02 2019

Number 2 / 2019

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№2|2019

145th ANNIVERSARY OF THE MINSK WATER SUPPLY SYSTEM

bbk 000000

 

Avrutin O. A.

The cause to which we are committed


 

№2|2019

145th ANNIVERSARY OF THE MINSK WATER SUPPLY SYSTEM

bbk 000000

UDC 628.16.065.2

Akhmadieva Iu. I., Sazanova N. I.

Estimation of the efficiency of aluminum-containing coagulants
in low polluted surface water treatment through
the example of «Minskvodokanal» UE

Summary

«Minskvodokanal» UE has been continuously developing the technologies of water treatment with the purpose of improving drinking water quality and water supply services. One of the perspective directions of improving the technologies of surface water treatment at the Water Treatment Plant of Minsk is the search for new efficient chemicals, coagulants based on aluminium salts in particular. The data describing the quality of natural water incoming for treatment is presented. The process flow scheme of water treatment is presented. The issues of objective estimation of the efficiency of the chemicals studied are considered with obtaining consistent results proved under production conditions. The main controlled parameters of natural water and water after coagulant addition are determined, and the measurement techniques are presented. The experimentel results and technical process modeling under laboratory conditions is shown. A general program of laboratory tests of aluminum-containing coagulants has been compiled. The method of data processing and analysis with obtaining statistically consistent results has been developed. The periods of testing new coagulant brands that provide for taking account of the seasonal and annual fluctuations of the chemical and microbiological water components for selecting coagulants that are efficient throughout the year are denoted.

Key words

, , , ,

 

№2|2019

145th ANNIVERSARY OF THE MINSK WATER SUPPLY SYSTEM

bbk 000000

UDC 628.35

Dubovik O. S., Markevich R. M., Antonov K. V.

Improvement of biological removal of nitrogen and phosphorus compounds from wastewater under the conditions of cascade denitrification

Summary

In view of ever toughening requirements to wastewater treatment the optimization and intensification of wastewater treatment facilities operation become priority areas. The flow process scheme of wastewater biological treatment at the Minsk Wastewater Treatment Plant is represented by traditional aeration tanks and aeration tanks with organized cascade denitrification scheme. The main component of this scheme is the lack of inner recycle and possibility of dispersed inflow of clarified wastewater over the aeration tank zones. This provides for the presence of easily oxidizable organic substances in every anoxic zone. In view of building-up of pollutants in incoming wastewater and toughening the requirements to their removal the intensification of the biological stage has been an important aspect of the treatment facilities operation. The research objective was the scheme of cascade denitrification at the operating treatment facilities for the optimization of which different options of clarified wastewater distribution over the aeration tank zones were used. Wastewater entering the cascade denitrification is characterized by insufficient quantity of organic substances because a significant amount of industrial wastes. To increase the amount of organic substances it was decided to take out of service the primary settling tank and to reduce the frequency of sludge removal. The chosen optimal distribution of clarified wastewater over the aeration tank zones and increase of organic loading the efficiency of phosphate removal increased from 60 to 70%; and that of nitrogen removal – from 61 to 67%.

Key words

, , , , ,

 

№2|2019

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.1.032

Chesnokova S. M., Savel'ev O. V.

Estimation of water quality in decentralized water supply sources of Vladimir

Summary

The effect of drinking water chlorination on its organoleptic properties posing a threat to the public health is considered. The water sanitary measurements, the compliance with the requirements to its physiologic adequacy, integral toxicity of the water in the decentralized water supply sources of Vladimir were studied. It was stated that water in all three investigated objects used by the population as alternative drinking water sources was physiologically adequate in relation to the concentration of macroelements and complied with the sanitary chemical requirements of SanPiN 2.1.4.1074-01. As for the concentration of microelements (fluorine and iodine) water in all the investigated objects was not physiologically adequate and did not meet the sanitary and hygienic requirements. The concentration of fluorine in the investigated sources of decentralized water supply and in drinking water of the Nerlinskii water intake varied from 0.1 to 0.3 mg/dm3 what was much less than the lowest limit of the physiologic adequacy and MPC. Iodine in the investigated sources was not detected. In some springs and wells of Vladimir nitrates were detected in concentrations much higher than the MPCs for drinking water. Water in two springs in Vladimir showed hypotoxicity for small crustaceans Daphnia magna Sr. what evidenced the presence in them of trace concentrations of toxic substances hazardous to health.

Key words

, , , ,

 

№2|2019

HISTORY OF THE MOSCOW SEWERAGE SYSTEM

bbk 000000

 

KOZLOV M. N.

Birth of the Moscow engineering and technology school
of wastewater treatment (part 1)


 

№2|2019

ADVANCED TECHNOLOGIES AND EQUIPMENT

bbk 000000

UDC 620.197:628.132:691.32

Izmailov I. A., Rozovskaia T. A.

Repair and protection of concrete and reinforced concrete tanks in water supply and wastewater disposal systems

Summary

The basic mechanisms of the deterioration of concrete structures of treatment facilities in the process of operation are given. The methods of the structure rehabilitation and durability increase with the use of special repair and protection compositions are proposed. A particular problem during repair works is concrete salinity that is typical, e. g. for industrial sewers. The results of studying repair composition adhesion to saline concrete when using different methods of base preparation such as the use of polysilicate primer composition are presented. The given composition applied on the concrete surface provides for the significant improvement of the strength of the repair composition adhesion to concrete thereby ensuring the combined action of the materials in the repair zone. The main principles of selecting an efficient material system during rehabilitation works at different hydroengineering facilities are conside­red.
Combined use of Manogard PSM polysilicate impregnant and Starmex RM5 fast hardening non-shrinking repair composition provides for the combined action of the structure concrete and rehabilitated section as an entity owing to the high-strength adhesion equal to the cohesion strength of concrete itself. The use of Starmex Seal Flex polymer-cement composition as a method of secondary protection of concrete from corrosion provides for water-proof anti-abrasion coating resistant to acids and alkali dissolved in water.

Key words

, , , , , ,

 

№2|2019

AUTOMATED AND INFORMATION MANAGEMENT SYSTEMS

bbk 000000

UDC 681.518

Kritskii G. G.

Urban utility infrastructure and digital technologies

Summary

Integration of all the trends of software development in the process of digital transformation will provide for establishing a uniform highly reliable urban IT environment. The use of digital technologies will result in the elimination of the negative impact of human factor on the operation of the utility systems. By the electronic model of the water supply and wastewater disposal systems the mathe­matical model of these systems is meant assigned to the city base map with account of the cadastral territorial divisions and designed for the imitation simulation of their operation modes. The structure of the utilities layer in the specialized geographic information system (GIS) is developed automatically with the formation of the layer objects and modes of their operation. The process of plotting utility networks on the city map has been automated to the uttermost. At that a topologically fixed network graph is developed with the bridging of the relative data bases to each object. It is advisable to incorporate the electronic model of the water supply and wastewater disposal systems into the uniform urban information system with a common base map, common address database with the separation of user access according to the operator profile. The rough estimate of the efficiency of introducing the software can be carried out by the expenditure estimates. Using the expenditure estimates the economic benefit will be calculated to some tolerance, however, it will provide for evaluating the benefits and necessity of purchasing the software.

Key words

, , , , , ,

 

№2|2019

ABROAD

bbk 000000

UDC 631.67:628.165

Kofman V. Ya.

The use of desalinated water for the needs of irrigation (review)

Summary

In quite a few foreign countries that suffer from water scarcity (Spain, Israel, Australia, Cyprus, OAE, Chile, China) and that are located in the regions with arid climate noticeable success has been reached or major developments in the field of using desalinated sea or underground water for irrigation have been initiated. The main technologies of water desalination for agricultural needs are reverse osmosis, ion exchange, electrodialysis. The factors that are constraining at this time large-scale deployment of desalinated water in irrigation practice include the high cost of desalination; the need of placing desalination plants close to agricultural fields; discharge of toxic concentrate from desalination process; the need of ensuring safety and remineralization of desalinated water. Quite a few research works in this field have been dedicated to the improvement of the energy efficiency of desalination, development of the improved irrigation schemes and selection of arable crops that could be irrigated with desalinated water with the highest economic benefit. Anyhow the steady increase of investments into the given field in foreign countries indicates that desalinated water can be definitely adapted for agricultural needs.

Key words

, , , , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2

02 2019

Номер 2 / 2019

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№2|2019

МИНСКОМУ ВОДОПРОВОДУ – 145 ЛЕТ

bbk 000000

 

Аврутин О. А.

Дело, которому мы служим

Аннотация

Невозможно переоценить дело, которому мы служим. Обеспечение жителей г. Минска водой и услугами водоотведения – ответственная задача, которую успешно решает коллектив УП «Минск­водоканал».
История развития предприятия насчитывает 145 лет кропотливого, ежедневного труда нескольких поколений работников. Для сотен людей оно стало судьбой.


 

№2|2019

МИНСКОМУ ВОДОПРОВОДУ – 145 ЛЕТ

bbk 000000

УДК 628.16.065.2

Ахмадиева Ю. И., Сазанова Н. И.

Оценка эффективности алюмосодержащих коагулянтов
для очистки малозагрязненных поверхностных вод
на примере УП «Минскводоканал»

Аннотация

УП «Минскводоканал» постоянно совершенствует технологии водоподготовки с целью повышения качества питьевой воды и услуг водоснабжения. Одним из перспективных направлений совершенствования технологии подготовки питьевой воды из поверхностного источника на очистной водопроводной станции г. Минска является поиск новых эффективных реагентов, в частности коагулянтов на основе солей алюминия. Приведены данные, характеризующие качество природной воды, поступающей на обработку. Представлена технологическая схема подготовки питьевой воды. Рассмотрены вопросы объективной оценки эффективности исследуемых коагулянтов с получением достоверных результатов, подтверждаемых в производственных условиях. Определены основные контролируемые параметры природной и обработанной коагулянтами воды, приведены методики их измерения. Показаны постановка лабораторного эксперимента и моделирование технологического процесса в лабораторных условиях. Разработана универсальная программа проведения лабораторных испытаний алюмосодержащих коагулянтов. Разработана методика обработки и анализа данных с получением статистически достоверных результатов. Обозначены периоды выполнения испытаний коагулянтов новых марок, позволяющие учитывать сезонные и годовые колебания состава химических и микробиологических компонентов исходной воды для подбора коагулянтов, эффективных в течение всего года.

Ключевые слова

, , , ,

 

№2|2019

МИНСКОМУ ВОДОПРОВОДУ – 145 ЛЕТ

bbk 000000

УДК 628.35

Дубовик О. С., Маркевич Р. М., Антонов К. В.

Совершенствование биологической очистки сточных вод
от соединений азота и фосфора в условиях каскадной денитрификации

Аннотация

Ввиду постоянно возрастающих требований к очистке сточных вод оптимизация и интенсификация работы очистных сооружений становятся одними из приоритетных направлений. На Минской очистной станции технологическая схема биологической очистки сточных вод представлена классическими аэротенками и аэротенками с организованной в них схемой каскадной денитрификации. Основным компонентом такой схемы является отсутствие внутреннего рецикла и возможность рассредоточенного поступления осветленных сточных вод по зонам аэротенка. Это обусловливает наличие легоокисляемых органических веществ в каждой аноксидной зоне. Ввиду увеличения концентраций загрязнений в поступающих сточных водах и ужесточения требований к их очистке интенсификация биологической стадии является важным аспектом при эксплуатации очистных сооружений. Целью исследования стала схема каскадной денитрификации на действующих очистных сооружениях, для оптимизации которой использовались различные варианты распределения осветленных сточных вод по зонам аэротенка. Сточные воды, поступающие на каскадную денитрификацию, характеризуются недостаточным количеством органических веществ ввиду значительной доли производственных стоков. Для увеличения количества органических веществ было решено вывести из эксплуатации первичный отстойник, а также уменьшить частоту выгрузки осадка. После выбора оптимального распределения осветленных сточных вод по зонам аэротенка и увеличения нагрузки по органическим веществам эффективность удаления фосфора фосфатов повысилась с 60 до 75%, азота общего – с 61 до 67%.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№2|2019

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.1.032

Чеснокова С. М., Савельев О. В.

Оценка качества воды децентрализованных источников водоснабжения г. Владимира

Аннотация

Рассмотрено влияние хлорирования питьевой воды на ее органолептические свойства, представляющие опасность для здоровья населения. Изучены санитарно-гигиенические показатели воды, соответствие требованиям ее физиологической полноценности, интегральная токсичность вод децентрализованных источников водоснабжения г. Владимира. Установлено, что вода во всех исследованных объектах, используемых населением в качестве альтернативных источников питьевой воды, по содержанию макроэлементов физиологически полноценна и соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям. По содержанию микроэлементов (фтора и йода) во всех объектах исследования вода физиологически не полноценна и не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Концентрация фтора в изученных источниках децентрализованного водоснабжения и в водопроводной воде Нерлинского водозабора варьируется от 0,1 до 0,3 мг/дм3, что значительно меньше нижнего предела физиологической полноценности и ПДК. Йод в рассмотренных источниках обнаружен не был. В воде ряда родников и колодцев г. Владимира обнаружены нитраты в концентрациях, значительно превышающих ПДК для питьевой воды. Вода двух родников, расположенных в г. Владимире, проявила слабую токсичность для рачков Daphnia magna Sr., что свидетельствует о наличии в них следовых количеств опасных для здоровья человека токсичных веществ.

Ключевые слова

, , , ,

 

№2|2019

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ КАНАЛИЗАЦИИ

bbk 000000

 

Козлов М. Н.

Зарождение московской инженерно-технологической школы очистки сточных вод  (часть 1)

Аннотация

Эта публикация открывает цикл исторических статей, посвященных автором развитию московской инженерно-технологической школы очистки сточных вод с момента ее становления до наших дней. Столь длительный период не уложился в рамки одной короткой статьи, поскольку хотелось бы упомянуть как можно больше участников событий и не пропустить чего-то важного. Поэтому весь 137-летний период будет представлен в серии статей. Автор заранее выражает свою признательность тем, кто захотел бы дополнить излагаемый материал, и приносит извинения за то, что мог кого-то не упомянуть. Все предложения по дополнению исторического материала будут с благодарностью рассмотрены и впоследствии опубликованы.


