№11|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.16.087

FESENKO L. N., Skryabin A. Yu., Bessarabov S. Iu., Pchel'nikov I. V., Ignatenko S. I.

Utilization of concentrate from reverse osmosis units  in the production of electrolytic sodium hypochlorite

Summary

Owing to high efficiency and minimum chemical consumption reverse osmosis and nanofiltration have been widely used in process flow schemes of drinking water demineralization and softening and water preparation for industrial use (in steam boiler-houses, recycling cooling circuits, heat network make up etc.). However, the methods of membrane separation are accompanied by concentrate generation which is very difficult to process and utilize. The data on utilization of concentrates of membrane separation units with obtaining chloride-sodium raw material for the production of electrolytic low-concentrated sodium hypochlorite is presented. Since the waste stream of reverse osmosis units contains elevated concentrations not only of chloride ions but also of Са2+, Mg2+, НCO3- and SO42- ions it would be reasonable at the first stage to reduce the amount of process concentrate by repeated concentrating as per flowchart «nanofiltration-reverse osmosis». Further on the concentrate of nanofiltration containing mainly Са2+, Mg2+ and SO42- divalent ions is subject to chemical treatment as per flowchart: at the first stage with barium compounds; at the second stage with sodium carbonate and hydroxide. This will allow separating practically insoluble BaSO4 from the solution with its precipitation in a vortex reactor or first-stage lamellar separator; then CaCO3 and Mg(OH)2 low-soluble in alkaline environment are precipitated in the second stage reactor. BaSO4, CaCO3 and Mg(OH)2  insoluble salts removed from the mass balance are dewatered in a filter-press and sold as commodity or raw products. Aqueous solution of sodium chloride is repeatedly concentrated by three-stage reverse osmosis to obtain 2–2.5% aqueous solution of table salt – high-grade raw material for the production of electrolytic sodium hypochlorite with 6–8 g/l chlorine equivalent concentration. Chlorine-containing product can be used for drinking and waste water disinfection, biocidal processing of cooling to­wers, heat exchanging units for preventing and removing biofouling, washing ultra-and microfiltration membranes, disinfecting water treatment facilities and equipment, pipelines and other components used in the production of drinking and process water.

Key words

, , , , ,

The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

REFERENCES

  1. Fesenko L. N., Pchel’nikov I. V. [Evaluation of the economic efficiency of sodium hypochlorite production by sea water electrolysis]. Book of reports of XII International Scientific and Technical Conference Dedicated to the Memory of S. V. Iakovlev, Academician of RAS. Moscow, MGSU Publ., 2012, pp. 59–67. (In Russian).
  2. Kudriavtsev S. V. Sovershenstvovanie tekhnologicheskikh parametrov ustanovok polucheniya elektroliticheskogo gipokhlorita natriya dlya obezzarazhivaniya vody [Improving the process parameters of the units for electrolytic sodium hypochlorite production for water disinfection. Ph. D. thesis in Engineering Science. Novocherkassk, 2009, 161 p.].
  3. Vider B. L., Gorshenin A. P., Itkin G. E. [Advanced method of electrolytic sodium hypochlorite production and its application]. Vodosnabzhenie i Sanitarnaia Tekhnika, 2005, no. 1, pp. 26–27. (In Russian).
  4. Fesenko L. N., Denisov V. V., Skriabin A. Iu. Dezinfektant vody – gipokhlorit natriya: proizvodstvo, primenenie, ekonomika i ekologiya [Sodium hypochlorite – water disinfectant: production, use, economics and ecology. Under the editorship of Denisov V. V. Rostov-on-Don, Publishing House of the North-Caucasus Scientific Centre of the Higher School of the South Federal University, 2012, 246 p.].
  5. Medrish G. L., Teisheva A. A., Basin D. L. Obezzarazhivanie prirodnykh i stochnykh vod s ispol’zovaniem elektroliza [Disinfection of natural and waste water with the use of electrolysis. Moscow, Stroiizdat Publ., 1982, 81 p.].
  6. Pervov A. G., Andrianov A. P., Gorbunova T. P., Iurchevskii E. B. [The technology of reverse osmosis concentrate disposal in water treatment systems]. Vodosnabzhenie i Sanitarnaia Tekhnika, 2012, no. 8, pp. 20–26. (In Russian).
  7. Pervov A. G., Andrianov A. P., Gorbunova T. P. [Development of membrane techniques with reduced water consumption for own needs]. Vodosnabzhenie i Sanitarnaia Tekhnika, 2010, no. 6, pp. 13–21. (In Russian).
  8. Skriabin A. Iu., Fesenko L. N., Pchel’nikov I. V., Ignatenko S. I. [Addressing the problems of ecological compa­tibility and zero-discharge technologies of electrolytic sodium hypochlorite production for drinking water disinfection]. Vodo­ochistka, 2014, no. 3, pp. 9–16. (In Russian).

