№5|2010

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

bbk 000000

УДК 377.3:628.1.2

Кинебас А. К., Федотов Б. А., Тихонов П. А., Финогенов М. В., Варламова Е. В.

Повышение квалификации работников диспетчерских служб ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Аннотация

Рассматриваются вопросы создания системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала на предприятиях городского водопроводно-канализационного хозяйства. Описан опыт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по построению и развитию такой системы на базе современных информационных технологий.

Ключевые слова

, , , ,

 

Скачать статью в журнальной верстке PDF

Безопасность, надежность и эффективность функционирования городских систем водоснабжения и водоотведения, наряду с другими факторами, напрямую зависит от квалификации персонала, обслуживающего эти системы [1; 2].

Для формирования требуемого уровня квалификации персонала необходимо создание на предприятиях системы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Основные положения требований к подготовке персонала изложены в ОСТ 95 10581-2003, где в частности указывается, что «профессиональное обучение персонала в организации является составной частью работы с персоналом по подготовке, переподготовке, поддержанию и повышению квалификации персонала и должно быть направлено на достижение и поддержание необходимого уровня квалификации персонала, способного обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу».

Анализ аварийности в различных сферах промышленного производства, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства показывает, что 70% случаев аварий связаны с человеческим фактором – нарушением производственной дисциплины и технологии работ, неэффективностью производственного контроля, низким уровнем знаний, умений, навыков персонала и т. д. [3; 4]. Ключевую роль в ликвидации нештатных и аварийных ситуаций в системах водоснабжения и водоотведения играет оперативно-диспетчерский персонал. Именно от квалификации этой категории персонала зависит обеспечение безопасности людей, устранение экологической и социальной угрозы при авариях в системах водоснабжения и водоотведения. Все эти факторы обусловливают необходимость создания на предприятиях городского водопроводно-канализационного хозяйства системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала.

Цель повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала предприятий водопроводно-канализационного хозяйства – формирование знаний, умений и практических навыков, обеспечивающее прежде всего предотвращение и минимизацию негативных последствий аварийных ситуаций в системах водоснабжения и водоотведения, а также эффективную работу в штатных условиях в соответствии с требованиями должностных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо учитывать особенности данной категории персонала:

высокая степень ответственности и требовательности к качеству профессиональной подготовки;

необходимость высокого уровня знаний в различных сферах функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в частности, от работы оборудования до использования компьютерных программ автоматизированных рабочих мест диспетчеров;

недостаточная подготовка выпускников системы высшего и среднего специального образования (вузов, колледжей) профильных специальностей по направлению «оперативно-диспетчерское управление системами водоснабжения и водоотведения»;

отсутствие методического обеспечения (методик обучения, учебной литературы, учебных фильмов, современных компьютерных обучающих программ и тренажеров);

определенные психофизиологические требования, предъявляемые к персоналу (умение быстро оценивать ситуацию и принимать решения в условиях неполной информации, взаимодействовать с персоналом из других подразделений);

сменный характер работы оперативного персонала, что создает проблемы при организации группового обучения.

Создание комплексной системы подготовки оперативного персонала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является одним из приоритетных направлений деятельности в рамках проекта «Корпоративный университет».

В 2007 г. на предприятии были разработаны и введены «Единые квалификационные требования к персоналу, осуществляющему профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга». Это перечень обязательных условий, выполнение которых определяет возможность работника предприятия осуществлять профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением, т. е. требования к уровню профессионального образования, опыту работы, знаниям и навыкам оперативного персонала. По сути, была построена модель необходимых знаний, умений и навыков оперативного персонала. На базе «Информационно-образовательного центра» (филиала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») создан учебный компьютерный класс для повышения квалификации персонала оперативно-диспетчерской службы предприятия. В 2008 г. завершен проект, выполненный ЗАО «ТЕЛРОС», по оборудованию аудитории средствами информационных и телекоммуникационных технологий.

В соответствии с введенными квалификационными требованиями, были подготовлены учебные программы «Оперативно-диспетчерское управление системой водоснабжения Санкт-Петербурга», «Оперативно-диспетчерское управление системой водоотведения Санкт-Петербурга» и учебно-тематические планы обучения оперативно-диспетчерского персонала в модульном формате. Модульная структура учебных планов позволяет формировать программы обучения оперативного персонала с учетом индивидуальных особенностей и квалификационных потребностей работников, гибко варьировать учебным графиком, учитывать сменный характер работы оперативного персонала.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» совместно с негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии безопасности, входящей в группу компаний «ТЕЛРОС», начали разработку современных компьютерных средств обучения оперативно-диспетчерского персонала. Цель этих разработок – повышение эффективности обучения персонала с помощью современных информационных технологий. Элементы таких компьютерных средств обучения оперативного персонала представлены на рис. 1.

Электронный учебник представляет собой обучающую программную систему комплексного назначения. Функции электронного учебника:

предоставление теоретического материала с максимальным облегчением понимания и освоения наиболее существенных понятий, утверждений и примеров изучаемой дисциплины при активном участии обучающихся;

первичный контроль уровня усвоения знаний и формирования перечня вопросов для самообразования;

использование в процессе обучения иных, по сравнению с обычным учебником, возможностей человеческого мозга, в частности, зрительной и эмоциональной памяти, что обусловлено возможностями современных информационных технологий (не только «повторение», но и «впечатление» как одна из основ обучения).

Автоматизированные учебные курсы – это специализированные программы, реализуемые средствами вычислительной техники и предназначенные для выработки простых и сложных навыков, а также закрепления и углубления знаний теории и алгоритмов действий. В зависимости от цели обучения автоматизированные курсы могут иметь информационные, обучающие, контролирующие функции, различные системы контроля действий и успеваемости тренирующихся. Автоматизированные обучающие курсы служат для получения знаний об устройстве и процессах функционирования оборудования, а также навыков работы в штатных и аварийных ситуациях на основе автоматизированных сценариев тренировок и ликвидации аварийных ситуаций. Автоматизированные обучающие курсы ориентированы на овладение не только конкретным способом ликвидации аварийной ситуации, но и общим подходом к решению конкретных задач.

Тренажеры предназначены для получения навыков качественной работы в нештатных и аварийных ситуациях.

Координационным советом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», осуществляющим контроль за организацией процесса обучения на предприятии, принято решение о поэтапной реализации проекта по созданию компьютерных средств обучения персонала оперативно-диспетчерских служб:

1 этап – создание автоматизированных учебных курсов для обучения персонала по наиболее актуальным темам;

2 этап –создание демонстрационной версии учебно-тренажерного программного комплекса на примере одной задачи;

3 этап – создание учебно-тренажерного программного комплекса;

4 этап – сопровождение и актуализация разработанных компьютерных средств обучения.

В соответствии с этим планом, в 2008 г. были разработаны автоматизированные учебные курсы по следующим действиям оперативно-диспетчерского персонала:

при различных режимах работы предприятия до прибытия руководящего состава;

при выполнении аварийных работ в сопредельных зонах филиалов и производственных управлений;

в условиях обнаружения токсичных веществ в водозаборных сооружениях;

в условиях резкого ухудшения качественного состава водоисточника по мутности и цветности;

при остановке насосных отделений первого подъема Главной водопроводной станции.

Для учебных модулей «Общие положения о предприятии «Водоканал Санкт-Петербурга», «Системы водоснабжения зон оперативной ответственности», «Организация и технология оперативно-диспетчерского управления» разработаны электронные учебники.

В 2009 г. были разработаны автоматизированные курсы по действиям оперативно-диспетчерского персонала:

при остановке насосных отделений первого и второго подъема на Северной водопроводной станции;

при авариях на Центральной станции аэрации;

при нештатных и аварийных ситуациях, связанных со сбросом загрязняющих веществ в систему канализации.

Во всех автоматизированных курсах были реализованы блоки тренинга с режимами работы «обучение» и «контроль». В режиме «обучение» тренирующийся в анимационной форме знакомится с технологией и действиями оперативного персонала в предложенной ситуации и тренируется в выполнении этих действий. В режиме «контроль», в соответствии со сценарием, автоматически контролируется правильность выполнения тренирующимся действий, предусмотренных регламентами предприятия. Формы разработанных автоматизированных курсов представлены на рис. 2 и 3.

Четыре группы оперативно-диспетчерского персонала прошли курсы повышения квалификации по программам «Оперативно-диспетчерское управление системой водоснабжения Санкт-Петербурга» и «Оперативно-диспетчерское управление системой водоотведения Санкт-Петербурга» с использованием компьютерных средств обучения. В течение двух месяцев группы обучались по специальному графику, согласованному со сменным графиком работы персонала. По каждой теме программы проводились лекции и практические занятия с электронным учебником, с использованием автоматизированных курсов, а также осуществляется автоматизированный контроль знаний.

По темам, связанным с действиями в нештатных и аварийных ситуациях, проводились занятия в форме ролевых игр [5; 6]. При этом производилась видеозапись. Каждый обучаемый выполнял в ходе деловой игры функции определенного оперативного персонала, а задачей учебной группы была ликвидация аварийной ситуации, предложенной преподавателем. Тренирующиеся выполняли необходимые в данной ситуации действия: доклады, оповещения, распоряжения, а также вели оперативную документацию. Преподаватели имитировали выполнение соответствующих команд, «изменяя» режим работы и состояние системы водоснабжения, чем усложняли аварийную ситуацию. Включение в учебный процесс деловых игр позволило, наряду с автоматизированными учебными курсами, приблизить обучение к практике, сформировать не только знания, но и умения.

В настоящее время ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» продолжает разработку компьютерных средств обучения оперативного персонала предприятия, развивает систему подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала. В ближайшие планы входит подготовка и проведение соревнований персонала предприятия с использованием разработанных программных средств и опыта проведения деловых игр.

Выводы

Для обеспечения безопасности, надежности и эффективности функционирования городских систем водоснабжения и водоотведения необходимо создание системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала с использованием современных информационных технологий и методических приемов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Водоснабжение Санкт-Пе­тербурга: Под общей ред. Ф. В. Кармазинова. – СПб: Новый журнал, 2003.
  2. Отведение и очистка сточных вод Санкт-Петербурга: Под общей ред. Ф. В. Кармазинова. – СПб: Новый журнал, 2002.
  3. Пуликовский К. Б. Приоритет качеству подготовки, профессиональному обучению и аттестации работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору // Безопасность труда в промышленности. 2006. № 7.
  4. Магид С. И., Архипова Е. Н., Музыка П. П. Надежность персонала – одна из основных гарантий энергобезопасности // Энергосбережение и водоподготовка. 2008. № 4 (54).
  5. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. И. Деловые иг­ры. – Рига: Авотс, 1989.
  6. Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. – М.: Форум, 2009.
FaLang translation system by Faboba

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

VAK2

100х100 Aquatherm18

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.