06 2018

Number 6 / 2018

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№6|2018

PROBLEMS, PERSPECTIVES

bbk 000000

UDC 628.5:504.06

NEFEDOVA E. D., Hyamyalyainen M. M., Malikova E. V., Rusanova E. V.

External benchmarking at water and wastewater utilities

Summary

Benchmarking has been a world recognized tool for system improvement at an enterprise and finds ever wider application in Russia
including water and wastewater utilities. SUE «Vodokanal of St. Petersburg» has been carrying out external benchmarking at both national and international levels for more than a decade. The operating rate of a company is analyzed and compared with operating rates of other enterprises of the branch; herewith advanced technologies and efficient technical solutions are introduced. The experts of SUE «Vodokanal of St. Petersburg» have developed a benchmarking concept that takes into consideration the international experience of its use. The concept determines benchmarking types, its basic stages, ways of conducting, and information resource for data exchange within the enterprise. The approaches that provide for the overall estimation of the benchmarking object with the use of cause-consequences diagrams and operating rate complex are shaped. The long-term experience and system approach to the benchmarking execution allow SUE «Vodokanal of St. Petersburg» to carry out the comparison of the operating rates at the national and international levels. Participation in the annual international program of benchmarking of the water utilities «International benchmarking in the area of providing water and wastewater services» gives an opportunity to get an assessment of the independent experts in relation to the choice of directions of the operation improvement.

Key words

, , , ,

 

№6|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161:628.169

Alekseev S. E., Shelest S. N., Захаров В. Р., Moor N. V.

Experience of retrofitting the technology of wash water utilization at the Omsk water treatment facilities

Summary

The main phases of addressing holistically the problem water source pollution with wastewater generated at the Omsk water treatment plant are considered. The results of technologic pre-engineering that provided for determining the optimal flow scheme of the treatment process and filter wash water reuse as well for defining the process parameters of combined treatment of river and wash water are presented. It is shown that the chemicals mainly used for drinking water purification can be used for filter wash water treatment. The studies were carried out by test coagulation method, i. e. by adding various amounts of polluted wash water and chemicals used at the water treatment plant into raw river water. The efficiency of combined treatment of river water is improving with increasing the amount of added polluted wash water. The design concepts and process flow scheme of water treatment that provided for constructing and commissioning filter wash water reuse unit with minimum capital expenditures are presented. The operating experience affirmed the correctness of the adopted process and design solutions. As a result the abstraction of raw river water was reduced by 9–13% and wash water discharge into the Irtysh River- the water source was completely abandoned. Wash water treatment is carried out together with raw river water at the water treatment facilities. Herewith the drinking water quality fully meets the requirements of Sanitary Regulations and Norms 2.1.4.1074-01.

Key words

, , , ,

 

№6|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.2:678.046.36

Савочкин А. Ю., Shilov M. M.

Purification of underground water containing high concentrations of silicon, iron and manganese

Summary

The aspects of purification of underground water containing high concentrations of silicon, iron and manganese are considered. Different forms of silicon present in water are analyzed and the basic physics and chemistry of desilication are presented. The implementation of the technology of comprehensive purification of water containing high concentrations of silicon, iron and manganese is described. Through the example of three opera­ting water treatment plants the negative effect of silicon on de-ironing and demanganation processes is shown. Two factors are accentuated that enhance the negative effect: the presence of organic admixtures in raw water and, possibly, higher degree of polyme­rization. Taking into account the application character of studies this presumption demands further study. The developed techno­logy provides for water purification to drinking standard by every parameter. For the implementation of the technology dosing a great many of five types of chemicals (NaOH, Mg salts, NaClO, coagulant, flocculant) is required as well as large volume of sludge is subject to utilization. For this reason this technology is recommended for use only when an alternative water source is unavai­lable.

Key words

, , , , , , ,

 

№6|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.166.085

Bogun P. V.

On increasing the capacity of UV-units for liquid disinfection

Summary

The results of theoretical studies of the possible capacity improvement of units for disinfecting liquids including water by ultraviolet irradiation eliminating any increase in energy consumption are presented. Capacity improvement is possible at the fixed reactor geo­metry and source strength owing to the redistribution of liquid flows in the reactor. It is shown that the maximum possible efficient radiation dose is equal to the mean by reactor volume radiation intensity multiplied by the mean time of liquid residence in the reactor. The necessary and sufficient condition for obtaining this dose is the availability of liquid flow in every point of the reactor volume and equal radiation dose for every microvolume of liquid. By way of example the calculations of the maximum possible radiation dose for a spherical reactor with a point source of radiation and for a cylindrical reactor with a linear radiation source are presented. It is noted that widely manufactured at present UV water disinfection unit designs with a single source (a lamp) use only 30% of the source capa­city. The design with a cylindrical reactor and spiral downward liquid flow distributed along the reactor length provides for the maximum possible radiation dose and/or capacity of the installation.

Key words

, , , ,

 

№6|2018

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.33

Gandurina L. V., Kvitka L. A., Nikitin R. A., Ansimov A. D.

Effect of dispersion characteristics of suspended solids
on the parameters of surface runoff treatment

Summary

Quantitative and dispersion characteristics of insoluble pollutants in rainfall and snow-melt water and its effect on the parameters of removing pollutants from water by sedimentation, chemical free and chemical filtration are considered. It is shown that the concentration of suspended solids in surface runoff multiply exceeds the concentration of oil products whereupon these pollutants are present in the form of two-component particles. In the particles oil products or inorganic admixtures can be adsorbed components, and during sedimentation of surface runoff suspended solids and oil products are being removed synchronically. The concentration and kinetic consistency of suspended solids from residential areas are lower than those from highways; which reduces the sedimentation time in the storage settling tank and concentration of pollutants in settled water. During 1–3 days of settling tank empting monotonic reduction of suspended solids concentration in settled water before filtration occurs. Fluctuation range depends on the sedimentation time in the settling tank, initial suspended solids concentration and tank empting time. The use of coagulants before filtration of settled surface runoff from highways provides for improving the treatment efficiency and obtaining sustained quality of filtered water.

Key words

, , , , , , , ,

 

№6|2018

DESIGNING WATER SUPPY SYSTEMS

bbk 000000

UDC 696.11

Butko D. A., Danekiants A. G., Mel’nikov I. S.

Choosing the optimal water supply schematic for a high-rise building

Summary

The task of enhanced studying scientific substantiation of the selection of a water supply system schematic with the development of criterial indicators (parameters) of optimization is formulated. The analysis of the state of real estate construction market provided for making a substantiated choice of a model building for which seven different versions of water supply schematic were designed and hydraulic and technical and economic calculations were made. The core indicators of reliability were calculated with the use of three methods. The significance coefficients are proposed that determine the degree of impact of a single assembly failure on the general system robustness. The regularities of the fitting failure-free operation probability changing with increasing the number of storeys in a building were determined. An algorithm of choosing an applicable water supply schematic was drawn up that was based on the question-answer method and took into account the basic data on the number of storeys, pressure limitations, building design features, redundancy possibility and (or) necessity as well as additional equipment installation. The optimization parameters were determined: material characteristics, reliability and energy consumption. To solve the formulated task a uniform integral equation of reliability-economic index is proposed. The coefficients and all relevant numerical values assumed depending on the schematic under considera­tion are cited. Inserting basic data into the equation provides for the coordinates for definition domain development. Each schematic in view of its specificity has a definite range of values (definition domain).

Key words

, , , , , , , ,

 

№6|2018

ENERGY CONSERVATION

bbk 000000

UDC 628.112.24:621.65

Fisenko V. N.

Energy efficiency of pumps in water supply and wastewater disposal systems

Summary

The aspects of anti-terrorism security of water supply and wastewater disposal facilities are considered alongside with the dyna­mics and structure of the Russian domestic market of pumping equipment for water supply and wastewater disposal systems. Current world trends in improving pumping equipment in relation to furnishing with the systems of intelligent management and control and improving energy efficiency within the frames of «Internet of things» (IoT) concept cause problems in interdisciplinarity. The Soviet experience in improving the domestic approach to the assessment of the energy efficiency of pumping systems in the process of ISO/ASME 14414 standard revision is considered. The criteria of the energy efficiency of pumps for water supply and wastewater disposal systems are presented; their advantages and continuity of the similar international practice are shown. In order to determine what pumps manufactured in the Russian Federation and imported to RF are energy efficient in relation to the operation requirements for water supply and wastewater disposal systems it is necessary to define on the basis of the currently available best practice a common approach to the assessment of energy efficiency that can be used by both manufacturers, designers and users of pumping equipment, and by public oversight and monitoring authorities. Pumping equipment that does not meet such requirements must be excluded from the official stream of commerce in water supply as not compliant with the current ecological requirements and put on the restriction list in RF. The problems of interdisciplinarity in relation to the assigned use in safety critical industries of the domestic radioelectronic element base, domestic operating systems, software in instruments and systems of monitoring and control of pumping equipment of water supply and wastewater disposal systems warrant solutions. Allocation of public funds for equipment integrated with data processing centers located overseas must be limited.

Key words

, , , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

06 2018

Номер 6 / 2018

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№6|2018

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

bbk 000000

УДК 628.5:504.06

Нефедова Е. Д., Хямяляйнен М. М., Маликова Е. В., Русанова Е. В.

Внешний бенчмаркинг на предприятии водопроводно-канализационного хозяйства

Аннотация

Бенчмаркинг является всемирно признанным инструментом для системных улучшений на предприятии и находит все большее применение в России, в том числе на предприя­тиях ВКХ. Внешний бенчмаркинг на национальном и международном уровне ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проводит более 10 лет. Показатели деятельности предприя­тия анализируются и сопоставляются с показателями других предприятий отрасли, при этом внедряются передовые технологии и эффективные технические решения. Специа­листами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» разработана концепция бенчмаркинга, учитывающая мировой опыт его использования. В концепции определены типы бенчмаркинга, его основные этапы, способы проведения, информационный ресурс для обмена данными внутри предприя­тия. Сформированы подходы, позволяющие всесторонне оценивать объект бенчмаркинга с использованием причинно-следственных диаграмм и комплекса показателей деятельности предприятия. Многолетний опыт и системный подход к проведению бенчмаркинга позволяют ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проводить сопоставление показателей деятельности на национальном и международном уровне. Участие в ежегодной международной программе бенчмаркинга предприятий водной отрасли «Международный бенчмаркинг в области оказания услуг водоснабжения и водоотведения» дает возможность получить оценку независимых экспертов в части выбора направлений для улучшения работы.

Ключевые слова

, , , ,

 

№6|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161:628.169

Алексеев С. Е., Шелест С. Н., Захаров В. Р., Моор Н. В.

Опыт внедрения технологии утилизации промывных вод на водопроводных очистных сооружениях г. Омска

Аннотация

Рассмотрены основные этапы комплексного решения проб­лемы загрязнения источника водоснабжения сбросными водами, образующимися на водопроводной станции г. Омска. Приведены результаты предпроектных технологических изысканий, которые позволили определить оптимальную схему очистки и повторного использования промывных вод фильтров, а также установить технологические параметры проведения совместной очистки речной и промывной воды. Показано, что для обработки промывной воды фильтров могут быть использованы реагенты, применяе­мые в основном технологическом процессе водоподготовки. Исследования проводили методом пробного коагулирования, вводя в исходную речную воду разное количество загрязненных промывных вод и реагенты, используемые на водопроводной станции. Эффективность совместной очистки речной воды с увеличенным количеством добавляемой неочищенной промывной воды повышается. Представлены проектные решения и технологическая схема очистки воды, позволившие с минимальными капитальными затратами построить и ввести в эксплуатацию блок повторного использования промывных вод фильтров. Опыт эксплуатации подтвердил правильность принятых технологических и конструктивных решений. В результате сократился забор свежей речной воды на 9–13% и полностью прекращен сброс промывных вод в источник водоснабжения р. Иртыш. Очистка промывных вод осуществляется совместно с исходной речной водой на сооружениях водопроводной станции. При этом качество очищенной питьевой воды полностью соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

Ключевые слова

, , , ,

 

№6|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.2:678.046.36

Савочкин А. Ю., Шилов М. М.

