№12|2011

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.192:614.777

Мазаев В. Т., Шлепнина Т. Г., Ибрагимова И. Т.

О новых санитарных правилах по зонам санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы

Аннотация

Приведена информация о введении в действие новой редакции санитарных правил о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Даны комментарии к измененной редакции санитарных правил, а также обоснование изменений с юридической и гигиенической точек зрения. Изложен порядок разработки Проекта зон санитарной охраны, а также процедура согласования и утверждения в соответствии с градостроительным законодательством.

Ключевые слова

, , ,

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

Санитарные правила «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (СП 2.1.4.2625-10) [1] утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 30 апреля 2010 г. № 45 взамен нормативного документа 2001 г. [2]. Основанием для пересмотра, кроме регламентированных сроков действия, явились изменения федерального законодательства (Градостроительный кодекс РФ [3], Водный кодекс РФ [4], поправки в Федеральный закон № 52-ФЗ [5]). Следует подчеркнуть, что разработка правил санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отнесена Водным кодексом РФ (статья 43, пункт 2) к сфере санитарного законодательства.

В основу новой редакции нормативного документа [1] положено содержание аналогичных Санитарных правил (СП 2.1.4.1075-01) [2]. Обе редакции Санитарных правил являют собой реализацию пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» [6], т. е. являются своего рода санитарнымзаданиемна разработку Проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы (далее Проект ЗСО). Поскольку эти источники располагаются на территории четырех субъектов Российской Федерации (г. Москва, Московская, Тверская и Смоленская области), документ утверждался на федеральном уровне, в ранге Санитарных правил.

Проект ЗСО, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 [6], разрабатывается владельцем водопровода, а все вопросы его согласования и утверждения решаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. При пересмотре СП 2.1.4.1075-01 [2] учтены изменения в гражданском, санитарном, водном и природоохранном законодательстве страны за последние годы, развитие Московского водопровода, а также опыт экспертной работы в области санитарной охраны водных объектов по г. Москве и Московской области.

Предварительные редакции Проекта ЗСО обсуждались на совещаниях авторского коллектива в июле 2006 г., в июне 2008 г., в январе 2009 г., в сентябре 2010 г. Активное участие в обсуждении принимали представители МГУП «Мосводоканал». Текст проекта Санитарных правил был выложен на сайт Роспотребнадзора в мае–августе 2010 г.

КомментарииавторовСП 2.1.4.2625-10 ктекстудокумента

Отличия новых Санитарных правил [1] от предыдущего документа заключаются в следующем.

Первый пояс ЗСО станций водоподготовки (пояс строгого режима) разделен на пояса 1А и 1Б (пункт 2.2 СП [1]). В современных условиях землепользования организация, эксплуатирующая станцию водоподготовки, может нести ответственность за соблюдение санитарного режима лишь в пределах землеотвода (промышленной площадки, на которой расположены водозаборные и очистные сооружения, насосные станции, резервуары чистой воды); эта территория обозначена в Санитарных правилах как пояс 1А ЗСО. В то же время выполнение функции пояса строгого режима, а именно «обеспечение постоянства состава воды в месте водозабора» (пункт 2.2.3), в условиях мощностей водозаборов Московского водопровода требует соблюдения строгого санитарного режима на большей территории и акватории, чем промышленная площадка станции водоподготовки. Этой цели служит пояс 1Б ЗСО, в котором действует запрет на новое строительство, а реконструкция существующих объектов допускается при условии снижения неблагоприятного влияния реконструируемого объекта на источник водоснабжения за счет уменьшения плотности заселения и повышения уровня благоустройства (пункт 4.2.2). Следует подчеркнуть, что границы первого пояса в новом документе по сравнению с редакцией 2001 г. в основном не изменились, разделились лишь субъекты ответственности.

В новой редакции Санитарных правил, кроме запрета нового строительства на территории пояса 1Б, выделен также запрет спуска любых, в том числе ливневых (имеется в виду организованный сброс) сточных вод в акваторию пояса 1Б (пункт 4.2.2). Учитывая приоритет на данной территории потребностей источника водоснабжения как части природного объекта, под благоустройством в пунктах 4.2.2 и 4.2.4 следует понимать не бытовые потребности людей (вертикальная планировка, увеличение площади твердых покрытий, осушение заболоченных территорий, спрямление русла водотоков и прочие «перлы цивилизации»), а те или иные минимальные мероприятия по конвергенции природной и жилой среды, в наименьшей степени нарушающие естественные условия поверхностного стока и перевода его в подземный. К примеру, создание набережной может быть допущено как элемент берегоукрепления для предотвращения естественной сработки берега водного объекта (при соответствующем гидрологическом обосновании).

Ответственность за соблюдение санитарного режима в поясе 1Б возлагается на владельцев земельных участков и объектов, расположенных на его территории, на основании и в соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [5], а государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий по поддержанию санитарного режима возложен на Территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве (пункт 2.7).

Следует обратить внимание, что в новых Санитарных правилах так же, как и в предыдущей их редакции, выделяется первый пояс (строгого режима) не только водозаборов, но и гидроузлов, входящих в гидротехническую систему источника питьевого водоснабжения Москвы. Основные гигиенические требования, которые предъявляются к качеству воды в акватории первого пояса ЗСО гидроузла, – это непревышение ПДК химических веществ и БПК, определенный микробиологический состав и пр. Соответственно, выше первого пояса ЗСО гидроузла рассчитываются и границы второго пояса ЗСО данного гидроузла: Можайского, Рузского, Озернинского, Истринского, Акуловского, Пестовского, Пяловского, Пироговского (Клязьминское водохранилище), № 7 (Химкинское водохранилище), Икшинского. Эта особенность рассматриваемого документа обусловлена громадной площадью водосбора (около 50 тыс. км2!) источников питьевого водоснабжения Москвы. Эта территория к тому же характеризуется высокой плотностью населения и высокой степенью хозяйственного освоения, что представляет реальную угрозу ухудшения качества воды источника.

Таким образом, Санитарные правила рассматривают акваторию источника водоснабжения Москвы не только как собственно резервуарсырья для подготовки питьевой воды, но и как трактводоподачи, являющийся очень важной частью сложной «природно-антропогенной» системы «водоподготовка». «Трактом водоподачи» в интерпретации данного документа являются русло реки Москвы от плотины Можайского водохранилища до водозаборов Рублевской и Западной станций водоподготовки, русло реки Б. Истры от плотины Истринского водохранилища до устья, участок Канала им. Москвы от его выхода из Иваньковского водохранилища с каскадом водохранилищ водораздельного бьефа до акватории Учинского водохранилища, на берегу которого располагаются водозаборы Восточной и Северной станций водоподготовки.

Введение описанного нормативного требования создает законодательные предпосылки для обеспечения поставки в тракт водоподачи сырья (природной воды), соответствующего санитарным требованиям, т. е. обеспечивающего его безвредность и безопасность для человека.

Уточнено назначение второго пояса ЗСО. Наряду с защитой источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком, его функцией является «обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения» (пункт 2.2.4). По существу, это не нововведение, а утверждение классического принципа организации ЗСО источника питьевого водоснабжения, который был упущен в предыдущей версии документа. Расчет верхней границы второго пояса (пояса ограничений) ЗСО поверхностного источника питьевого водоснабжения, согласно и предыдущей, и действующей редакции Санитарных правил, ведется исходя из «времени самоочищения» – эмпирической величины, установленной для различных климатических поясов [7]; для данного случая «время самоочищения» составляет 5 суток.

Апробация этого классического метода, разработанного в 1940-х годах для водотоков, показала (в процессе пилотной разработки Проекта ЗСО на ограниченном участке территории Московской области) его непригодность для условий мощных водозаборов из крупных водохранилищ. Это связано с многообразием и особенностью течений в таких водохранилищах (стоковые, ветровые нагонные и сгонные, компенсационные, обусловленные температурной стратификацией и пр.), а также с частыми и несистемными колебаниями уровня воды, зависящими от многих природных и техногенных факторов. В таких условиях у водозабора в каждый момент времени может оказаться масса воды из самых различных частей акватории в неопределенной фазе самоочищения. Авторами было признано, что в описанных условиях рассчитывать на времясамоочищенияводы нельзя, и защита водной массы подобного водозабора от загрязненного поверхностного и подземного стока должна осуществляться повсемупериметруводохранилища, независимо от места водозабора. Такой подход способствует и уменьшению эвтрофикации водоема – процесса, негативно влияющего на качество воды. Возникли предпосылки для очередной коррекции действующих Санитарных правил [1] в части порядка установления границ второго пояса ЗСО на водохранилищах.

Исправлена редакция пункта 2.3.3 (второй абзац) старого документа о боковых границах второго пояса ЗСО водозаборов и гидроузлов. Удаление боковой границы второго пояса от уреза воды источника при равнинном рельефе местности должно быть не менее 500 м, а при холмистом рельефе местности граница должна проходить по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения (пункт 3.4.3).Соблюдение этих требований в современной обстановке (отсутствие пастбищного содержания скота, тенденция к строительству высокоэффективных очистных сооружений бытовой канализации в коттеджных поселках и индивидуальных усадьбах, снижение распашки сельскохозяйственных угодий) способно сохранить естественные условия поверхностного стока и перевода его в подземный. В то же время, условие «не менее» введено для того, чтобы при разработке Проекта ЗСО была возможность учесть особенности микрорельефа местности, наличие сезонных водотоков, границы существующих населенных пунктов и прочие факторы, влияющие на качество воды источника водоснабжения, и с учетом этих факторов установить реальную линию боковой границы ЗСО, которая может оказаться (в разумных пределах) на расстоянии более 500 м от уреза воды.

Уточнено требование к защите прибрежной полосы территории второго пояса ЗСО от антропогенного вмешательства: пунктом 4.4.4 «не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочные станции (АЗС) легковых автомобилей нарасстояниименее100 метровот уреза воды источника питьевого водоснабжения». Этот пункт заменил шестой абзац пункта 3.2.1 СП 2.1.4.1075-01 [2], редакция которого, к сожалению, допускала несколько толкований.

Сохранено требование о запрете рубки леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. Значение водоохраной роли лесов подчеркнуто и в Лесном кодексе РФ [8], выделившем леса, расположенные на территории первого и второго поясов ЗСО, в категорию защитныхлесов(статьи 10, 12, 17, 102, 104).

Исключен третий пояс ЗСО (пояс ограничений). Ограничительные мероприятия, предусмотренные в третьем поясе ЗСО предыдущим документом [2], в настоящее время предметно предписаны в соответствующих СанПиН по санитарной охране водных объектов [9], Санитарных правилах по обороту ядохимикатов [10], по обращению с твердыми бытовыми отходами [11; 12] и пр. и не требуют повторения; имеющиеся негативные примеры из санитарной практики свидетельствуют лишь о малоактивной правоприменительной практике надзорных органов, а не о недостаточности нормативной базы.

Уточнен перечень основных водотоков, составляющих источник водоснабжения Московского водопровода (пункты 2.2.4 и 2.3.4). Из перечня исключены водные объекты, которые вследствие гидрологических или гидродинамических условий не оказывают существенного влияния на санитарное состояние главных трактов водоподачи. Представляется, что это уточнение позволит сосредоточить внимание на наиболее актуальных проблемах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы.

Введен абзац о порядке пересмотра утвержденных границ ЗСО при изменении мощностей водозаборов или при изменении местной санитарной ситуации (пункт 1.1.3). Данное положение корреспондирует со статьей 15 Градостроительного кодекса РФ [3] и направлено на предупреждение возможных необоснованных волюнтаристских решений. Следует подчеркнуть, что имеется в виду пересмотр границ ЗСО всвязисизменившимисяпотребностямиводопровода, а не с целью удовлетворения иных хозяйственных «прожектов», которым утвержденные границы ЗСО «помешали».

Необходимо обратить внимание, что Санитарными правилами регламентируется санитарныйрежим территории и акватории ЗСО. В их задачу не входит регулирование правовых вопросов земельных отношений, возникающих в пределах границ ЗСО.

