№6|2011

ЗАКОНЫ, СТАНДАРТЫ, НОРМАТИВЫ

bbk 000000

УДК

Зиберов В. Е.

О проекте Федерального закона «О водоснабжении и канализовании»

Аннотация

В настоящее время профессиональное сообщество активно обсуждает проект Федерального закона «О водоснабжении и канализовании», внесенного на рассмотрение в Государственную думу РФ.

 

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

06_01_ris_01

В настоящее время профессиональное сообщество активно обсуждает проект Федерального закона «О водоснабжении и канализовании», внесенного на рассмотрение в Государственную думу РФ. Необходимость принятия закона давно назрела и сомнению не подлежит. Однако совершенно недопустимо для ускорения принятия закона пожертвовать качеством проработки каждой его статьи. В первую очередь следует обратить внимание на статью 1 «Предмет регулирования настоящего закона». Это основополагающая статья, от формулировки которой зависит трактовка всех последующих разделов и статей правового документа.

В пояснительной записке к законопроекту записано, что «основная идея проекта Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» заключается в создании правовой основы для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения и канализования в Российской Федерации».

Водопроводно-канализационное хозяйство, являясь социально ориентированной отраслью, призвано оказывать услуги, прежде всего населению, по обеспечению комфортности его проживания, сохранения здоровья и продолжительности жизни. Водохозяйственный комплекс неразрывно связан, с одной стороны, с водной отраслью России, с другой – с природоохранной деятельностью.

При подготовке нового законопроекта необходимо исходить из положений Конституции РФ и из действующих основополагающих нормативно-правовых актов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1602-р) отмечено, что к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса относятся современные технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2099 г. № 1235-р), развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации Федеральной целевой программы «Чистая вода».

И, наконец, основной целью Программы «Чистая вода» (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1092) является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарных правилах. Цели Программы направлены на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.

В статье 1 проекта закона «О водоснабжении и канализовании» записано: «Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в связи с водоснабжением и канализованием населенных пунктов с использованием централизованных систем водоснабжения и канализования, созданием, функционированием и развитием таких систем, определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления поселений, городских округов…». Таким образом, проект закона рассматривает проблемы водоснабжения и канализования населенных пунктов (а не населения) и только с использованием централизованных систем.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, следует ли возлагать на организации водопроводно-канализационного хозяйства водоснабжение населенных пунктов со всей имеющейся там промышленной структурой? Во-вторых, по статистическим данным, в России 30,5 млн. человек, или 22% населения не обеспечены услугами централизованного водоснабжения, водопровод отсутствует в 11% городов и более чем в 60% сельских населенных пунктов, только 5% сельских населенных пунктов имеют сети канализации.

Может ли федеральный закон социальной направленности не учитывать нужды более чем пятой части населения страны? Ответ на этот вопрос очевиден – не может.

Разработчики подготовили законопроект, охватывающий все стороны деятельности водопроводно-канализационных предприятий населенных пунктов, имеющих централизованные сети. Обеспечение питьевой водой и канализацией населения малых городов и сельских населенных пунктов – проблема специфическая, требующая зачастую индивидуального подхода. Очевидно, что проект закона требует доработки. Как это сделать? Каких специалистов следует привлечь? Кто заинтересован в доработке проекта закона? Прежде всего, это органы самоуправления муниципальных образований и специалисты малого и среднего бизнеса на рынке услуг водоснабжения.

В Министерстве регионального развития Российской Федерации создана рабочая группа по доработке проекта закона «О водоснабжении и канализовании». Целесообразно привлечь к этой работе специалистов из регионов. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения планирует провести в г. Вологде очередную конференцию малых городов. Может быть, следует посвятить ее работу вопросам водоснабжения совсем малых населенных пунктов и в первую очередь сельских?

 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

Banner konferentciia itog 200x100

VAK2

bajkal forum 100x100

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.