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

№11|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.16.087

Фесенко Л. Н., Скрябин А. Ю., Бессарабов С. Ю., Пчельников И. В., Игнатенко С. И.

Применение концентрата установок обратного осмоса в технологии производства  электролизного гипохлорита натрия

Аннотация

Обратный осмос и нанофильтрация благодаря высокой эффективности и минимальному расходу реагентов широко применяются в технологических схемах деминерализации и умягчения воды для хозяйственно-питьевых целей и подготовки воды в промышленном производстве (для паровых котельных, оборотных охлаждающих циклов, подпитки теп­лосетей и др.). Однако методы мембранного разделения сопровождаются образованием концентрата, очистка и утилизация которого представляет сложную задачу. Приведены данные по утилизации концентратов установок мембранного разделения с получением хлоридно-натриевого сырья для производства электролизного низкоконцентрированного гипохлорита натрия. Поскольку стоки от обратноосмотических установок содержат повышенные концентрации не только хлорид-ионов, но и ионов Са2+, Mg2+, НCO3- и SO42-, целесообразно на первом этапе уменьшить объем технологического концентрата многократным концентрированием по схеме «нанофильтрация – обратный осмос». Далее концентрат от нанофильтрации с содержанием преимущественно двухвалентных ионов Са2+, Mg2+ и SO42- подвергается реагентной обработке последовательно по схеме: на первой ступени соединениями бария, на второй – карбонатом и гидроксидом натрия. Это позволит выделить из раствора на первом этапе практически нерастворимый BaSO4 с его осаждением в вихревом реакторе или ламельном сепараторе первой ступени, далее проводится осаждение малорастворимых в щелочной среде CaCO3 и Mg(OH)2 в реакторе второй ступени. Выведенные из материального баланса нерастворимые соли BaSO4, CaCO3 и Mg(OH)2  обезвоживаются на фильтр-прессе и используются в качестве товарного или сырьевого продукта. Водный раствор хлорида натрия доконцентрируется трехступенчатым обратным осмосом с получением 2–2,5-процентного водного раствора (22–25 г/л) поваренной соли – высокосортного сырья для производства электролизного гипохлорита натрия с концентрацией 6–8 г/л по эквиваленту хлора. Хлорсодержащий продукт может быть использован для обеззараживания питьевых и сточных вод, биоцидной обработки градирен, теплообменных аппаратов для предотвращения и удаления биообрастаний, промывки ультра- и микрофильтрационных мембран, дезинфицирующей обработки сооружений и аппаратов водоподготовки, трубопроводов и иных комплектующих в производстве питьевой и технической воды.

Ключевые слова

, , , , ,

Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Список цитируемой литературы

  1. Фесенко Л. Н., Пчельников И. В. Оценка экономической эффективности получения гипохлорита натрия электролизом морской воды: Сборник докладов научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАН С. В. Яковлева. – М., МГСУ, 2012. С. 59–67.
  2. Кудрявцев С. В. Совершенствование технологических параметров установок получения электролитического гипохлорита натрия для обеззараживания воды: Дисс. … канд. техн. наук. – Новочеркасск, 2009. 161 с.
  3. Видер Б. Л., Горшенин А. П., Иткин Г. Е. Новый способ получения электролизного гипохлорита и его применение // Водоснабжение и санитарная техника. 2005. № 1. С. 26–27.
  4. Фесенко Л. Н., Денисов В. В., Скрябин А. Ю. Дезинфектант воды – гипохлорит натрия: производство, применение, экономика и экология / Под редакцией Денисова В. В. – Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета, 2012. 246 с.
  5. Медриш Г. Л., Тейшева А. А., Басин Д. Л. Обеззараживание природных и сточных вод с использованием электролиза. – М.: Стройиздат, 1982. 81 с.
  6. Первов А. Г., Андрианов А. П., Горбунова Т. П., Юрчевский Е. Б. Технология утилизации концентрата установок обратного осмоса в системах водоподготовки // Водоснабжение и санитарная техника. 2012. № 8. С. 20–26.
  7. Первов А. Г., Андрианов А. П., Горбунова Т. П. Разработка мембранных технологий с уменьшенным расходом воды на собственные нужды // Водоснабжение и санитарная техника. 2010. № 6. С. 13–21.
  8. Скрябин А. Ю., Фесенко Л. Н., Пчельников И. В., Игнатенко С. И. Пути решения экологичности и безотходности производства электролитического гипохлорита натрия для обеззараживания питьевых вод // Водоочистка. 2014. № 3. С. 9–16.

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand