04 2018

Number 4 / 2018

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№4|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК

Аналитическому центру «РОСА» – 25 лет


 

№4|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 663.64

Chesnokova S. M., Podolets A. A., Savel'ev O. V.

Estimation of macro- and micro composition of bottled water and tap water in the city of Vladimir

Summary

The assortment of bottled water sold in the distributive network of Vladimir was studied. It was stated that most of the trademarks were artificial water prepared from tap water by desalination and subsequent mineralization. The specifications for these water trademarks begin from 0131. The specifications for water from natural sources begin from 9185. The analysis of the macro-and micro composition of the bottled water and tap water samples in the city of Vladimir carried out with the use of «Kapel’104T» capillary electrophoresis system is presented alongside with the estimation of their physiologic usefulness in relation to the concentrations of the most important macro-and micro elements meeting the regulations (Sanitary Rules and Regulations 2.1.4.1116-02). The method of biotesting with the use of Daphnia magna Sr. provided for determining the trademarks of bottled water that contained preserving agents dangerous for children’s health (silver salts and antibiotics).

Key words

, , , , ,

 

№4|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.161.2:66.081

Chernyshev P. I., Kruchinina N. E., Panfilov V. A., Kuzin E. N.

The use of ATM-1 adsorbent-cationite in the processes
of removing metals from natural and waste water

Summary

The relevancy of the task of searching and obtaining new sorbents based on cheap and high production volume raw materials to be used in water and wastewater treatment is noted. The prospects of obtaining sorbent based on «Ogneupory» JSC refractory processing wastes – synthetic brucite is substantiated. The physical and chemical properties of ATM-1 mixed mineral product are given as well as the static and calculated dynamic capacitance of ATM-1 ion-exchange sorbent samples in relation to ions of some heavy metals – iron, copper, nickel, cadmium, chromium (VI), tungsten (VI). The results of the consolidated pilot studies of the material as filter media in the process of iron removal and demanganation of natural water are presented alongside with the results of the laboratory studies of plating waste treatment. The laboratory studies carried out under static conditions showed the efficiency of reducing the concentration of heavy metal concentrations in the samples of wash water of electroplating industry if treated with ATM-1 sorbent. It is assumed that the removal of cadmium, copper, nickel, zinc, iron, manganese ions is caused by both ion exchange phenomena and chemisorption. The results of the undertaken studies speak for the high sorption capacitance of ATM-1 sorbent samples in relation to heavy metal ions. The use of brucite wastes is one of the methods of removing metal ions from water and wastewater. It is noted that obtaining commercial ATM-1 will help to solve the problem of refractory processing wastes utilization and reduce the cost of the product.

Key words

, , , , ,

 
Toggle Text

№4|2018

WATER DISTRIBUTION NETWORKS

bbk 000000

UDC 628.144

Luk'ianchuk M. Iu., Hyamyalyainen M. M., Smirnova S. V., JUDIN M. Iu.

Hydraulic model use-case in the operation of a water and wastewater services utility

Summary

Hydraulic models are used at the water and wastewater services utilities for addressing different tasks related to improving the operation of water distribution networks. Practitioners have been continuously looking for possible ways of using the models for daily needs of the utilities and their technical execution with the use of software. The advanced software includes an adequate number of functions that ensure completing routine tasks of water distribution network operation, management and development. An example of modeling a fault pipeline section shutoff with sequential valve shifting is presented; a method of basic data generation and presentation of the modeling results is shown. In the viewed example during the routine work execution the hydraulic head is slightly changed. During the pipeline section cutoff pressure monitoring in the control points of the pressure zone and additionally in the sections where pressure reduction is expected based on the results of modeling is carried out. In appropriate cases pressure reduction in the network can be balanced by increasing the output pressure of the pumping station. Changing flow directions will influence to a small extent separate network sections that could be additionally flushed before the cutoff. Following the pipeline cutoff procedure together with the recommendations based on the results of hydraulic modeling provides for eliminating the disruption of water supply to the customers.

Key words

, , , ,

 

№4|2018

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.32/34

GALKIN Yu. A.

Process system of industrial runoff treatment

Summary

Based on the principle of dynamic control «ECO-PROJECT» Research and Development Company» LLC developed a process system of «dynamic control unit – «EP OF» settling tank-flocculator. The system is to be used as a basis in designing industrial runoff treatment facilities operating in complex environment – at continuous industrial wastewater inflow and unsteady values of flow, component concentrations and temperature. The facilities based on this system are highly efficient in eliminating a wide range of pollutants in phase dispersed state; use simplified water and waste treatment technology; have a flexible and compact component structure and high technical and economic characteristics. The designed process system is used in design, construction and operation of the treatment facilities in big cities, at the machine building plants, iron and steel plants and other industrial enterprises. In the process of develo­ping «EP OF» settling tank-flocculators laboratory, pilot and full-scale tests were carried out; the negative experience and best practices of operating different modifications of the device were analyzed; the design and operating parameters were optimized by computer modeling with the use of FlowVision software. The devices have different designs related to the specific technical processes where they are used.

Key words

, , ,

 

№4|2018

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.312:628.336.3

Variushina G. P., Primin O. G.

The experience of operating surface runoff treatment facilities
and the guidelines for the improvement of sludge treatment technology

Swimmer

The data on the mechanical and physical properties of surface runoff sludge generated on the lands allotted for settlement and highways is presented. The observations of the processes of natural sludge drying on the sand sludge dewatering beds at the treatment facilities show that the sludge is characterized by low dewatering properties (more than 89–94%), and this fact stipulates the demand for the improvement of the sludge treatment technology. As a result of the chemical and analytical studies of the surface runoff sludge composition it was stated that the sludge from industrial sites located in the residential districts and industrial areas, from residential constructions on the lands allocated for settlement with parklands as well as from the recreation areas with nature-sanctuaries could be attributed to class IV of hazard (low-hazard). Sludge from the territory of the Moscow Ring Road, gasoline stations, and parking lots at the shopping malls could be attributed to class III of hazard (moderately hazardous). The results of the laboratory studies showed that the use of high molecular polyelectrolytes provided for sludge thickening and efficient dewatering by centrifuging to 74–82% moisture content. The design data on the sludge specific volume (98–99% moisture content) generated in storage tanks is presented as well as the data on the specific volume of dewatered sludge (89–94 % moisture content) generated annually on 1 ha catchment area for different types of catchment areas. It is recommended during the design process not to remove water charged sludge with a moisture content of 98–99% by trucks (sludge pumps) as an expensive and ineffective method, but to dewater sludge directly at the treatment facilities with the use of stationary or mobile mechanical equipment (vacuum-filters, filter-presses, centrifuges, geotubes).

Key words

, , , ,

 

№4|2018

ENERGY CONSERVATION

bbk 000000

UDC 628.112.24:621.65.05

Galiullin M. F., Maksimov A. A., Rodin N. V., Bychkov D. A., Gerasimov D. S., Ionov A. N.

Introducing degassing systems to improve the operation efficiency of water pumping stations in Tumen

Summary

Second elevation pumping stations are an integral part of the water treatment facilities and supply drinking water to the municipal water distribution network. Water is pumped out of the service reservoirs. As a rule they are buried reinforced-concrete facilities. To provide for the sustainable operation of the «service reservoir-pump» system the competent management of the water levels in the reservoirs is an essential condition during pump operating at any water supply range. Affected by the objective and judgmental factors the operation of this part of the process scheme can be either insufficiently reliable to ensure continuous water supply to the city, or insufficiently efficient for the water treatment process in relation to the energy consumption. The similar situation can be observed in Tumen; to different extents it is related to two water intakes – Metelevskii and Velizhanskii. Possibly this problem is not exceptional for Tumen; it may be observed in other cities. Based on the Tumen experience it is shown that changing the operation mode of the pumping station supplying water to the city provides for reducing the energy consumption by 5.6% and the number of emergency team visits to the wells. The results of the conducted measures assume further improvement of the reliability and efficiency of the water distribution network operation. Furthermore, it is essential to develop an algorithm of the optimal operation of the first elevation pumping station (with pump replacement) and treatment facilities, and to computerize the process.

Key words

, , , , ,

 

№4|2018

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.147.22

Glazkov D. V., Маслов Е. Б.

