01 2019

Number 1 / 2019

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№1|2019

WATER INDUSTRY

bbk 000000

UDC  628.811

BOROVICKAJA Je. Ju.

Natural specifics of underground water deposits of the intermorainic complex of the Kurortnyi district of Saint-Petersburg

Summary

The problems of estimating the resources of underground water under complicated hydrogeological conditions of the intermorainic water-bearing complex in the Kurortnyi district of Saint-Petersburg are brought up. The complexity of the deposit conditions lie in the irregularity of the lithological composition and capacity of the water-bearing material in relation to the depth and strike as well as in the determination of factors of formation and replenishment of the underground water deposits in the process of their exploitation. Such deposits, as a rule, are associated with the areas of ancient buried valleys and contain significant stocks of fresh underground water available for drinking purposes. In the Kurortnyi district «Molodezhnoe», «Zelenogorskoe», «Solnechnoe» deposits are located within the boundaries of the cognominal communities. The underground water resources amount to about 15–30 thousand m3/day, deep well flow rate – 2–5 thousand m3/day. Under the conditions of the complicated natural specifics of the deposits estimating the underground water resources by traditional methods of hydrodynamic calculations gives highly distorted results. The best-attested results are obtained during the development of a computational geofiltration model. The option of calculating underground water resources by the mathematical model method is considered. The principle stages of designing a computational geofiltration model through the example of «Molodezhnoe» deposit are given.

Key words

, , , , ,

 

№1|2019

WATER AND WASTEWATER COMPANIES (VODOKANALS) IN RUSSIA

 

bbk 000000

UDC 504.062.4

Kuz'mina L. V., Khoroshil’tseva T. A.

Internal audit of management systems as a tool of the management process improvement

Summary

Case study of the experience of SUE «Vodokanal of St. Petersburg» demonstrates the importance of carrying out internal audits of the environment management and quality management systems for the improvement of the management process. The advantages that the enterprises are gaining upon having introduced and certified the management systems are presented. The process of internal audit is proposed and described in details. It is shown how the internal audit provides for the add-on value in the enterprise activities. The add-on value of the audit is considered as an aggregate of three components: administrative component (supplying top managers with the information on the capability to reach the set objectives), production component (identification of problems elimination of which can improve the efficiency of the enterprise and, consequently, improve the satisfaction of all the stakeholders), and economic component (resource optimization). Internal audit of the management systems is a tool for determining and analyzing «bottlenecks» in organizational processes, in the development of timely correcting measures for the improvement of the enterprise activities. The priorities in audit execution are shown. Examples of using the audit results in the improvement of the management processes are set.

Key words

, , , , ,

 

№1|2019

WATER AND WASTEWATER COMPANIES (VODOKANALS) IN RUSSIA

 

bbk 000000

UDC 628.1/.2:65.012.6

Gvozdev V. A., Kurganov Iu. A.

SUE «Vodokanal of St. Petersburg»: measures on import substitution in-progress

Summary

Measures that SUE «Vodokanal of St. Petersburg» is implementing to promote domestic production of goods for water and wastewater utilities are presented. The import substitution policy maintained at the enterprise already delivers positive results. The share of imported products in total purchases in 2017 was reduced from 30% in 2014 to 1.5%. Beginning from 2015 Vodokanal of St. Petersburg has been in close contact with the Russian enterprises-manufacturers of products for water and wastewater utilities. Joint activities on promoting Russian products are carried out on the principles of transparent information exchange and co-resolution of arising problems. At present the problem of import substitution of tubular products has been practically solved. There are domestic manufacturers of shutoff and control valves and pumping equipment, and foreign brands that have established local manufacturing in Russia. In the process of reconstruction domestic water meters, pressure gauges and pumping equipment are used. Besides, in the Southern water supply zone «NEMO-AQUA» domestic software has been introduced. In order to overcome the technological inferiority of the Russian industry establishing domestic production of goods with improved characteristics compared to available similar products is required. This approach will provide for increasing the share of applied innovative technologies, products and materials.

Key words

, , , , , ,

 

№1|2019

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 661.183.2

Mukhin V. M.

Activated carbon based on anthracite with high volumetric microporosity for water treatment

Summary

A new approach to the assessment of microporous structure and adsorption properties of activated carbon per unit volume has been substantiated. A few stage GAC technology for activated carbon production on the basis of anthracite has been developed. The qualitative characteristics of activated carbons made of anthracite from various regions of Russia have been studied and the affinity of their adsorption properties and strength characteristics is shown. The studies of adsorption properties of GAC (ground anthracite sorbent) activated carbon in drinking water treatment under static and dynamic conditions were carried out. The efficiency of activated carbon made of anthracite in removing heavy metal ions from wastewater from gold beneficiation plants is demonstrated. High adsorption capacity of GAC activated carbon both in relation to organic and inorganic pollutants in industrial water and wastewater treatment provides for its high efficiency in water supply and wastewater disposal systems. The study results showed that replacing sand or hydroanthracite media with active anthracite (eliminating the construction of a separate block with activated carbon) at the existing municipal water treatment facilities will provide for saving 150 billion rubles because the packed density of active anthracite is comparable to the packed density of quartz sand. Anthracite is not washed during filtration facilities backwash; with that both filtration of mechanical pollutants and sorption of molecular toxicants take place. As a result high quality drinking water is obtained without substantial expenditures.

Key words

, , , , ,

 

№1|2019

WATER SUPPLY SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.218

Chupin R. V., Fam Ngok Min’

Optimization of the structure and parameters of the developing group water supply systems

Summary

Group water supply systems many of which are high-power and capital-intensive facilities have been widely practiced on the arid territories of Russia. In designing and developing these facilities substantiation of their structure and parameters has been the most important task. Based on flow-oriented models and optimization methods a method is proposed that provides for the solution of the following problems both as a whole and separately: optimization of the location and capacity of underground and surface water intake facilities; optimization of the location, capacity and composition of water treatment facilities; selection of the route of group pipelines and their optimal diameters; optimal distribution of the construction of new and upgrade of the existing network sections under the conditions of limited investments. The methodology of the optimal design is based on the comparison of cost, technical, reliability, ecological characteristics of the analyzed construction and operation options of group water supply systems. The main process parameters of the designed water supply systems are determined by their cost in the optimization criterion on the basis of which the best option for the future construction and operation of group water supply systems is chosen. Reliability, controllability, and aseismic strength are taken into account in terms of definite limitations of both technical parameters and investments into the construction and operation of group water supply systems. Based on the proposed method and designed program the substantiation of the structure and parameters of group water supply systems in the Irkutsk Region was developed.

Key words

, ,

 

№1|2019

WATER RECYCLING SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.179.2

Balaev I. S., Gert A. A., Spiridonov N. E.

Problems in operating return water cycles and new approaches
to their solution

Summary

The main problems arising in operating water return cycles in process systems with the use of fan-cooling towers are described. These are biological fouling and slime deposits on the heat exchangers, water distributors and cooling tower fillers. The comparative data on the standard requirements to return water and actual data at the industrial enterprises is presented. It is noted that the actual quality of return water does not meet the requirements to the concentration of suspended solids, iron oxides and organic pollutants (permanganate oxidizability, BOD, total microbial count) explaining the difficulties in chemical treatment of return water. A new approach to the calculation of return water pollution with suspended solids in makeup water and air dust for different climatic conditions (flood, winter, drought) at different stripping coefficients is presented. On the basis of the calculations it is concluded that during return water chemical treatment the stripping coefficient shall be preferably maintained less than 2. In order to raise it the removal of suspended solids, iron oxides and organic pollutants from makeup water and part of return water is required. For this purpose by way of example «DYCLAR» technology of dynamic water clarification is presented.

Key words

, , , , , ,

 

№1|2019

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.33:624.144.55

Variushina G. P., Primin O. G.

Practical aspects of operating surface runoff treatment facilities
in winter period

Summary

The core indicators of the operation of surface runoff treatment facilities in winter period are cited. The results of snow melt composition study obtained from the samples of fresh snow and samples taken from road surfaces in Moscow and different industrial areas are presented. The analysis was carried out at the MosvodokanalNIIproject laboratory for municipal, industrial-rain water and sludge treatment. Based on the chemical and analytical studies the multicomponent chemical composition of snow mass was determined that reflected the large-scale impact of anthropogenic and natural factors. The kinetics of the suspended substances in snow melt sedimentation in a snow melter section of the retention tank of the treatment facilities is shown. The process of snow mass melting under the conditions of the operating facilities was studied.  Field measurements of thermophysical properties were carried out, the recommendations on reducing the costs of the energy inputs of the snow melting process and the time of snow mass processing were developed. It was stated that the efficient operation of the retention facilities for industrial surface runoff treatment designed by «Mosvodo­kanalN Iproject» JSC could be maintained throughout the year and served as an example of a water conservation solution.

Key words

, , , ,

 

№1|2019

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.144:532.542/.543

Prodous O. A., Terekhov L. D., Smolin E. S.

Analysis of the international and domestic computing dependencies for the calculation of the head loss in pipelines made of polymer materials

Summary

The computing dependencies regulated by the domestic and international standards for the hydraulic calculation of pressure pipes made of polymer materials are considered. The design values of hydraulic characteristics of 600 mm diameter pressure polyethylene pipes obtained at a test installation (600 mm diameter pipe lined with polyethylene, 35.04 m section length) were compared. The comparative analysis of the computing dependencies used both in Russia and abroad for calculating the head loss in the pipes made of polymer materials was carried out. The priority sequence of using the international and domestic dependencies for hydraulic calculations of pipelines made of polymer materials is recommended.

Key words

, , , , ,

 

№1|2019

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

FESENKO L. N.

XI Международная научно-практическая конференция «Технологии очистки воды – «ТЕХНОВОД–2018»

Аннотация

12–14 декабря 2018 г. в г. Сочи (Красная Поляна) прошла XI Международная научно-практическая конференция «Технологии очистки воды – «ТЕХНОВОД–2018». Мероприятие было организовано Группой компаний «Аурат» (г. Москва) и ООО НПП «Экофес» (г. Новочеркасск) при информационной поддержке Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова и редакции журнала «Водоснабжение и санитарная техника».


 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2

01 2019

Номер 1 / 2019

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№1|2019

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bbk 000000

УДК 628.811

Боровицкая Е. Ю.

Природные особенности месторождений подземных вод межморенного комплекса в Курортном районе  Санкт-Петербурга

Аннотация

Затронуты проблемы оценки запасов подземных вод в сложных гидрогеологических условиях месторождений межморенного водоносного комплекса в Курортном районе Санкт-Петербурга. Сложность условий месторождений заключается в невыдержанности литологического состава и мощности водовмещающих пород по глубине и простиранию, а также в установлении факторов формирования и восполнения запасов подземных вод при их эксплуатации. Подобного рода месторождения, как правило, приурочены к участкам распространения древних погребенных долин и содержат значительные запасы пресных подземных вод, пригодных для водоснабжения. В Курортном районе месторождения «Молодежное», «Зеленогорское», «Солнечное» расположены в пределах одноименных населенных пунктов. Запасы подземных вод составляют 15–30 тыс. м3/сут, расходы скважин – 2–5 тыс. м3/сут. В условиях сложных природных особенностей месторождений оценка запасов подземных вод традиционными методами гидродинамических расчетов, как правило, дает весьма искаженные результаты. Наиболее достоверные результаты достигаются при разработке численной геофильтрационной модели. Рассмотрен вариант подсчета запасов подземных вод методом математического моделирования. Приведены основные этапы создания численной геофильтрационной модели на примере месторождения «Молодежное».

Ключевые слова

, , , , ,

 

№1|2019

ВОДОКАНАЛЫ РОССИИ

bbk 000000

УДК 504.062.4

Кузьмина Л. В., Хорошильцева Т. А.

Внутренние аудиты систем менеджмента как инструмент совершенствования процессов управления

Аннотация

На примере опыта ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» продемонстрирована важность и необходимость проведения внутренних аудитов системы экологического менеджмента и системы менеджмента качества для совершенствования процессов управления предприятием. Приведены преимущества, которые получают предприятия, внедрившие и сертифицировавшие системы менеджмента. Предложен и детально описан процесс проведения внутренних аудитов. Показано, каким образом внутренний аудит создает добавленную ценность в деятельности предприятия. Добавленная ценность аудита рассмотрена как совокупность трех составляющих: управленческая (предоставление информации высшему руководству относительно способности достигать поставленные цели), производственная (идентификация проблем, которые в случае их устранения улучшат деятельность предприятия и соответственно повысят удовлетворенность всех заинтересованных сторон) и экономическая (оптимизация ресурсов). Внутренний аудит систем менеджмента – это инструмент для определения и анализа «узких мест» в функционировании процессов организации, разработки свое­временных корректирующих мероприятий для улучшения и совершенствования деятельности предприятия. Показаны приоритеты при проведении аудитов. Приведены примеры использования результатов аудита для совершенствования процессов управления предприятием.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№1|2019

ВОДОКАНАЛЫ РОССИИ

bbk 000000

УДК 628.1/.2:65.012.6

Гвоздев В. А., Курганов Ю. А.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: реализуемые мероприятия по импортозамещению

Аннотация

Представлены мероприятия, которые проводит ГУП «Водо­канал Санкт-Петербурга» для стимулирования отечественного производства продукции для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Политика по импортозамещению на предприятии уже дает положительные результаты. Доля импортной продукции в общем объеме закупок сократилась с 30% в 2014 г. до 1,5% в 2017 г. Водоканал Санкт-Петербурга с 2015 г. находится в тесном контакте с российскими предприятиями – производителями продукции для водопроводно-канализационного хозяйства. Ведется совместная работа по продвижению российской продукции на принципах прозрачного обмена информацией и решения возникающих проблем. В настоящее время практически решен вопрос по импортозамещению трубной продукции. Имеются отечественные производители запорно-регулирующей арматуры и насосного оборудования, а также предприятия зарубежных брендов, обеспечивших локализацию производства в России. При реализации мероприятий по реконструкции используются отечественные приборы учета воды, датчики давления и насосное оборудование. Кроме того, в Южной зоне водоснабжения внедрена отечественная разработка – программное обеспечение «НЕМО-АКВА». Для снижения технологического отставания российской промышленности необходимо создание собственной продукции с улучшенными характеристиками, чем у имеющихся аналогов. Данный подход позволит увеличить долю применяемых инновационных технологий, продукции и материалов.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№1|2019

ВОДООЧИСТКА

bbk 000000

УДК 661.183.2

Мухин В. М.

Активный уголь на основе антрацита с высокой объемной микропористостью для очистки воды

Аннотация

Обоснован новый подход к оценке микропористой структуры и адсорбционных свойств активных углей на единицу объема. Разработана малостадийная технология ДАС для получения активных углей на основе антрацита. Исследованы качественные характеристики активных углей из антрацитов различных регионов России и показана близость их адсорбционных свойств и прочностных характеристик. Проведены исследования адсорбционных свойств активных углей ДАС (дробленый антрацитовый сорбент) в процессе очистки питьевой воды в статических и динамических условиях. Показана эффективность активных углей из антрацита при очистке сточных вод золотоизвлекательных фабрик от ионов тяжелых металлов. Высокая адсорбционная способность активного угля ДАС как по органическим, так и по неорганическим загрязнителям при промышленной водоподготовке и очистке производственных сточных вод позволяет прогнозировать его высокую эффективность в системах водоснабжения и водоотведения. Результаты исследований показали, что замена песчаной или гидроантрацитовой загрузки активным антрацитом (без строительства отдельного блока с активным углем) на действующих системах водоснабжения городов позволит сэкономить 150 млрд руб., так как насыпная плотность активного антрацита сравнима с насыпной плотностью кварцевого песка. Антрацит не вымываeтся при обратной промывке фильтрационного блока, при этом происходит как фильтрация механических загрязнений, так и сорбция молекулярных токсикантов. В результате получается высококачественная питьевая вода без существенных капитальных затрат.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№1|2019

СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.218

Чупин Р. В., Фам Нгок Минь

Оптимизация структуры и параметров развивающихся систем группового водоснабжения

Аннотация

На безводных территориях России широкое распространение получили системы группового водоснабжения, многие из которых являются мощными и капиталоемкими сооружениями. При проектировании и развитии таких сооружений важнейшими являются задачи обоснования их структуры и параметров. На основе потоковых моделей и методов оптимизации предлагается методика, позволяющая в комплексе и отдельно решать следующие задачи: оптимизировать места расположения и производительности водозаборных сооружений из поверхностных и подземных источников воды; оптимизировать места установки, производительность и состав водопроводных очистных сооружений; выбирать трассу групповых трубопроводов и их оптимальные диаметры; при ограниченных инвестициях оптимально распределять их в строительство новых и реконструкцию существующих участков сети. Методология оптимального проектирования основывается на сопоставлении стоимостных, технических, надежностных, экологических характеристик анализируемых вариантов строительства и эксплуатации сис­тем группового водоснабжения. Основные технологические параметры проектируемых систем водоснабжения определяют через их стоимость в критерии оптимизации, на основе которого и выбирается лучший вариант для последующего строительства и эксплуатации систем группового водоснабжения. Надежность, управляемость и сейсмостойкость учитываются в виде ограничений определенного вида как на технические параметры, так и на инвестиции в строительство и эксплуатацию систем группового водоснабжения. На основе предложенной методики и разработанной программы проведено обоснование структуры и параметров систем группового водоснабжения Иркутской области.