ЗаконодательныеаспектыдостиженияконечнойцелиСП 2.1.4.2625-10 – созданияПроектаЗСОисточниковводоснабженияг. Москвы

Первый пункт СП 2.1.4.2625-10 [1]требует разработки на их основе владельцем водопровода (в данном случае Правительством г. Москвы) Проекта ЗСО источника питьевого водоснабжения (пункт 1.1.1). Это правило основывается на статье 15 Градостроительного кодекса РФ [3], в котором зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения отнесены к категории зонсособымиусловиямииспользованиятерриторий(статья 1, пункт 4). В свою очередь, «зоны с особыми условиями использования территорий» являются элементом схемытерриториальногопланированияРоссийской Федерации (статья 10), субъекта Российской Федерации (статья 14), муниципального района (статья 19) либо генеральногоплана поселения или городского округа (статья 23) в зависимости от принадлежности источников водоснабжения тому или иному виду собственности. Поскольку части источника водоснабжения Москвы (водохранилища, Канал им. Москвы) находятся в федеральной собственности, «Проект ЗСО источника водоснабжения водопровода г. Москвы», после разработки и согласования в установленном законом порядке, должен войти в схему территориального планирования Российской Федерации как ее элемент и затем найти отражение в схемах территориального планирования соответствующих субъектов РФ (г. Москвы, Московской, Смоленской и Тверской областей).

Начальным и наиболее трудным этапом разработки Проекта ЗСО является определение границ поясов ЗСО. Санитарными правилами, исходя из необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сформулированы санитарныеусловияустановления границ поясов ЗСО в соответствии с их назначением, т. е. условия инженернойзадачи. Для решения такой задачи, т. е. установления на основе заданных в Санитарных правилах условий, гидрологически и гигиенически обоснованных границ поясов ЗСО поверхностного источника питьевого водоснабжения, необходим учет большого комплекса природных факторов, среди которых: микрорельеф местности; наличие и характер сезонных и мелких постоянных водотоков, не обозначенных на обычных картах; высота стояния и сезонные колебания уровня грунтовых вод; характер почвы и подстилающих ее грунтов, характер берегов источника водоснабжения (переработка, заболоченность и пр.), границы и санитарная характеристика существующих антропогенных объектов и др.

Решение такой задачи должно быть осуществлено компетентной организацией, имеющей лицензии на проведение топографических, гидрологических, геологических и других изысканий и на градостроительное проектирование. В Проекте ЗСО, в результате проведения соответствующих изысканий, должны быть рассчитаны и определены точные географические координаты границ поясов зон, дано их описание и отображение на картографическом материале с указанием географических координат и опорных точек, а также разработан план профилактических мероприятий для конкретных хозяйственных и иных объектов, расположенных на территории ЗСО, направленных на соблюдение требований Санитарных правил.

При разработке Проекта ЗСО следует обратить особое внимание на некоторые наиболее уязвимые и ответственные участки ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы.

1. Учинское водохранилище с водозаборами Восточной и Северной станций водоподготовки – водный объект, характеризующийся низкой проточностью, отсутствием судоходства, выполняет по существу роль предотстойника для двух мощных станций водоподготовки Московского водопровода, повышая их санитарную надежность. Северный берег этого водохранилища – залесенный, низменный, подтопленный, местами заболоченный. Грунтовые воды этой береговой зоны имеют тесную гидравлическую связь с водохранилищем и во многом определяют его санитарный и водный режимы. В то же время, эта территория при попытке ее освоения под капитальное строительство потребовала бы больших мелиоративных работ, вертикальной планировки с подсыпкой дополнительного грунта и пр. При современных строительных технологиях и соответствующем финансировании эти работы выполнимы, однако это привело бы к потере уникального природного объекта, каким является Учинское водохранилище, и в значительной мере снизило бы санитарную надежность работы Восточной и Северной станций водоподготовки. Данное обстоятельство явилось основанием для установления границ пояса 1Б на северном берегу Учинского водохранилища (пункт 3.2.1).

2. Староречье и Лохинский остров, расположенные в непосредственной близости от водозаборов Рублевской и Западной станций водоподготовки. Само название территории (акватории) говорит о ее происхождении. Это результат естественной трансформации реки Москвы как природного водного объекта. Староречье и Лохинский остров имеют тесную гидравлическую связь с рекой Москвой, во многом определяют качество воды реки и демпфируют количественные колебания ее стока на этом участке. В 1920-е годы были попытки «урбанизации» этой мало пригодной для строительства территории, которые, к счастью, не были реализованы. В настоящее время водоохранная роль Староречья и Лохинского острова должна быть защищена Проектом ЗСО, и поэтому они включены санитарными правилами в границы пояса 1Б Рублевской и Западной станций водоподготовки.

3. Водозаборы Северной станции водоподготовки на южном берегу Клязьминского водохранилища, характеризующегося оживленным судоходством и высокой рекреационной нагрузкой. Единственный способ защитить качество воды у водозаборов от антропогенного прессинга – это строжайший контроль соблюдения санитарных правил на теплоходах и других плавсредствах, а также административные мероприятия по запрету стихийного рекреационного и хозяйственного природопользования на территории и в акватории второго пояса ЗСО Клязьминского водохранилища.

4. Истринская гидротехническая система с развитыми на территории ЗСО животноводством и птицеводством и накопленными за десятилетия отвалами навоза и помета. В настоящее время в связи со снижением поголовья в хозяйствах качество воды несколько улучшилось. Однако в предполагаемом к разработке Проекте ЗСО должны быть намечены мероприятия по соблюдению технологических и санитарных правил обращения с отходами существующего сельскохозяйственного производства, а также по реабилитации ранее загрязненных, порой бесхозных, территорий.

Порядок согласования и утверждения Проекта ЗСО детально прописан в современном российском законодательстве. Разработанный Проект ЗСО источника питьевого водоснабжения г. Москвы (субъекта РФ) как часть схемытерриториальногопланированиясубъектаРФ,в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (статья 15), подлежит утверждению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (в г. Москве – это Правительство Москвы).

Перед утверждением Проект ЗСО подлежит обязательномусогласованию: с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (в данном случае – Управление Роспотребнадзора по г. Москве), с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, «имеющих общую границу с г. Москва, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых в «Проекте ЗСО…» разработаны предложения по территориальному планированию» (статья 15, пункт 3 Градостроительного кодекса РФ), а также «в целях соблюдения интересов указанных субъектов РФ в установлении зонсособымиусловиямииспользованиятерриторий» (статья 16, пункт 3 Градостроительного кодекса РФ). Для Проекта ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы – это высшие исполнительные органы государственной власти Московской, Тверской и Смоленской областей и органы местного самоуправления некоторых прибрежных административных районов этих областей.

Проект ЗСО (после согласования и утверждения в установленном порядке) является распорядительным правовым актом, на основании которого исполнительные органы государственной власти регионов, на которых расположены водные объекты – источники питьевого водоснабжения г. Москвы, и органы местного самоуправления прибрежных территорий должны обеспечивать выполнение профилактических мероприятий, заложенных в Проекте ЗСО, в пределах границ ЗСО, а также соблюдение санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 [1] на территории и в акватории ЗСО. В частности, в соответствии с Проектом ЗСО, должна быть дополнена «Схема зон с особыми условиями использования территорий», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 г. № 517/23 в составе «Схемы территориального планирования Московской области» [13] и соответствующие документы в Смоленской и Тверской областях.

Выводы

В настоящее время имеются все законодательные предпосылки для создания Проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы – современного полноценного нормативного документа, который позволит защитить источники водоснабжения от чрезмерного антропогенного прессинга.

Список цитируемой литературы

  1. СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
  2. СП 2.1.4.1075-01. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ».
  4. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ».
  5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  6. СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения.
  7. Мазаев В. Т., Ильницкий А. П., Шлепнина Т. Г. Руководство по гигиене питьевой воды и питьевого водоснабжения. – М., МИА, 2008.
  8. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ «Лесной кодекс РФ».
  9. СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.
  10. СанПиН 1.2.1077-01. Гигиенические требования к хранению, применению и транспортированию пестицидов и агрохимикатов.
  11. СП 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.
  12. СанПиН 2.1.7.1332-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
  13. Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития. Утв. постановлением правительства Московской области от 11 июля 2007 г. № 517/23.
 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

wastetech 150 100

VAK2

Чистая вода

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.