08 2019

Number 8 / 2019

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№8|2019

«MOSVODOKANALNIIPROJECT» JSC – 80 YEARS

bbk 000000

 

Stepanov M. A.

80th Anniversary of «MosvodokanalNIIproject» Institute. Our way


 

№8|2019

«MOSVODOKANALNIIPROJECT» JSC – 80 YEARS

bbk 000000

 

Klimova L. A.

Our family of design engineers


 

№8|2019

«MOSVODOKANALNIIPROJECT» JSC – 80 YEARS

DOI 10.35776/MNP.2019.08.03

UDC 628.1/.2:550.8.02

Primin O. G.

Science to the 80th anniversary of «MosvodokanalNIIproject» JSC

Summary

The information on the activities of the research division of «MosvodokanalNIIproject» Institute on the eve of its 80th anniversary is presented. The main direction is research in the field of improving the reliability and environmental safety of urban life support engineering systems. In recent years large-scale scientific and technical programs and draft master plans of the development of water management at the federal, regional and urban levels have been compiled. A methodology has been developed to select process flow schemes of natural water treatment for drinking purposes based on the principle of the best available technologies. Scientific support is provided for the operation and design of life support engineering systems for the city of Moscow. The Institute is applying innovative solutions in the following areas: natural and wastewater treatment technologies; automation of water treatment and waste processing; planning the upgrade and development of the water distribution and sewer networks of the city in order to reduce all types of water losses; selection of technologies and methods of trenchless pipe repair and laying without excavation; development of systems of solid waste disposal, processing and utilization of industrial and consumer waste; development of electronic models of water supply and wastewater disposal systems in cities and settlements of Russia; information technologies for monitoring the operation of water supply and wastewater disposal systems.

Key words

, , , , ,

 

№8|2019

DRINKING WATER SUPPLY

DOI 10.35776/MNP.2019.08.04

UDC 628.1:543.31

Govorov O. B., Govorova Zh. M., Rudich Ul’iana

Changes in the quality of natural water from a public water supply source during transportation

Summary

The issues of the water quality transformation from a natural water supply source during transportation by long-distance water mains from the water intake to the water treatment facilities site and the reasons affecting the changes in the qualitative composition of water are considered. The results of the studies on the changes in the water quality of a natural water source characterized by low turbidity, medium color, seasonal growth of phytoplankton and the concentration of organic compounds are presented. It has been established that in certain periods of the year both the improvement and deterioration of the quality of water transported by water mains by several times occur in terms of the following indicators: permanganate value, total microbial count, phytoplankton count and biomass, resulting in several times increase in the pollution load on the treatment facilities and decrease in the efficiency of the water treatment process. Continuous monitoring and systematization of data on the changes in water quality will make it possible to timely adjust the modes and parameters of water treatment plants, thereby ensuring sustainable water treatment efficiency according to the regulatory requirements.

Key words

, , , ,

 

№8|2019

SURFACE RUNOFF TREATMENT

DOI 10.35776/MNP.2019.08.05

UDC 628.212.2

Variushina G. P.

Surface runoff disposal – an important contribution to the protection of water bodies

Summary

Information on the research and design solutions developed by the experts of «MosvodokanalNIIproject» JSC in the field of surface runoff treatment from the territory of Moscow, the causes of water sources pollution with raw surface runoff in the 1970s. The basic characteristics of the complexes for the enhanced treatment of surface runoff, the developed projects of wastewater treatment facilities for industrial enterprises with a catchment area of 0.3; 1; 5; 10 and 15 ha. It is shown that the effectiveness of surface runoff treatment meets the requirements to water bodies of commercial fishing importance. At the same time, for dewatering of sludge generated in the retention basin of wastewater treatment facilities, a grit dewatering bay is included into the process flow scheme, and an oil separator is used to collect floating oil products. The novelty of the developed technology for neutralization of surface runoff and sludge treatment has been acknowledged by five patents of the Russian Federation, approved by Gosstroy of the Russian Federation, the Central Department of Fisheries Examination and Review and Protection and Renewal and Acclimatization Standards, the Moscow City and Moscow Region Sanitary Service, Moskompriroda and Mosgosekspertiza services. The contribution of the research workers of the laboratory for the treatment of natural, industrial-storm wastewater and sludge processing to the solution of problems of surface runoff treatment is demonstrated. The information about the history of development and promising areas of research activity of the laboratory, its plans in the organizational, methodological and educational work with young professionals is given.

Key words

, , , , , , ,

 

№8|2019

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

DOI 10.35776/MNP.2019.08.06

UDC 628.22

Vereshchagina L. M., Ten A. E., Gromov G. N., Khudiakova Dar’ia

Method of hydraulic calculation of the innovative designs
of surface runoff disposal

Summary

The method of hydraulic calculation of open canals of the surface runoff drainage system ACO Qmax is presented. The canals are designed to collect and drain surface (rain, snowmelt and street flush water) runoff from urban areas of various functional purposes: parking lots, warehouse complexes, shopping centers, transport terminals, highways, service area facilities, industrial areas with heavy traffic, marine and river terminals, airfields, sports facilities, local park and other areas where the use of open drainage systems is allowed. The method was developed by the experts of MosvodokanalNIIproject JSC taking into account the legislative, regulatory and procedural documents of the Russian Federation governing the design of systems for the removal and treatment of surface runoff from the territory of settlements. The method is based on the results of experimental studies on determining the hydraulic characteristics of canals of the ACO Qmax drainage system that are a sort of open systems and are widely used in the EU countries for land improvements.

Key words

, , , ,

 

№8|2019

ARCHITECTURE AND STRUCTURES OF TREATMENT FACILITIES


DOI 10.35776/MNP.2019.08.07

UDC 628.1/.2:72

Sedov A. M.

Architectural view – continued

Summary

The architecture department of the «MosvodokanalNIIproject» JSC, in addition to designing harmonious appearance and interiors of the facilities always solves the problem of providing for logical and clear space-planning structural arrangement of buildings, ensuring the optimal functioning of technological processes and engineering systems, comfortable working conditions for the staff. Based on this approach, for the last 5 years numerous projects have been developed and implemented that are considered in terms of specific
features and requirements of architecture design. The most significant water and wastewater treatment projects are presented. Of these there is reconstruction of the Kuryanovo and South-Butovo wastewater treatment facilities in Moscow, construction of water treatment facilities at the Western water treatment plant. The issue of designing wastewater treatment facilities in the territory of New Moscow, in particular, in the village of Rogovo, is touched upon. The expanding segment of designing urban sanitation facilities is considered in detail. Of these are «EcoTechnoPark «Kaluga». Successful case studies of cooperating with third-party contractors, in particular, on the Moscow oil refinery, and the Khovrinskaia pumping station are presented.

Key words

, , ,

 

№8|2019

LAWS, STANDARDS, NORMATIVES

DOI 10.35776/MNP.2019.08.08

UDC 006.3:628.1

Pavlinova I. I.

Regulatory and legal framework in the field of water supply and sanitation

Summary

At present the approach to the process of developing a new regulatory framework and product quality control has been essentially changed. «MosvodokanalNIIproject» JSC already 80 years has been designing water supply and sanitation systems with the use of the RF regulatory and legal framework. Aside from designing the Institute has been well experienced in developing regulatory documents (sanitary norms and rules, codes of practice etc.). The analysis of the regulatory and legal framework conducted in the field of designing, constructing and operating water supply and sanitation systems shows that this matter has been settled at the federal level; however, at the regional level its in-depth analysis is needed. Every so often improvement and, in some cases, revision of the approved key documents is required. Avoiding shortfalls in the regulatory framework is possible only with the careful analysis of the technical and technological solutions involving a wide range of experts and with the correct amendments to the effective regulatory and legal acts.

Key words

, , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

08 2019

Номер 8 / 2019

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№8|2019

АО «МОСВОДОКАНАЛНИИПРОЕКТ» – 80 ЛЕТ

bbk 000000

 

Степанов М. А.

80 лет институту «МосводоканалНИИпроект».  Наш путь

Аннотация

История института «МосводоканалНИИпроект» восходит к 1939 г., когда он был создан на базе проектных контор трестов «Мосводопровод», «Мосочиствод», «Мосводострой», «Мосстройканализация» для решения задач, намеченных первым Генеральным планом развития и реконструкции Москвы (1935 г.), в котором предусматривалось интенсивное жилищное строительство и развитие промышленности и отраслей городского хозяйства города.


 

№8|2019

АО «МосводоканалНИИпроект» – 80 лет

bbk 000000

 

Климова Л. А.

Наша проектная семья

Аннотация

«Институту 80 лет. Приглашаем Вас на юбилей». За последние несколько месяцев эта фраза все чаще звучала в стенах нашего института. Кто-то вежливо улыбался, кто-то радостно принимал приглашение, но чаще всего удивленно и непонимающе переспрашивали: «Вам 80? Как, уже?» И действительно, совсем недавно отмечали 70, потом 75 лет…


 

№8|2019

АО «МОСВОДОКАНАЛНИИПРОЕКТ» – 80 ЛЕТ

DOI 10.35776/MNP.2019.08.03

УДК 628.1/.2:550.8.02

Примин О. Г.

Наука к 80-летнему юбилею  АО «МосводоканалНИИпроект»

Аннотация

Приводятся сведения о деятельности научной части института «МосводоканалНИИпроект» в канун его 80-летнего юбилея. Основное направление – работы в области повышения надежности и экологической безопасности городских систем инженерного жизнеобеспечения города. В последние годы разработаны крупномасштабные научно-технические программы и проекты генеральных схем развития водного хозяйства федерального, регионального и городского уровней. Создана методология выбора технологических схем очистки природных вод для питьевых целей на основании принципа наилучших доступных технологий. Осуществляется научное сопровождение эксплуатации и проектирования инженерных систем жизнеобеспечения г. Москвы. Институт обладает инновационными решениями в следующих областях: технологии очистки природных и сточных вод; автоматизация технологических процессов при очистке воды и переработке отходов; планирование модернизации и развития водопроводной и канализационной сетей города с целью снижения всех видов потерь воды; выбор технологий и методов бестраншейного ремонта и прокладки труб без проведения земляных работ; разработка систем мусороудаления, переработки и утилизации отходов производства и потребления; разработка электронных моделей систем водоснабжения и водоотведения городов и поселений России; информационные технологии для контроля эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№8|2019

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

DOI 10.35776/MNP.2019.08.04

УДК 628.1:543.31

Говоров О. Б., Говорова Ж. М., Рудич У. С.

Изменение качества природной воды источника централизованного водоснабжения при ее транспортировке

Аннотация

Рассмотрены вопросы трансформации качества воды природного источника водоснабжения при ее транспортировке по водоводам большой протяженности – от водозабора до площадки водопроводных очистных сооружений и причины, влияющие на изменение качественного состава воды. Приведены результаты исследований изменения качества воды природного водоисточника, характеризующегося малой мутностью, средней цветностью, сезонным развитием фитопланктона и содержанием органических соединений. Установлено, что в отдельные периоды года происходит как улучшение, так и ухудшение качества транспортируемой по водоводам воды по показателям: перманганатная окисляемость, общее микробное число, численность и биомасса фитопланктона в несколько раз, вследствие чего возрастает в несколько раз нагрузка на сооружения по загрязняющим веществам и снижается эффективность процесса водоочистки. Постоянный мониторинг и систематизация данных по изменению качества воды позволят своевременно корректировать режимы и параметры работы водоочистных сооружений, тем самым обеспечивая стабильную эффективность очистки воды до нормативных требований.

Ключевые слова

, , , ,

 

№8|2019

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

DOI 10.35776/MNP.2019.08.05

УДК 628.212.2

Варюшина Г. П.

Обезвреживание поверхностного стока –  важный вклад в охрану водных объектов

Аннотация

Приводятся сведения о разработанных специалистами АО «МосводоканалНИИпроект» научных исследованиях и проектных решениях в области очистки поверхностных сточных вод с территории Москвы, причинах загрязнения водоисточников неочищенными поверхностными стоками в 1970-х годах. Представлены основные характеристики комплексов глубокой очистки поверхностных стоков, разработанных проектов очистных сооружений для промышленных предприятий с площадью водосбора 0,3; 1; 5; 10 и 15 га. Показано, что эффективность очистки поверхностных сточных вод соответствует требованиям, предъявляемым к водоемам рыбохозяйственного значения. При этом для обезвоживания осадка, образующегося в накопительном резервуаре очистных сооружений, в технологической схеме предусмотрена песковая площадка, а для сбора плавающих нефтепродуктов – нефтеразделитель. Новизна разработанной технологии обезвреживания поверхностного стока и обработки осадка была подтверждена пятью патентами РФ, одобрена Госстроем РФ, Центральным управлением по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации, Городской санитарной службой Москвы и области, службами Москомприроды и Мосгосэкспертизы. Показан вклад специалистов лаборатории обработки природных, промышленно-дождевых сточных вод и осадка в решение проблем очистки поверхностного стока. Приведена информация об истории развития и перспективных направлениях научной деятельности лаборатории, ее планах в организационно-методической и воспитательной работе с молодыми специалистами.

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№8|2019

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

DOI 10.35776/MNP.2019.08.06

УДК 628.22

Верещагина Л. М., Тен А. Э., Громов Г. Н., Худякова Д. Д.

Методика гидравлического расчета инновационных конструкций системы отвода поверхностных сточных вод

Аннотация

Представлена методика гидравлического расчета открытых каналов (лотков) системы водоотвода АСО Qmax. Каналы предназначены для сбора и отведения поверхностных (дож­девых, талых и поливомоечных) сточных вод с городских территорий различного функционального назначения: паркингов, складских комплексов, торговых центров, транспортных терминалов, автомагистралей, объектов дорожного сервиса, промышленных зон с интенсивным движением грузового автотранспорта, морских и речных причалов, аэродромов, спортивных объектов, внутриквартальных, парковых и других территорий, где допускается использование открытых систем водостока. Методика разработана специалистами АО «МосводоканалНИИпроект» с учетом законодательства и нормативно-методических документов Российской Федерации, регламентирующих проектирование систем отведения и очистки поверхностных сточных вод с территории поселений. В основе методики – результаты экспериментальных исследований по определению гидравлических характеристик каналов системы водоотвода АСО Qmax, которые являются разновидностью открытых лотковых систем и широко используются в странах ЕС для благоустройства территорий.

Ключевые слова

, , , ,

 

№8|2019

АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКЦИИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ


DOI 10.35776/MNP.2019.08.07

УДК 628.1/.2:72

Седов А. М.

Архитектурный взгляд – продолжение

Аннотация

Архитектурным отделом института «МосводоканалНИИпроект», кроме создания гармоничного внешнего вида и интерьеров объектов, всегда решаются задачи по созданию логичной и четкой объемнопланировочной структуры зданий, обеспечивающей оптимальное функционирование технологических процессов и инженерных систем, комфортные условия работы персонала. На основе такого подхода за последние 5 лет разработаны и реализованы
многочисленные проекты, которые рассматриваются с точки зрения специфических особенностей и требований архитектурного проектирования. Представлены наиболее значимые объекты водоподготовки и водоочистки. Среди них – реконструкция Курьяновских и Южно-Бутовских очистных сооружений, строительство сооружений на Западной станции водоподготовки в Москве. Затронут вопрос проектирования на территории Новой Москвы, в частности очистных сооружений в поселке Рогово. Подробно рассматривается увеличивающийся в объеме сегмент проектирования – объекты по санитарной очистке города.
Среди них – ЭкоТехно Парк «Калуга». Приведены примеры успешной работы со сторонними организациями, в частности с Московским нефте перерабатывающим заводом, насосно-перекачивающей станцией «Ховринская».

Ключевые слова

, , ,

 

№8|2019

ЗАКОНЫ, СТАНДАРТЫ, НОРМАТИВЫ

DOI 10.35776/MNP.2019.08.08

УДК 006.3:628.1

ПАВЛИНОВА И. И.

Нормативно-правовое поле в сфере водоснабжения и водоотведения

Аннотация

В настоящее время в России принципиально изменился подход к процессу создания новой нормативной базы и контролю качества продукции. АО «МосводоканалНИИпроект» уже 80 лет занимается проектированием систем водоснабжения и водоотведения с использованием нормативно-правовой базы РФ. Институт не только проектирует, но и имеет большой опыт по созданию нормативных документов (санитарных норм и правил, сводов правил и др.). Проведенный анализ нормативно-правовой базы в сфере проектирования, строительства и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения показал, что на федеральном уровне этот вопрос решен, однако на региональном уровне требуется его дальнейшая глубокая проработка. Нередко требуется доработка, а в некоторых случаях и переработка утвержденных ключевых документов. Избежать недоработок в нормативной базе возможно лишь при тщательном анализе технических и технологических решений с привлечением широкого круга специалистов и при корректном внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты.

Ключевые слова

, , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2