Очистка подземных вод с большим содержанием кремния, железа и марганца

Аннотация

Рассмотрены проблемы очистки подземных вод с большим содержанием кремния, железа и марганца. Проанализированы формы нахождения кремния в воде и приведены физико-химические основы обескремнивания. Дано описание реализованной технологии комплексной очистки вод с большим содержанием кремния, железа и марганца. На примере трех действующих станций водоочистки показано отрицательное влияние кремния на процессы обезжелезивания и деманганации. Выделены два фактора, усиливающие негативный эффект: наличие в исходной воде органических примесей и, возможно, более высокая степень полимеризации кремнекислоты. Учитывая прикладной характер исследований, данное предположение требует дальнейшего изучения. Разработанная технология позволяет очищать воду до питьевых нормативов по всем показателям. Для ее реализации требуется дозирование очень большого количества реагентов пяти видов (NaOH, соли Mg, NaClO, коа­гулянт, флокулянт), а также утилизация большого объема шламов. Поэтому данную технологию целесообразно применять только в тех случаях, когда невозможно найти альтернативный источник водоснабжения.

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№6|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.166.085

Богун П. В.

Об увеличении производительности установок ультрафиолетового обеззараживания жидкостей

Аннотация

Приведены результаты теоретического исследования возможности увеличения производительности установок обеззараживания жидкостей, в том числе воды, ультрафиолетовым излучением без увеличения потребляемой электроэнергии. Увеличение производительности возможно при фиксированных геометрических размерах реактора и мощности источников за счет перераспределения потоков жидкости в реакторе. Показано, что максимально возможная эффективная доза облучения равна средней по объему реактора интенсивности облучения, умноженной на среднее время пребывания жидкости в реакторе. Необходимым и достаточным условием для получения такой дозы является наличие потока жидкости в каждой точке объема реактора и равная доза облучения для каждого микрообъема жидкости. В качестве примера приведены расчеты максимально возможной дозы облучения для сферического реактора с точечным источником излучения и для цилиндрического реактора с линейным источником излучения. Отмечено, что широко выпускаемые в настоящее время конструкции установок УФ-обеззараживания воды с одним источником (лампой) используют возможности источника примерно на 30%. В конструкции с цилиндрическим реактором и спиральным сходящимся потоком жидкости, распределенным по длине реактора, достигается максимально возможная доза облучения и/или производительность установки.

Ключевые слова

, , , ,

 

№6|2018

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.33

Гандурина Л. В., Квитка Л. А., Никитин Р. А., Ансимов А. Д.

Влияние дисперсных характеристик взвешенных веществ на параметры очистки поверхностных сточных вод

Аннотация

Рассмотрены количественные и дисперсные характеристики нерастворимых загрязнений талых и дождевых поверхностных сточных вод, а также их влияние на параметры удаления загрязняющих веществ из воды отстаиванием, безреагентным и реагентным фильтрованием. Показано, что содержание взвешенных веществ в поверхностных стоках многократно превышает содержание нефтепродуктов, вследствие чего эти загрязнения находятся в виде двухкомпонентных частиц. В частицах адсорбируемым компонентом могут быть нефтепродукты или неорганические примеси, и при отстаивании поверхностных стоков происходит синхронное удаление взвешенных веществ и неф­тепродуктов. Концентрация и кинетическая устойчивость взвешенных веществ с селитебной территории меньше, чем с автомагистралей, что сокращает продолжительность отстаивания в аккумулирующем резервуаре-отстойнике и снижает содержание загрязнений в отстоянной воде. При опорожнении резервуара-отстойника в течение 1–3 суток происходит монотонное уменьшение содержания взвешенных веществ в отстоянной воде перед фильтрованием. Диапазон колебаний зависит от продолжительности отстаи­вания в резервуаре-отстойнике, исходной концентрации взвешенных веществ и времени опорожнения резервуара. Использование коагулянтов перед фильтрованием отстоянной сточной воды с территории автомагистралей позволяет повысить эффективность очистки и получить стабильное качество фильтрованной воды.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№6|2018

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

bbk 000000

УДК 696.11

Бутко Д. А., Данекянц А. Г., Мельников И. С.

Выбор оптимальной схемы системы водоснабжения  для высотного здания

Аннотация

Сформулирована задача углубленного изучения научного обоснования выбора схемы системы водоснабжения с выработкой критериальных показателей (параметров) оптимизации. Анализ конъюнктуры современного рынка строительства недвижимости позволил сделать обоснованный выбор модельного здания, для которого составлены семь различных вариантов схем систем водоснабжения и произведены гидравлический и технико-экономический расчеты. Рассчитаны основные показатели надежности с использованием трех методик. Предложены коэффициенты значимости, которые определяют степень влияния отказа отдельного узла на работоспособность системы в целом. Выявлены закономерности изменения величины вероятности безотказной работы арматуры при увеличении этажности. Составлен алгоритм выбора возможной к применению схемы системы водоснабжения, основанный на вопросно-ответном методе и учитывающий исходные данные об этажности, ограничения по напорам, конструктивные особенности проектируемого здания, возможность и (или) необходимость резервирования, а также установки дополнительного оборудования. Определены параметры оптимизации: материальная характеристика, надежность и энергопотребление. Для решения поставленной задачи предложено единое интегральное уравнение надежностно-экономического индекса. Приведены коэффициенты и соответствующие им численные значения, которые принимаются в зависимости от рассматриваемой схемы. При подстановке исходных данных в уравнение можно получить координаты для построения области определения. Каждая схема в силу своих особенностей имеет определенный интервал значений (область определения).

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№6|2018

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.112.24:621.65

Фисенко В. Н.

Энергетическая эффективность насосов  в системах водоснабжения и водоотведения

Аннотация

Рассмотрены проблемы антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, а также динамика и структура внутреннего рынка России по насос­ному оборудованию для систем водоснабжения и водоотведения. Актуальные мировые тренды совершенствования насосного оборудования в части оснащения системами интеллектуального управления и контроля и повышения энергоэффективности в рамках концепции «интернета вещей» (IoT) создают ряд проблем межотраслевого взаимодействия. Рассмотрен советский опыт для совершенствования отечественного подхода к оценке энергоэффективности насосных систем в рамках переработки стандарта ISO/ASME 14414. Приведены критерии энергоэффективности насосов для систем водоснабжения и водоотведения, показаны их преимущества и преемственность c аналогичной международной практикой. Для того чтобы определить, какие насосы, производимые в РФ и ввозимые в РФ, являются энергоэффективными с точки зрения требований эксплуатации в системах водоснабжения и водоотведения, необходимо сформулировать на основании имеющихся на сегодняшний день наработок единый подход к оценке энергоэффективности, который будут использовать производители, проектировщики, потребители насос­ного оборудования, органы государственного надзора и контроля. Насосное оборудование, не соответствующее таким требованиям, должно быть исключено из официального гражданского оборота в системах водоснабжения, как не соответствующее современным экологическим требованиям, и ограничено к ввозу и продаже в РФ. Требуют решения проблемы межведомственного взаимодействия по обязательности применения в критически важных для безопасности отраслях отечественной радиоэлектронной элементной базы, отечественных операционных систем, программных продуктов в приборах и системах контроля и управления работой насосного оборудования систем водоснабжения и водоотведения. Необходимы ограничения при выделении государственных финансовых средств на оборудование, интегрированное с центрами обработки данных иностранной локализации.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

mvkniipr ru 

ecw18 vst 200

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand