№6|2010

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

Итоговая резолюция Третьего Невского международного экологического конгресса

Аннотация

14 и 15 мая в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под эгидой Совета Федерации РФ в третий раз собрался Невский международный экологический конгресс. В центре внимания этого представительного и авторитетного форума – экологизация природопользования как основы модернизации национальных экономик.

 

 

Скачать статью в журнальной верстке PDF

06-01-ris

14 и 15 мая в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под эгидой Совета Федерации РФ в третий раз собрался Невский международный экологический конгресс. В центре внимания этого представительного и авторитетного форума – экологизация природопользования как основы модернизации национальных экономик.

Участники Третьего Невского международного экологического конгресса «Экологизация природопользования – основа модернизации экономики в равновесии с природой», представляющие законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, структуры бизнеса, организации образования и науки государств – участников СНГ, а также международные организации, констатируют, что:

в условиях преодоления мирового финансово-экономического кризиса особенно возрастает необходимость проведения согласованной в международном масштабе антикризисной политики, которая качественно снижала бы экологическую нагрузку на природу, минимизировала наносимый ей ущерб;

на повестке дня стоит задача формирования глобальной системы экологической безопасности, адекватной остроте возникающих экологических и климатических рисков, способной их прогнозировать, упреждать и оперативно реагировать на них;

только система стимулируемых инноваций способна минимизировать наносимый природе ущерб, предотвратить деградацию экологической системы, устранить опасность, которую представляет для здоровья нынешних и будущих поколений загрязнение планеты;

государства в партнерстве с хозяйствующими субъектами и организациями гражданского общества призваны выступить политическими инициаторами, стимуляторами и субъектами экологической политики, способствующей экологической модернизации экономики, которая не будет ориентирована на безудержное потребление ресурсов;

в рамках устойчивого развития интенсивное и ускоренное внедрение наилучших доступных экологических технологий является столь же значимым глобальным приоритетом, как и рост экономики;

отношение к природе, экологическое мышление и поведение являются показателями культуры и нравственности.

Участники Третьего Невского международного экологического конгресса,

руководствуясь духом Всеобщей декларации прав человека, принятыми международными правовыми актами и правовыми актами государств – участников СНГ в области прав человека, экологии и охраны окружающей среды;

стремясь сохранить Землю как гармоничную и сбалансированную экосистему;

ориентируясь на поддержание баланса природных систем планеты и антропосферы;

акцентируя вниманиена необходимости перехода к интенсивной, щадящей экологию экономике, вовлечения делового сообщества и институтов гражданского общества в решение экологических проблем;

рассматривая в качестве важнейшего направления экологизацию экономики через внедрение энергосберегающих, малоотходных технологий, глубокой переработки сырья и отходов,

приняли настоящую Итоговую резолюцию.

В целях успешного решения экологических проблем участники конгресса полагают целесообразным:

выстраивать модель отношений человека и природы, нацеленную на сбалансированное решение экономических и экологических задач;

укреплять международную правовую базу в области рационального использования лесных и водных ресурсов;

развивать международные механизмы экологического страхования;

способствовать повышению роли и влияния экологических институтов в структуре Организации Объединенных Наций;

содействовать формированию института независимой экспертизы по различным экологическим направлениям;

улучшать правовые основы и практические механизмы реализации совместных международных проектов, в том числе Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к данной конвенции;

развивать международную практику привлечения целевых экологических инвестиций;

вести активный поиск дополнительных источников финансирования природоохранных программ;

способствовать реализации национальных стратегий устойчивого развития, а также созданию дополнительных международных механизмов в области устойчивого развития;

переходить от отдельных природосберегающих мер к общим комплексным системам экологического менеджмента и аудита, основанным на современных экологических стандартах;

считать важным показателем экономического состояния «зеленый рост» – развитие экономики на основе широкого применения самых передовых чистых и безопасных технологий;

способствоватьразработке и внедрению новых, максимально безопасных технологий получения энергии из альтернативных источников, пригодных для массового применения;

распространять передовой опыт применения инновационных решений в сфере переработки и использования бытовых и промышленных отходов;

придать новое качество сотрудничеству в области распространения экологически чистых экономичных технологий и безопасных практик природопользования;

развивать практику приграничного сотрудничества в области рационального хозяйственного использования трансграничных природных объектов;

совместно с общественными объединениями содействовать проведению на международном межправительственном уровне
ряда конференций в области охраны окружающей среды;

добиваться максимально широкой общественной поддержки в решении задач экологизации природопользования;

содействовать развитию экологической культуры;

активнее привлекать средства массовой информации в целях более широкой пропаганды экологической культуры населения и здорового образа жизни;

способствовать повышению роли общественных организаций и образовательных учреждений по формированию у граждан экологической этики, их привлечению к активному участию в проектах в сфере энергосбережения, эффективного использования вторичного сырья;

рассмотреть вопрос о включении в систему дошкольного и школьного обучения специальных курсов экологии;

активнее пропагандировать здоровый образ жизни.

Для успешного решения экологических проблем государств Содружества участники конгресса считают необходимым:

усилить работу по обмену опытом в области разработки стратегий и тактик противодействия экономическому кризису и выходу из него с учетом усиления экологизации экономики;

содействовать изучению и распространению успешных практических наработок в области экологизации экономики и природосбережения, реализованных в странах Содружества;

повысить координацию совместных действий государств – участников СНГ в рамках международных экологических организаций и соглашений;

продолжить трансграничное сотрудничество в сфере сохранения и охраны природных объектов, внедрения экологических инноваций, альтернативных технологий и источников энергии;

формировать правовую базу, финансовые и налоговые механизмы для стимулирования предприятий и организаций, которые модернизируют производство, реализуют природоохранные мероприятия, отвечают требованиям охраны здоровья и защиты окружающей среды;

активизировать работу в области адаптации и выработки современных стандартов и норм, способствующих как сохранению природы, так и развитию экономики;

активизировать разработку международных и национальных законодательных актов в сфере природопользования, энергоэффективности и охраны окружающей среды, способствовать их принятию и реализации;

рекомендовать Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ продолжить разработку модельных законов «О стратегической оценке состояния окружающей среды», «Об экологическом аудите», «О рациональном использовании и охране трансграничных вод» и «Об экологическом страховании» (новая редакция);

рекомендовать Исполнительному комитету СНГ уделить особое внимание процедуре внутригосударственных согласований проекта новой редакции Конвенции об экологической безопасности государств – участников СНГ и приложений к ней;

более широко использовать модельное экологическое право при формировании национального природоохранного законодательства стран Содружества;

доработать общие правила управления водными и лесными ресурсами и их использования, единую систему комплексных природоохранных норм и разрешений для промышленных предприятий;

предложить Исполнительному комитету СНГ возобновить практику ежегодных сессий Межгосударственного экологического совета, приурочив их проведение к Невскому международному экологическому конгрессу;

рекомендовать парламентам государств – участников СНГ провести анализ реализации решений и рекомендаций Невского международного экологического конгресса в своих странах.

Для успешного решения экологических проблем в Российской Федерации участники конгресса полагают целесообразным:

решать задачи снижения негативного воздействия на природу в контексте всесторонней модернизации страны;

обеспечивать практическое соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

двигаться в направлении усиления возможностей государства и общества в сфере экологического контроля и экологической экспертизы;

активизировать очистку водных ресурсов, обеспечивать строительство, реконструкцию, техническое перевооружение очистных сооружений;

уточнить систему бесплатности и платности природопользования, а также систему ценообразования, полностью учитывающую экологические ущербы и риски;

совершенствовать систему экологического нормирования, порядок расчета и взимания платы за вредное воздействие на природу;

совершенствовать систему показателей оценки состояния окружающей среды;

обеспечить поддержку реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889, наметившего задачу снижения к 2020 г. энергоемкости ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г.;

ускорить разработку федерального закона об экологическом страховании;

скорректировать Экологическую доктрину Российской Федерации с учетом новых задач, требований, принятых правовых актов;

более широко использовать наработки в области модельного экологического права СНГ при формировании российского природоохранного законодательства;

содействовать внедрению передовых государственных стандартов в области ресурсосбережения (сокращения потерь ресурсов, обращения с отходами, внедрения наилучших доступных технологий, экологических требований к упаковке), подготовленных с учетом международного опыта;

ускорить согласование, доработку и принятие новых технических регламентов, их приведение в соответствие с международными экологическими стандартами;

ускорить разработку и принятие мер, призванных стимулировать хозяйствующие субъекты к модернизации производств, внедрению наилучших доступных технологий, инвестированию в экологические программы и инновации (с помощью системы льгот, кредитов и субсидий);

шире использовать при строительстве зданий и сооружений ресурсосберегающие технологии и экологически безопасные материалы;

уточнить понятийный аппарат, критерии и обоснование выбора наилучших доступных технологий;

аккумулировать сведения о наилучших доступных технологиях, реализованных промышленными объединениями и ассоциациями; разрабатывать рекомендательные справочные документы по наилучшим доступным технологиям для различных отраслей промышленности;

осуществлять массовую подготовку специалистов по применению экономичных и низкоэмиссионных технологий;

более активно использовать возможности международного экологического сотрудничества для технологической модернизации России при одновременном развитии собственных инноваций;

обобщить результаты региональных пилотных проектов, посвященных поиску альтернативных решений для «энергоэффективного города», инновационной и малой комплексной энергетике, «энергоэффективному социальному сектору» и др.;

применять инновационные решения в сфере переработки и использования бытовых и промышленных отходов;

усиливать механизмы государственной поддержки предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;

стимулировать производство экологичной упаковки, создание новых видов продукции, произведенной с использованием отходов в качестве вторичного дополнительного ресурса;

развивать систему сбора и утилизации пришедших в негодность автомобилей;

разрабатывать меры экономического поощрения производства продукции с лучшими экологическими характеристиками;

более полно учитывать экологические характеристики товаров и услуг при осуществлении государственных закупок;

отработать механизм отбора энергоэффективной и экологичной продукции при проведении тендеров и заключении контрактов для государственных и муниципальных нужд с коррекцией соответствующего законодательства;

двигаться в направлении формирования в России единой целостной системы экологического маркирования и сертификации с учетом международных стандартов; содействовать созданию особых узнаваемых российских товарных знаков для маркирования качественной, экологически безопасной продукции;

содействовать обмену передовым опытом экологизации, экологическому просвещению населения, проведению общественного экологического контроля и экспертизы.

Участники конгресса заявляют, что вопросы обеспечения экологической безопасности, модернизации экономики и энергоэффективности должны рассматриваться системно и комплексно. Для успешного решения ключевых экологических проблем необходимы решительные действия государственных органов, ответственность бизнеса, активное участие гражданского общества и ориентированное на сохранение природы поведение граждан.

Участники конгресса призывают органы государственной власти всех стран, политиков, представителей средств массовой информации, граждан пропагандировать и проводить в жизнь основные положения настоящей Итоговой резолюции и рекомендации «круглых столов», выработанные в ходе работы третьего Невского международного экологического конгресса.

 

 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Banner konferentciia itog 200x100

VAK2

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.