Method of formation of centrifugal cement-sand coating
in steel water pipes

Summary

The results of the experimental studies of determining the optimal composition of cement-sand coating and the procedure of its formation on the interior face of water pipes are presented. The internal cohesion of cement-sand mixture depending on its water content was studied; based on the research results the water-cement ratio and the optimal speed of pipe spinning in the process of coating formation were selected. Different cement-containing compositions resistant to dulling and ensuring adequate protective anticorrosive coating were tested. The process operations of the centrifugal coating formation based on the mixtures with flexible consistency are proposed; the method implementation is theoretically substantiated. The executed studies showed that introducing complexed mineral-chemical additive (in the amount of approximately 3% of the cement mass) into cement-sand mixture provided for improving significantly the operational properties of the coating, almost doubling the strength and waterproofing capacity, and reducing the water demand of the mixture. This additive is not toxic; it does not change the toxico-hygienic characteristics of the final product; and the mortar stone does not release substances hazardous to health.

Key words

, , , ,

 

№4|2018

PRACTICAL NOTES

bbk 000000

UDC 628.112.24:622.245.71

Opryshko B. A., Shvetsov V. A., Liakh A. P., Belavina O. A.

A new design of an observation blowing well head

Summary

A new design of a blowing well head of underground water deposits is proposed. It is demonstrated that retrofitting the well head provides for the elimination of underground water spills from emergency wells; prevention of bog soils genesis, soil degradation and desertification on vast areas. The use of the well head ensures continuous hydrogeologic monitoring with the use of submersible stand-off sensors and recorders in blowing wells in different climate conditions on unguarded territories.

Key words

, , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

04 2018

Номер 4 / 2018

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№4|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК

Аналитическому центру «РОСА» – 25 лет


 

№4|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 663.64

Чеснокова С. М., Подолец А. А., Савельев О. В.

Оценка макро- и микроэлементного состава бутилированных вод и водопроводной воды г. Владимира

Аннотация

Изучен ассортимент бутилированных вод, реализуемых в торговой сети г. Владимира. Установлено, что большая часть продукции представлена искусственными водами, приготовленными из водопроводной воды путем ее обессоливания и последующей минерализации. Технические условия на эти воды начинаются с цифр 0131. Технические условия вод из природных источников начинаются с цифр 9185. Приведен анализ макро- и микроэлементного состава бутилированных вод и водопроводной воды г. Владимира с использованием системы капиллярного электрофореза «Капель 104Т», а также оценка их физиологической полноценности по соответствию концентраций важнейших макро- и микроэлементов нормативам (СанПиН 2.1.4.1116-02). Методом биотестирования с использованием пресноводных рачков Daphnia magna Sr. выявлены марки бутилированных вод, содержащих опасные для здоровья детей консерванты (соли серебра и антибиотики).

Ключевые слова

, , , , ,

 

№4|2018

ВОДООЧИСТКА

bbk 000000

УДК 628.161.2:66.081

Чернышев П. И., Кручинина Н. Е., Панфилов В. А., Кузин Е. Н.

Использование адсорбента-катионита АТМ-1 в процессах удаления металлов из природных и сточных вод

Аннотация

Отмечается актуальность задачи поиска и получения новых сорбентов на основе дешевого и многотоннажного сырья для использования в процессах водоподготовки и очистки сточных вод. Обоснована перспективность получения сорбента на основе отходов производства огнеупоров АО «Огнеупоры» – синтетического брусита. Приведены физико-химические свойства гранулированного комплексного минерального продукта АТМ-1, а также статическая и расчетная динамическая емкость образцов ионообменного сорбента АТМ-1 по отношению к ионам некоторых тяжелых металлов – железа, меди, никеля, кадмия хрома (VI), вольфрама (VI). Представлены результаты укрупненных опытно-промышленных испытаний материала в качестве загрузки фильтра в процессах обезжелезивания и деманганации природной воды, а также результаты лабораторных исследований по очистке образцов гальванических стоков. Лабораторные исследования, выполненные в статических условиях, показали эффективность снижения содержания ионов тяжелых металлов в образцах промывных сточных вод гальванических производств при их обработке с использованием сорбента АТМ-1. Высказывается предположение, что удаление ионов кадмия, меди, никеля, цинка, железа, марганца обусловлено как явлениями ионного обмена, так и хемосорбции. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о высокой сорбционной емкости образцов сорбентов АТМ-1 по отношению к ионам тяжелых металлов. Использование отходов брусита является одним из способов удаления ионов металлов в процессах водоочистки и водоподготовки. Отмечается, что получение товарного АТМ-1 позволит решить проблемы утилизации отходов производства огнеупоров и снизить стоимость продукта.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№4|2018

ВОДОПРОВОДНЫЕ СЕТИ

bbk 000000

УДК 628.144

Лукьянчук М. Ю., Хямяляйнен М. М., Смирнова С. В., Юдин М. Ю.

Пример использования гидравлических моделей в работе водоканала

Аннотация

На предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства гидравлические модели применяются для решения различных задач по улучшению режимов работы водопроводной сети. Специалисты-практики постоянно ищут возможности применения моделей для повседневных нужд предприятий и их технического исполнения с использо­ванием программного обеспечения. Современное программное обеспечение содержит достаточное количество стандартных функций, позволяющих решать повседневные задачи эксплуатации водопроводной сети, управления их работой и развития системы водоснабжения. Приведен пример моделирования отключения участка водовода с последовательным переключением задвижек, показан способ формирования исходных данных и представления результатов моделирования. В рассмотренном примере при выполнении работ, согласно регламенту, свободный напор изменяется на незначительную величину. Во время отключения участка водовода будет производиться мониторинг напоров в контрольных точках зоны давления, а также дополнительно в кварталах, где по результатам моделирования ожидается снижение напоров. При необходимости снижение напора в сети может быть компенсировано увеличением выходного напора насосной станции. Изменение направления потоков в незначительной степени затронет несколько участков сети, которые могут быть дополнительно промыты перед началом отключения. Выполнение регламента отключения участка водовода вместе с рекомендациями по результатам гидравлического моделирования позволяет провести отключение без нарушения водоснабжения абонентов.

Ключевые слова

, , , ,

 

№4|2018

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.32/34

Галкин Ю. А.

Технологическая система очистки сточных вод производственно-дождевой канализации

Аннотация

На основе принципа динамического регулирования в ООО «Научно-проектная фирма «ЭКО-ПРОЕКТ» разработана технологическая система «станция динамического регулирования – отстойник-флокулятор «ЭП ОФ». Система предназначена для использования в качестве основы при разработке очистных сооружений производственно-дождевой канализации в усложненных условиях – при непрерывном притоке производственных сточных вод и нестационарных значениях расхода, концентрации компонентов и температуры. Основанные на ней сооружения обладают высокой эффективностью по извлечению широкого спектра загрязняющих компонентов, находящихся в разном фазово-дисперсном состоянии, упрощенной технологией обработки воды и отходов, гибкой и компактной компоновочной структурой, высокими технико-экономическими показателями. Разработанная технологическая система используется при проектировании, строительстве и эксплуатации очистных сооружений в крупных городах, на предприятиях машиностроения, металлургии и других отраслей народного хозяйства. При создании отстойников-флокуляторов «ЭП ОФ» были выполнены лабораторные, опытно-промышленные и промышленные испытания, проанализирован негативный и позитивный опыт эксплуатации разных модификаций аппаратов, оптимизированы конструктивные и режимные параметры компьютерным моделированием с использованием программы FlowVision. Аппараты имеют варианты конструкции, связанные с особенностями технологических процессов, в которых они применяются.

Ключевые слова

, , ,

 

№4|2018

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.312:628.336.3

Варюшина Г. П., Примин О. Г.

Опыт эксплуатации комплексов очистных сооружений  поверхностных стоков и рекомендации  по совершенствованию технологии обработки осадка

Аннотация

Приводятся данные о механических и физико-химических свойствах осадков поверхностных сточных вод, формирующихся на селитебных и промышленных площадках и автомобильных дорогах. Наблюдения за процессами естественного просушивания осадка на песковой обезвоживающей площадке комплекса очистных сооружений показывают, что осадок характеризуется низкими влагоотдающими свойствами (не менее 89–94%), а это обусловливает необходимость усовершенствования технологии его обработки. В результате химико-аналитических исследований состава шламов поверхностных стоков установлено, что к IV классу опасности (малоопасные) относятся осадки с территорий промышленных предприятий в жилой застройке и промышленной зоне, жилых застроек на селитебной территории и с лесопарковой зоной, а также зон отдыха с природным заказником. Осадки с территорий Московской кольцевой автодороги, автозаправочной станции и автопарковки у торгово-развлекательного комплекса относятся к III классу опасности (умеренно опасные). Результаты лабораторных исследований показали, что с помощью высокомолекулярных полиэлектролитов происходит уплотнение осадка и эффективное его обезвоживание методом центрифугирования до влажности 74–82%. Представлены расчетные данные по удельным объемам осадков (влажность 98–99%), образующихся в накопительных емкостях, а также данные по удельному количеству обезвоженного осадка (влажность 89–94 %), образующегося с площади водосбора 1 га в год для различных видов площадей водосбора. Рекомендуется при проектировании очистных сооружений поверхностных сточных вод не предусматривать вывоз обводненного осадка влажностью 98–99% автотранспортом (илососами) как дорогостоящего и неэффективного способа, а производить обезвоживание шлама непосредственно на площадке очистного комплекса с помощью механического оборудования (вакуум-фильтры, фильтр-прессы, центрифуги, геотубы) в стационарном или мобильном исполнении.

Ключевые слова

, , , ,

 

№4|2018

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.112.24:621.65.05

Галиуллин М. Ф., Максимов А. А., Родин Н. В., Бычков Д. А., Герасимов Д. С., Ионов А. Н.

Внедрение системы вакуумирования  для повышения эффективности работы насосных станций системы водоснабжения г. Тюмени

Аннотация

Насосные станции второго подъема являются частью комп­лекса водоочистных сооружений и обеспечивают подачу питьевой воды в распределительную водопроводную сеть города. Забор осуществляется из резервуаров чистой воды. Это, как правило, заглубленные железобетонные сооружения. Для устойчивого функционирования системы «резервуар чистой воды – насос» обязательным условием является грамотное управление уровнями воды в резервуарах при работе насосов во всем диапазоне подачи воды в город. Под влиянием объективных и субъективных факторов функцио­нирование этого звена технологической схемы может быть или недостаточно надежным для обеспечения бесперебойной подачи в город, или недостаточно эффективным для процесса очистки воды и с точки зрения расхода электроэнергии. Подобная ситуация наблюдается в г. Тюмени, причем в разной степени это касается двух водозаборов – Метелевского и Велижанского. Вероятно, данная проблема не является уникальной для Тюмени, она может проявляться и в других городах. На основе опыта Тюмени показано, как за счет изменения режима работы насосной станции первого подъема удалось сократить потребление электроэнергии на 5,6% при обеспечении надежной подачи воды в город, а также снизить число выездов бригад на скважины. Полученные результаты проведенных мероприятий предполагают дальнейшее повышение надежности и эффективности работы водопроводной сети. При этом необходимо разработать алгоритм оптимального режима насосной станции первого подъема (с заменой насоса) и очистных сооружений, а также автоматизировать процесс.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№4|2018

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 628.147.22

Глазков Д. В., Маслов Е. Б.

Способ центробежного формования цементно-песчаной
облицовки в стальных водопроводных трубах

Аннотация

Приведены результаты экспериментальных исследований по определению оптимального состава цементно-песчаного покрытия и режимов его нанесения на внутреннюю поверхность труб систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Изучено внутреннее сцепление цементно-песчаных смесей в зависимости от их водосодержания, на основании чего подобрано водоцементное соотношение, а также оптимальное значение скорости вращения труб при формовании покрытия. Выполнены испытания различных цементсодержащих составов, устойчивых к оплыванию и создающих качественное защитное антикоррозионное покрытие. Предложены технологические операции способа центробежного формования покрытия на основе смесей подвижной консистенции, приведено теоретическое обоснование реализации способа. Проведенные исследования показали, что введение в состав цементно-песчаной смеси комплексной минерально-химической добавки (в количестве около 3% от массы цемента) позволило в значительной степени улучшить эксплуатационные свойства облицовки, почти вдвое повысить прочность и водонепроницаемость, снизить водопотребность смеси. Данная добавка не токсична, не изменяет токсико-гигиенических характеристик готового продукта, а затвердевший раствор не выделяет вредных веществ, опасных для здоровья человека.

Ключевые слова

, , , ,

 

№4|2018

ЗАМЕТКИ ИЗ ПРАКТИКИ

bbk 000000

УДК 628.112.24:622.245.71

Опрышко Б. А., Швецов В. А., Лях А. П., Белавина О. А.

Новая конструкция оголовка наблюдательной  самоизливающейся скважины

Аннотация

Предложена новая конструкция оголовка для самоизливающейся скважины месторождений подземных вод. Показано, что внедрение оголовка позволяет ликвидировать изливы подземных вод из аварийных скважин, предотвратить заболачивание, деградацию и опустынивание почв на обширных территориях. Применение оголовка обеспечивает проведение непрерывного гидрогеологического мониторинга с использованием погружных автономных датчиков и регистраторов на самоизливающихся скважинах при различных климатических условиях на неохраняемых территориях.

Ключевые слова

, , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand