нее требуется намного меньше исходных параметров, чем в американской методике. Для отечественной практики эксплуатации вторичных отстойников предлагается ввести новый параметр – «нагрузка по сухому веществу на поверхность отстойника», взятый из теории массовых потоков. Этот показатель означает, сколько сухого вещества иловой смеси из аэротенков поступает на единицу поверхности вторичных отстойников за час и соответствует поступающему массовому потоку. Изменением нагрузки по сухому веществу на поверхность вторичных отстойников можно обеспечить нормативное качество очищенной воды по взвешенным веществам. На примере работы действующих отстойников диаметром 54м показана зависимость эффективности осветления от этого параметра.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№3|2019

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.16.066.7

Болдырев Владимир Васильевич

Аналитическая модель процесса отстаивания на основе уравнения неразрывности потока оседающей полидисперсной взвеси (в порядке обсуждения)

Аннотация

В известных исследованиях по осаждению полидисперсной взвеси последняя идентифицируется со взвешенным (псевдоожиженным) слоем. Однако все используемые в настоящее время математические модели процессов отстаивания природных и сточных вод не учитывают это обстоятельство, а иногда ему противоречат. Модели процессов отстаивания в строгом понимании пока не разработаны, вместо них используются отдельные приемы, с помощью которых в производственных отстойниках осуществляется процесс отстаивания, реализованный в лабораторных цилиндрах. При таком моделировании значение основного параметра процесса осаждения (гидравлическая крупность, или скорость осаждения) всегда уменьшается с течением времени. В предложенной модели поток оседающей взвеси представлен как псевдоожиженный слой. При этом поток наделен свойствами сплошности и непрерывности значений его физических характеристик, а скорость такого потока остается величиной постоянной. При разработке модели выдвинуто предположение о том, что концентрация взвеси в потоке всегда остается средней по объему отстойника. С учетом уравнения неразрывности под скоростью осаждения взвеси предложено понимать такую скорость оседающей полидисперсной взвеси в выбранном сечении потока, которая соответствует массовому расходу взвеси через это сечение. На основании приведенных предпосылок составлено балансовое дифференциальное уравнение, описывающее процесс осаждения в отстойниках периодического действия, в том числе в лабораторных цилиндрах. Из решения дифференциального уравнения получены формулы для расчета эффекта осветления как для отстойников периодического действия, так и проточного типа в зависимости от времени. С целью проверки адекватности математической модели проведено сравнение результатов расчета эффекта осветления по полученным формулам с результатами экспериментов различных авторов и с решениями типовых проектов. Из анализа графиков сделан вывод о том, что значения эффекта осветления, рассчитанные теоретически, имеют хорошую сходимость с экспериментальными данными и с данными, приведенными в типовых проектах.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№3|2019

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.212.2/.316

Продоус О. А., Михайлов Александр Викторович

Опыт применения технологии торфяной фильтрации для очистки поверхностных сточных вод

Аннотация

Описан 20-летний опыт применения технологии торфяной фильтрации для очистки поверхностного стока. Приведены достоинства технологии, отмечена простота эксплуатации в большом диапазоне объема поверхностных сточных вод. Выбор технологии очистки и фильтрующих материалов – достаточно сложная задача, так как требует достижения эффективности очистки при минимальных затратах и без использования дополнительной электроэнергии. Природное происхождение торфа, его доступность, хорошие фильтрующие свойства, простота утилизации и невысокая стоимость обусловливают предпочтительность его применения в технологиях очистки поверхностных сточных вод. В период 1994–2018 годов группа компаний разработала систему пассивной механической очистки поверхностного стока с использованием торфяных фильтрующих материалов. На объектах Северо-Западного федерального округа РФ внедрено более 900 систем очистки поверхностного стока разного масштаба, в том числе более 300 – на автомобильной дороге Р-21 «Кола» и крупных сооружениях «Пулково-3» производительностью 700 м3/ч в Санкт-Петербурге. Отсутствие необходимости использования электроэнергии даже в минимальных объемах обусловило эффективность таких технологий. Широкое внед­рение торфяной фильтрации позволяет отнести ее к наилучшим доступным технологиям.

Ключевые слова

, , ,

 

№3|2019

КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ СЕТИ

bbk 000000

УДК 628.24:620.197:620.193.8

Примин О. Г., Тен А. Э., Громов Г. Н.

Защита от коррозии канализационных коллекторов

Аннотация

Аварии на канализационных коллекторах, сопровождающиеся разрушением строительных конструкций, представляют серьезнейшую проблему не только для водохозяйственной отрасли, но и для города в целом. В мире ущерб от разрушения железобетонных канализационных тоннелей и сооружений на них вследствие коррозии исчисляется миллиардами евро в год. Выходом из сложившейся ситуации с коррозией на канализационных коллекторах может быть своевременное и оперативное проведение ремонтно-восстановительных работ с использованием защитных покрытий, наносимых бестраншейными методами. Одним из методов восстановления коллекторов является облицовка внутренних стенок коллекторов плиточными композитными материалами (блоками) или сплошными защитными покрытиями, в качестве которых может быть применен полимербетон. Полимербетон включает термореактивное органическое связующее (обычно эпоксидная смола) и большое количество дисперсного наполнителя (тальк, аэросил, толченый кварц, базальт, гранитная крошка и др.). Особый состав материалов-наполнителей и современные производственные технологии обеспечивают полимербетону его высокие качества. Дана оценка технико-экономических показателей реконструкции эксплуатируемых канализационных коллекторов и каналов с использованием полимербетонных блоков. На реальном примере показано, что наиболее эффективный вариант реконструкции канализационного канала при обеспечении экологической безопасности – облицовка полимербетонными блоками (сегментами).

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№3|2019

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.14:004.415.53

Юдин М. Ю., Хямяляйнен М. М., Смирнова С. В., Русанова Е. В.

О правилах разработки электронных моделей систем водоснабжения и водоотведения

Аннотация

Разработка электронных моделей систем водоснабжения и водоотведения является обязательной для крупных поселений. Однако методические документы, определяющие построение и дальнейшее использование электронных моделей, отсутствуют. В связи с этим нередко возникают ситуации, когда модели разрабатываются формально и не пригодны для использования на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства. Для повышения эффективности использования электронных моделей предложено разработать методические рекомендации, в которых необходимо учесть отечественный опыт и мировую практику. Разработка правил обобщает опыт создания и эксплуатации электронных моделей систем водоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения, а также опыт проектирования, опирающегося на многовариантные гидравлические расчеты. Согласно «Правилам разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782, под электронной моделью систем водоснабжения и (или) водоотведения понимается информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение. Эта система предназначена для хранения, мониторинга и актуализации информации о технико-экономическом состоянии централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, осуществления механизма оперативно-диспетчерского управления в указанных централизованных системах, обеспечения проведения гидравлических расчетов. Для создания моделей используется разнообразное программное обеспечение.

Ключевые слова

 

№3|2019

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ КАНАЛИЗАЦИИ

bbk 000000

УДК

Козлов М. Н.

Зарождение московской инженерно-технологической школы очистки сточных вод (часть 2)

Аннотация

Важнейшей задачей, стоявшей перед профессором Василием Робертовичем Вильямсом, который руководил работой полей фильтрации на первом этапе их эксплуатации, было вывести поля орошения на минимально затратный уровень за счет реализации сельскохозяйственной продукции, которая на них выращивалась, и снижения затрат на очистку воды.


 

№3|2019

СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ

bbk 000000

УДК 697.92

Агафонова В. В.

Оценка качества воздуха в помещении офисного здания

Аннотация

Приведена оценка качества воздуха в офисном помещении общественного здания. Анализ результатов исследований российских и зарубежных авторов по данной тематике показал, что при концентрации СО2 от 600–800 ppm и выше ухудшается самочувствие людей, что приводит к снижению их работоспособности и повышению утомляемости. Длительное воздействие углекислого газа на человека может привести к хроническим заболеваниям. Представлены результаты экспериментального исследования изменения концентрации углекислого газа в офисном помещении общественного здания площадью 30 м2 при постоянном нахождении в нем пяти человек. Измерение концентрации СО2 проводилось с помощью переносного детектора углекислого газа МТ 8057 в течение 24 часов. По результатам измерений построен график зависимости концентрации СО2 от времени. Сделан вывод о неудовлетворительном качестве воздуха в отдельные периоды рабочего дня (с 10:40 до 13:30 и с 14:45 по 19:00 концентрация СО2 превысила 1000 ppm), что свидетельствует о проблемах с системой вентиляции и чрезмерной герметизации помещения (из-за пластиковых окон). Обоснована необходимость принятия мер по повышению эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

confer 2019 04 19 200х200

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2