Ключевые слова

, ,

 

№1|2019

СИСТЕМЫ ОБОРОТНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.179.2

Балаев И. С., Герт А. А., Спиридонов Н. Е.

Проблемы при эксплуатации водооборотных циклов и новые подходы к их решению

Аннотация

Описаны основные проблемы, возникающие при эксплуатации водооборотных циклов в технологических комплексах с использованием вентиляторных градирен. Это биологическое обрастание и слизистые отложения на теп­лообменниках, водораспределителях и оросителях градирен. Представлены сравнительные данные нормативных требований к оборотной воде и фактических показателей на промышленных предприятиях. Отмечено, что реальное качество оборотной воды не соответствует требованиям по содержанию взвешенных веществ, окислов железа и органическим загрязнениям (перманганатная окисляемость, БПК, общее микробное число), что объясняет трудности реагентной обработки оборотной воды. Представлен новый подход к расчету загрязнений оборотной воды взвешенными веществами с подпиточной водой и с пылью из воздуха для различных климатических условий (паводок, зима, период засухи) при разных коэффициентах упаривания. На основании расчетов сделан вывод, что при реагентной обработке оборотной воды коэффициент упаривания предпоч­тительно поддерживать не более 2. Для его повышения необходимо производить очистку подпиточной и части оборотной воды, обеспечивая удаление взвешенных веществ, окислов железа и органических загрязнений. Для этой цели в качестве примера представлена технология динамического осветления воды «ДИКЛАР».

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№1|2019

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.33:624.144.55

Варюшина Г. П., Примин О. Г.

Практические аспекты эксплуатации очистных сооружений поверхностных сточных вод в зимний период

Аннотация

Приведены основные показатели работы очистных сооружений поверхностных стоков в зимний период. Представлены результаты исследований состава снеговых вод, полученных из проб свежевыпавшего снега и отобранных с дорожных покрытий Москвы и промышленных объектов различных отраслей промышленности. Анализ выполнен лабораторией обработки городских, промышленно-дождевых вод и осадка АО «МосводоканалНИИпроект». На основании химико-аналитических исследований выявлен многокомпонентный химический состав снежной массы, отражающий масштабное воздействие антропогенных и природных факторов. Показаны результаты кинетики осаждения взвешенных веществ, содержащихся в снеговой воде, которое происходит в секции-снеготаялке накопительной емкости очистных сооружений. Изучен процесс плавления снежной массы в условиях действующих сооружений. Произведены натурные измерения теплофизических параметров, разработаны рекомендации по сокращению затрат на энергоносители при плавлении снега и времени обработки снежной массы. Установлено, что эффективная эксплуатация разработанных АО «МосводоканалНИИпроект» сооружений накопительного типа для очистки поверхностных стоков промышленных предприятий и объектов может осуществляться в течение всех сезонов года и является одним из примеров решения рационального водопользования.

Ключевые слова

, , , ,

 

№1|2019

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 628.144:532.542/.543

Продоус О. А., Терехов Л. Д., Смолин Е. С.

Анализ зарубежных и отечественных расчетных зависимостей для определения потерь напора в трубопроводах из полимерных материалов

Аннотация

Рассмотрены нормированные отечественными и зарубежными стандартами расчетные зависимости для гидравличес­кого расчета напорных труб из полимерных материалов. Проведено сравнение расчетных значений гидравлических характеристик труб диаметром 600мм из напорного полиэтилена с результатами, полученными на экспериментальном стенде (диаметр труб, облицованных покрытием из полиэтилена, 600 мм, длина участка 35,04 м). Проведен сравнительный анализ расчетных зависимостей, используемых в России и за рубежом, для определения потерь напора в трубопроводах из полимерных материалов. Рекомендована приоритетная последовательность использования зарубежных и отечественных зависимостей для проведения гидравлического расчета трубопроводов из полимерных материалов.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№1|2019

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

Фесенко Л. Н.

XI Международная научно-практическая конференция «Технологии очистки воды – «ТЕХНОВОД–2018»

Аннотация

12–14 декабря 2018 г. в г. Сочи (Красная Поляна) прошла XI Международная научно-практическая конференция «Технологии очистки воды – «ТЕХНОВОД–2018». Мероприятие было организовано Группой компаний «Аурат» (г. Москва) и ООО НПП «Экофес» (г. Новочеркасск) при информационной поддержке Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова и редакции журнала «Водоснабжение и санитарная техника».


 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

confer 2019 04 19 200х200

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2