04 2019

Number 4 / 2019

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№4|2019

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.16.065.2-926:628.16.094.413.094.3

Pokhil Yu. N., Bagaev Yu. G., Mamaev V. V., Novoshintsev V. N., Valuyskikh I. V., Zhagin V. A., Boldyrev Viacheslav Viktorovich, Shokolov A. N., Belousova T. V., Smirnov V. P.

Optimization of flocculation and chlorammoniation processes at the water treatment facilities of the city of Novosibirsk

Summary

The results of long-term studies to improve the design and operating parameters of the pumping-filtration stations in Novosibirsk are presented. The schemes of the developed processes and technical means for the enhancement of disinfection and flocculation are given. The results of research on improving the processes of mixing and flocculation to provide for reducing the consumption of coagulant by more than 50% without water quality degradation achieving precipitation of the major sludge amount in the flotation chambers and at the entry of the sedimentation tanks, respectively, reducing the pollution load on filters and water consumption for their backwash. Based on the results of the research on the improvement of the technology of chlorammoniation a predictable and well-controlled process has been developed with a guaranteed decrease in the concentration of chlororganic compounds within the limits of the MPCs as well as the elimination of chloramines with the highest degree of oxidation and nitrification. The process ensures the reduction of secondary water pollution and bacteriological and hydrobiological pollution of the water treatment facilities.

Key words

, , , , , ,

 

№4|2019

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2/.3

Pokhil Yu. N., Oskolkov N. V., Bogdanov B. A., Mamaev V. V., Artemenok N. D., Borovkov M. L.

Purification of high-color low turbid water in the city of Kuibyshev, Novosibirsk Region

Summary

Drinking water has been an essential factor in shaping public health and living standards. Water quality is one of the priorities in the activities of the state sanitary and epidemiological service and municipal authorities. The reasons for the unsatisfactory purification of surface high-color low-turbid water at the water treatment facilities are considered. A new process flow scheme of two-stage water purification at the pumping station site of the city of Kuibyshev, Novosibirsk Region, providing the required quality of water with a design capacity has been developed. A full range of commissioning works was carried out with the determination of the process parameters of the facilities and development of the required documentation (standard operating procedures, flow charts, monitoring instructions, operating instructions). The clear organizational management, involvement of qualified specialists, introduction of effective methods, technologies and chemicals provided for solving the problem of bringing the quality of water purification of the Om River to the requirements of SanPiN 2.1.4.1074-01 «Drinking water. Hygienic requirements for water quality in public drinking water supply systems. Quality control. Hygienic requirements for ensuring the safety of hot water supply systems» in all parameters. The experience of solving the problems of purification of high-color low-turbid water of the Om River in the city of Kuibyshev, Novosibirsk Region is presented.

Key words

, , , , , ,

 

№4|2019

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 628.31:502.1

Bagaev Yu. G., Gundyreva T. M., Shipulin R. V.

Specific features of the transition to the process regulation of public wastewater disposal systems

Summary

The results of the analysis of proposed laws and regulations in furtherance of the legislation on process regulation of public wastewater disposal systems are presented. Pros and cons of the new regulation system are considered. The necessity of revising the maximum permissible concentrations of pollutants in effluent discharged into a water body is substantiated. The problem of excessive environmental requirements to effluent discharges that had been in power for many years in the country did not lose relevance in 2019. Permissible concentrations of substances discharged into water bodies remained on average two times tighter than in European countries. The purpose of the work was to substantiate proposals for amending approved and developing regulatory legal acts. To achieve this goal domestic and European legislation related to the process regulation was analyzed and compared. The existing system of dividing water bodies into categories is unnecessarily complicated and has an obvious imbalance (up to 95%) towards fisheries and standards; therefore it is proposed to approve three categories of water bodies to establish standards for the discharge of effluents from public wastewater disposal systems: premium fisheries category, primary fisheries category, public household category with evaluation criteria according to the existing methodology.

Key words

, , , ,

 

№4|2019

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 628.166

Pokhil Yu. N., Novoshintsev V. N., Kamaletdinov A. R., Kostyuchenko S. V., Tkachev A. A., SMIRNOV A. D.

Use of UV-disinfection in water supply and wastewater disposal systems of Novosibirsk

Summary

Vodokanal of the city of Novosibirsk has been one of the first water and wastewater utilities in large Russian cities to completely switch to the disinfection of drinking water and wastewater with ultraviolet irradiation. Advanced multi-barrier technologies for the preparation of drinking water (combined use of UV disinfection and chlorination) provided for obtaining safe drinking water of high quality. UV units introduced at the pumping-filtration stations (PFS-1 and PFS-5) of the city provide for the reliable disinfection of filtered purified water up to the requirements of SanPiN 2.1.4.1074-01-01, perform a barrier role against pathogenic microorganisms of bacterial, viral and parasitic nature. UV equipment installed at the municipal wastewater treatment facilities with a total capacity of 600 thousand m3/day ensures the required degree of disinfection in accordance with SanPiN 2.1.5.980-00 (radiation dose not less than 40 mJ/cm2). The UV-disinfection station built on the basis of tray-type vertical type equipment manufactured by «LIT» SPA is installed in three concrete flow channels. To improve the energy efficiency of the UV disinfection station operating under the conditions of uneven incoming wastewater flow during the day a system for the UV irradiation rate control by signals from an external flow meter and a tau meter measuring the UV transmittance was retrofitted. Ultraviolet disinfection of effluent does not affect the Ob River. Used for several years UV disinfection of wastewater and up to now is the best available technology.

Key words

, , , , , ,

 

№4|2019

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

 

Научно-практическая конференция  «Экологическая безопасность водопользования»,  посвященная памяти А.Ф.Порядина

Аннотация

Алексей Филиппович Порядин внес большой вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства страны, посвятив всю свою трудовую жизнь водному хозяйству.

Ключевые слова

 

№4|2019

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.315.2

Ambrosova G. T., Timofeev S. L., Rafal'skaia T. A., Mansurov R. Sh., Kruglikova A. V.

Impact of natural and climatic factors on the efficiency
of open wastewater treatment facilities operation

Summary

The problem associated with the impact of natural and climatic factors on the efficiency of wastewater treatment in open treatment facilities is considered. The analysis of methods for calculating the basic units for mechanical treatment (primary settling tanks) and biological treatment (aeration tanks and secondary settling tanks) of municipal wastewater is presented. It is indicated that at the design stage of the complexes it is important to calculate correctly the temperature of the incoming wastewater. The long-term practice of operating municipal wastewater treatment facilities has shown that with a long retention time in open facilities waste liquid can be cooled during the cold period of the year and heat up to about 1.5–6 °C during the warm one. In the first case this negatively affects the processes of sedimentation of suspended solids in settling tanks and oxidation of organic substances in aeration tanks; whereas in the second case this negatively affects the saturation of mixed liquor in aeration tanks with oxygen resulting in a reduced treatment level. The purpose of the work was to develop recommendations that allow at the design stage of wastewater treatment facilities to correctly calculate the temperature of waste liquid in open structures for a certain project that has specific climatic conditions. To achieve this goal the data of laboratory and in-process control of the operating wastewater treatment complexes were analyzed. A theoretical analysis of the currently used methods for designing wastewater treatment facilities has been made; research has been carried out at the operating facilities. Mathematical models widely used in heat engineering have been studied to determine heat losses from the open surface and through enclosing structures as well as the heat input from solar energy and exothermic reactions.

Key words

, , , , , , ,

 

№4|2019

MUE «GORVODOKANAL» OF NOVOSIBIRSK – 90th ANNIVERSARY

bbk 000000

 

Pokhil Yu. N.

Striving for development inevitable leads to success

Аннотация

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» встречает 90-летие успешной реализацией наиболее эффективных и современных разработок ведущих научно-исследовательских и проектных институтов, сохраняя лучшие организационные подходы предшествующих периодов к технической модернизации систем водоснабжения и водоотведения.


 

№4|2019

POWER RESOURCES CONSERVATION

bbk 000000

UDC 628.14:62-531.3

Spirin E. V., Radetsky M. Yu., Lobyntsev S. V., Andriyanets P. I.

Improving the operation of the Novosibirsk water supply system

Summary

In Novosibirsk over the past 20 years a set of measures has been implemented using equipment and technologies that have significantly improved the reliability and efficiency of the water supply system. Networks and facilities of the water supply system designed and built in the 1960–1980-ies have a large reserve for upgrade that will allow significantly improving their efficiency, reducing operating costs and improving the quality of water supply. As a result of the measures taken the company not only provides for the high-level water supply in the context of limited financial resources but also ensures the development of the city.

Key words

, , , , ,

 

№4|2019

WASTEWATER SLUDGE HANDLING

bbk 000000

UDC 628.35

Matiushenko E. N., Gundyreva T. M.

Improving the efficiency of wastewater treatment facilities with chemical phosphorus removal from reject water

Summary

The problems associated with the eutrophication of water bodies receiving effluents containing phosphorus in residual concentrations are described. The reasons for the most intensive phosphorus release into the intrasite sewage system during sludge processing are given. It has been established that the discharge of this wastewater into the head structures of wastewater treatment facilities leads to an increase in the nutrients loading (nitrogen and phosphorus), suspended solids, COD. The results of experimental studies on the selection of the optimal type and dosage of the chemical for the removal of phosphates from reject water generated during municipal wastewater sludge treatment are given. The purpose of the research is to find ways to remove phosphorus to eliminate the increase in phosphorus concentration in the receiving chamber observed as a result of reject water discharge from the sludge treatment facilities, and to ensure the wastewater treatment of the intrasite sewage system of the treatment facilities with minimal construction and operating costs as well as to produce reusable sludge. A process flow scheme of the nutrients removal from the wastewater of intrasite sewage system of the treatment facilities of Novosibirsk is proposed. The process provides for the sludge that after stabilization and decontamination can be used as organic fertilizer for industrial crops.

Key words

, , , , , , , ,

 
<< Start < Prev 1 2 Next > End >>
Page 1 of 2

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

confer 2019 04 19 200х200

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2

04 2019

Номер 4 / 2019

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№4|2019

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.16.065.2-926:628.16.094.413.094.3

Похил Ю. Н., Багаев Ю. Г., Мамаев В. В., Новошинцев В. Н., Валуйских И. В., Жагин В. А., Болдырев Вячеслав Викторович, Шоколов А. Н., Белоусова Т. В., Смирнов В. П.

Оптимизация процессов хлопьеобразования и хлораммонизации на станциях подготовки питьевой воды г.Новосибирска

Аннотация

Представлены результаты длительных исследований по совершенствованию конструктивных и режимных параметров работы насосно-фильтровальных станций г. Новосибирска. Приведены схемы разработанных процессов и технических средств для интенсификации обеззараживания и хлопьеобразования. Представлены результаты исследований по совершенствованию процессов смешения и хлопьеобразования, реализация которых позволила снизить расход коагулянта более чем на 50% без ухудшения качества очищаемой воды, добиться осаждения основной массы осадка в камерах хлопьеобразования и в начале отстойников, соответственно уменьшить грязевую нагрузку на фильтры и расход воды на их промывку. На основе результатов исследований по совершенствованию технологии хлораммонизации разработан предсказуемый и хорошо управляемый процесс с гарантированным снижением концентрации хлорорганических соединений в пределах норм ПДК, а также исключением хлораминов с высшей степенью окисления и нитрификации. Процесс обеспечивает снижение вторичного загрязнения очищаемой воды и бактериологического и гидробиологического загрязнения сооружений водоподготовки.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№4|2019

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2/.3

Похил Ю. Н., Осколков Н. В., Богданов Б. А., Мамаев В. В., Артеменок Н. Д., Боровков М. Л.

Очистка высокоцветных маломутных вод в г. Куйбышеве Новосибирской области

Аннотация

Питьевая вода является существенным фактором формирования здоровья населения и уровня жизни. Качество воды является одной из приоритетных задач в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы и муниципальных органов власти. Рассмотрены причины неудовлетворительной очистки поверхностных высокоцветных маломутных вод на технологических сооружениях водоподготовки. Разработана новая технологическая схема двухступенчатой очистки воды на площадке насосно-фильтровальной станции г. Куйбышева Новосибирской области, обеспечивающая требуемое качество очистки воды при проектной производительности. Выполнен полный комплекс пусконаладочных работ с определением технологических параметров сооружений и разработкой необходимой документации (технологический регламент, технологические карты, режимные указания, инструкции по эксплуатации). Четкая организация работ, привлечение квалифицированных специалистов, внедрение эффективных методов, технологий и реагентов позволили решить задачу по доведению качества очистки воды реки Омь до требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по всем показателям. Представлен опыт решения проблем очистки высокоцветных маломутных вод реки Омь в г. Куйбышеве Новосибирской области.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№4|2019

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 628.31:502.1

Багаев Ю. Г., Гундырева Т. М., Шипулин Р. В.

Особенности перехода на технологическое нормирование централизованных систем водоотведения

Аннотация

Приводятся результаты анализа предлагаемых к утверждению нормативных правовых актов в развитие законодательства о технологическом нормировании централизованных систем водоотведения. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны новой системы нормирования. Обосновывается необходимость пересмотра предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе очищенных вод в водный объект. Проблема чрезмерных, много лет действующих ранее в стране экологических требований к сбросам сточных вод не утратила актуальности и в 2019 г.
Допустимые нормативы по концентрации веществ для сброса в водные объекты остались в среднем в два раза жестче, чем в европейских странах. Цель работы заключалась в обосновании предложений для внесения изменений в утвержденные и разрабатываемые нормативные правовые акты. Для достижения поставленной цели было проанализировано отечественное и европейское законодательство, регулирующее технологическое нормирование, проведено их сравнение. Существующая система деления водных объектов на категории неоправданно усложнена и имеет явный перекос (до 95%) в сторону рыбохозяйственного назначения и нормативов, в связи с чем предлагается утвердить три категории водоемов для установления нормативов сброса централизованных систем водоотведения: высшая рыбохозяйственная, первая рыбохозяйственная, коммунально-бытовая с критериями оценки по существующей методологии.

Ключевые слова

, , , ,

 

№4|2019

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 628.166

Похил Ю. Н., Новошинцев В. Н., Камалетдинов А. Р., Костюченко С. В., Ткачев А. А., Смирнов А. Д.

Применение УФ-обеззараживания в системах водоснабжения и водоотведения г. Новосибирска

Аннотация

Водоканал г. Новосибирска одним из первых предприятий водопроводно-канализационного хозяйства крупных городов России полностью перешел на обеззараживание питьевой воды и сточных вод ультрафиолетом. Современные мультибарьерные технологии подготовки питьевой воды (совместное применение УФ-обеззараживания и хлорирования) позволили получать безопасную питьевую воду высокого качества. УФ-станции, внедренные на насосно-фильтровальных станциях (НФС-1 и НФС-5) города, обеспечивают надежное обеззараживание фильтрованной очищенной воды до требований СанПиН 2.1.4.1074-01, выполняют барьерную роль в отношении патогенных микроорганизмов бактериальной, вирусной и паразитарной природы. УФ-оборудование, установленное на городских очистных сооружениях канализации общей производительностью 600 тыс. м3/сут, обеспечивает требуемую степень обеззараживания в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 (доза облучения не менее 40 мДж/см2). Станция УФ-обеззараживания, построенная на базе оборудования лоткового вертикального типа производства НПО «ЛИТ», установлена в трех бетонных проточных каналах. Для повышения энергоэффективности станции УФ-обеззараживания, работа которой сопряжена с неравномерно поступающим объемом стоков в течение суток, реализована система регулирования мощности УФ-излучения по сигналам с внешнего расходомера и тауметра, измеряющего коэффициент пропускания УФ-излучения. Обеззараживание ультрафиолетом очищенных сточных вод не наносит вреда реке Оби. Применяемое на протяжении нескольких лет УФ-обеззараживание сточных вод и в настоящее время является наилучшей доступной технологией.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№4|2019

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

 

Научно-практическая конференция  «Экологическая безопасность водопользования»,  посвященная памяти А.Ф.Порядина

Аннотация

Алексей Филиппович Порядин внес большой вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства страны, посвятив всю свою трудовую жизнь водному хозяйству.

Ключевые слова

 

№4|2019

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.315.2

Амбросова Г. Т., Тимофеев С. Л., Рафальская Т. А., Мансуров Р. Ш., Кругликова А. В.

Влияние природно-климатических факторов на эффективность работы открытых очистных сооружений канализации

Аннотация

Рассматривается проблема, связанная с влиянием природно-климатических факторов на эффективность очистки сточной жидкости в открытых очистных сооружениях канализации. Приводится анализ методик расчета основных сооружений механической (первичные отстойники) и биологической (аэро­тенки и вторичные отстойники) очистки городских стоков. Указывается, что на стадии проектирования комплексов важно правильно рассчитать температуру сточной жидкости, поступающей на очистку. Многолетняя практика эксплуатации городских очистных сооружений показала, что при длительном нахождении в открытых сооружениях сточная жидкость может охлаждаться в холодный период года и нагреваться в теплый примерно на 1,5–6 °С. Это негативно влияет в первом случае на процессы осаждения взвешенных частиц в отстойниках и окисления органических веществ в аэротенках, а во втором – на насыщение иловой смеси в аэротенках кислородом, в результате чего снижается степень очистки. Цель работы заключалась в разработке рекомендаций, позволяющих на стадии проектирования очистных сооружений канализации правильно рассчитать температуру сточной жидкости в открытых сооружениях для конкретного объекта, имеющего специфические природно-климатические условия. Для достижения поставленной цели проанализированы данные лабораторно-производственного контроля функционирующих комплексов очистки сточных вод. Сделан теоретический анализ применяемых в настоящее время методик расчета очистных сооружений канализации, проведены исследования на действующих объектах. Изучены математические модели, широко применяемые в теплотехнике, для определения потерь тепла с открытой поверхности и через ограждающие конструкции сооружений, а также поступления тепла солнечной энергии и экзотермических реакций.

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№4|2019

МУП Г. НОВОСИБИРСКА «ГОРВОДОКАНАЛ» – 90 ЛЕТ

bbk 000000

 

Похил Ю. Н.

Стремление к развитию неизбежно приводит к успеху

Аннотация

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» встречает 90-летие успешной реализацией наиболее эффективных и современных разработок ведущих научно-исследовательских и проектных институтов, сохраняя лучшие организационные подходы предшествующих периодов к технической модернизации систем водоснабжения и водоотведения.


 

№4|2019

ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.14:62-531.3

Спирин Е. В., Радецкий М. Ю., Лобынцев С. В., Андриянец П. И.

Повышение эффективности работы системы водоснабжения г. Новосибирска

Аннотация

В г. Новосибирске за последние 20 лет реализован комплекс мероприятий с использованием оборудования и технологий, позволивших значительно повысить надежность и эффективность работы системы водоснабжения. Сети и сооружения системы водоснабжения, запроектированные и построенные в 1960–1980-х годах, имеют большой резерв для модернизации, позволяющей существенно повысить эффективность их работы, снизить эксплуатационные расходы и повысить качество водоснабжения. В результате проведенных мероприятий предприятие не только осуществляет водоснабжение на высоком уровне в условиях ограниченных финансовых ресурсов, но и обеспечивает развитие города.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№4|2019

ОБРАБОТКА ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.35

Матюшенко Е. Н., Гундырева Т. М.

Повышение эффективности работы очистных сооружений канализации при реагентной очистке возвратных потоков
от фосфора

Аннотация

Изложены проблемы, связанные с эвтрофированием водоемов при сбросе в них очищенных стоков, содержащих фосфор в остаточных концентрациях. Приведены причины наиболее интенсивного выделения фосфора в дренажные внутриплощадочные стоки в ходе обработки осадков. Установлено, что сброс данных стоков в «голову» очистных сооружений канализации приводит к увеличению нагрузки по биогенным элементам (азоту и фосфору), взвешенным веществам, ХПК. Приводятся результаты экспериментальных исследований по подбору оптимального типа и дозы реагента для удаления фосфатов из возвратных потоков, образующихся в результате обработки осадков городских сточных вод. Цель исследований – поиск способов удаления фосфора, позволяющих исключить прирост его концентрации в приемной камере, который наблюдается в результате сброса возвратных потоков от сооружений обработки осадков, и обеспечить очистку сточных вод внутриплощадочной канализации очистных сооружений при минимальных строительных и эксплуатационных затратах, а также получить осадок, пригодный для повторного использования. Предложена технологическая схема очистки сточных вод внутриплощадочной канализации очистных сооружений г. Новосибирска от биогенных элементов. В результате получается осадок, который после стабилизации и обезвреживания может использоваться в качестве органоминерального удоб­рения для технических культур.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 
<< В начало < Назад 1 2 Вперёд > В конец >>
Страница 1 из 2

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

confer 2019 04 19 200х200

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2