 

№2|2019

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

УДК 620.197:628.132:691.32

Измайлов И. А., Розовская Т. А.

Ремонт и защита бетонных и железобетонных резервуаров систем водоснабжения и водоотведения

Аннотация

Приведены основные механизмы разрушения бетона конструкций очистных сооружений в процессе эксплуатации. Предложены методы восстановления работоспособности и увеличения долговечности конструкций с использованием специализированных ремонтных и защитных составов. Особую сложность при проведении ремонтных работ представляет засоленность бетона, что характерно, например, для коллекторов промышленных сточных вод. Представлены результаты исследования адгезии ремонтных составов к засоленному бетону при применении различных методов подготовки основания, в том числе с использованием полимерсиликатного грунтовочного состава. Обработка поверхности бетона данным составом позволяет существенно повысить прочность сцепления ремонтного состава с бетоном, тем самым обеспечивая совместную работу материалов в зоне ремонта. Рассмотрены основные принципы выбора эффективной системы материалов при проведении восстановительных работ на различных гидротехнических сооружениях. Совместное использование полимерсиликатной пропитки Маногард ПСМ и быстротвердеющего безусадочного ремонтного состава Стармекс РМ5 позволяет обеспечить совместную работу бетона конструкции и отремонтированного участка как единого целого за счет высокой прочности сцепления, равной когезионной прочности самого бетона. Применение в качестве метода вторичной защиты поверхности бетона от коррозии полимерцементного состава Стармекс Сил Флекс позволяет получить водонепроницаемое абразивостойкое покрытие, обладающее также стойкостью к растворенным в воде кислотам и щелочам.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№2|2019

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

bbk 000000

УДК 681.518

Крицкий Г. Г.

Инженерная инфраструктура города  и цифровые технологии

Аннотация

Интеграция всех направлений развития программного обес­печения при переходе на цифровые технологии позволит создать единую высоконадежную информационную среду города. Использование цифровых технологий приведет к исключению негативного влияния человеческого фактора на эксплуатацию инженерных коммуникаций. Под электронной моделью системы водоснабжения и водоотведения понимается математическая модель этих систем, привязанная к топографической основе города с учетом кадастрового деления территории и предназначенная для имитационного моделирования их режимов работы. В специализированной географической информационной системе ZuluGIS структура слоя инженерных коммуникаций создается автоматически, формируются объекты этого слоя и режимы их работы. Процесс нанесения инженерных сетей на карту города максимально автоматизирован. При этом автоматически создается топологически связанный граф сети с привязкой соответствующих баз данных к каждому объекту. Электронную модель системы водоснабжения и водоотведения целесообразно увязывать в единую информационную систему города с единой топографической основой, единой адресной базой с разделением доступа пользователей в соответствии с профилем деятельности эксплуатационной организации. Ориентировочная оценка эффективности внедрения программного обеспечения может быть произведена по оценочным значениям затрат. При использовании оценочных значений затрат экономический эффект будет рассчитан с некоторой погрешностью, но тем не менее поз­волит оценить выгоду и необходимость приобретения программного обеспечения.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№2|2019

ЗА РУБЕЖОМ

bbk 000000

УДК 631.67:628.165

Кофман В. Я.

Использование опресненной воды для нужд ирригации
(обзор)

Аннотация

В целом ряде зарубежных стран (Испания, Израиль, Австралия, Кипр, ОАЭ, США, Чили, КНР), испытывающих дефицит водоснабжения и находящихся в регионах с засушливым климатом, достигнуты заметные успехи или инициированы масштабные разработки в области использования для ирригации опресненной морской или подземной воды. Основными технологиями опреснения воды для нужд сельского хозяйства являются обратный осмос, ионный обмен, электродиализ. К факторам, сдерживающим на данном этапе широкое внедрение опресненной воды в практику ирригации, относятся высокая стоимость опреснения, необходимость размещения опреснительных установок вблизи сельскохозяйственных площадей, сброс токсичного концентрата опреснения, необходимость обеспечения безопасности и реминерализации опресненной воды. Значительное количество исследовательских работ в данной области посвящено повышению энергоэффективности опреснения, разработке более совершенных схем ирригации и выбору сельскохозяйственных культур, культивирование которых на опресненной воде связано с наибольшим экономическим эффектом. В любом случае неуклонный рост инвестиций в данную проблематику в зарубежных странах свидетельствует о безусловной возможности адаптации опресненной воды для нужд сельского хозяйства.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

confer 2019 04 19 200х200

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2